Система управления самолетом

Для управления самолетом по тангажу используется руль высоты, установленный на стабилизаторе. Управление по крену осуществляется при помощи элеронов, установленных на задней кромке крыла. Управление по рысканию обеспечивается рулем направления, установленным на киле. На задней кромке крыла установлены закрылки, улучшающие летные характеристики самолета при взлете и посадке. Руль направления и руль высоты оснащены системами триммирования.

У каждого пилота имеется ручка управления самолетом. Для управления триммером руля высоты пилот может использовать колесо на центральной панели или электрический переключатель, расположенный на ручке управления пилота. Самолет DA42 NG оснащен переменным ограничителем руля высоты с электрическим приводом, ограничивающим отклонение руля высоты вверх. Для управления переменным ограничителем руля высоты используются два микровыключателя, расположенные по одному на каждый рычаг управления двигателем.

У каждого пилота имеются педали управления рулем направления. Узел педалей управления рулем направления крепится к полу кабины. Каждый пилот может регулировать положение педалей управления рулем направления при помощи ручки регулировки, расположенной на узле педалей управления рулем направления или от электропривода, (рис. 5.1.).

 

 

Рис. 5.1. Рулевые поверхности самолета DA42NG

В передней части центральной панели имеется колесо управления триммером руля направления, которое соединяется с триммером РН при помощи гибкого троса.

Управление элеронами и рулем высоты пилот осуществляет при помощи ручки управления самолетом. Управляющие усилия передаются на элероны и руль высоты при помощи качалок и тяг-толкателей. Для передачи управляющих сигналов от узла педалей управления рулем направления к рулю направления используются гибкие тросы. Управление закрылками осуществляется при помощи электрического исполнительного механизма.

Элероны

Самолет DA42 NG оснащен двумя ручками управления самолетом, при помощи которых осуществляется управление элеронами, (рис. 5.2.). В системе управления элеронами используются тяги-толкатели и качалки.

При помощи ручек управления самолетом осуществляется управление элеронами и рулем высоты через тяги управления. Тяги управления элеронов присоединяются к нижней части ручек управления. С другой стороны тяги присоединяются к передней качалке управления элеронами на шпангоуте крепления ручек управления. К передней качалке, установленной на шпангоуте крепления ручек управления, присоединяется также короткая тяга, проходящая под центральной панелью.

Короткая тяга присоединяется к промежуточному рычагу, установленному на носовом главном шпангоуте. Другая тяга соединяет промежуточный рычаг с задней качалкой управления элеронами. Задняя качалка управления элеронами крепится к задней поверхности заднего главного шпангоута.

К задней качалке присоединяются две тяги, расположенные в центроплане. Каждая из этих тяг присоединяется к длинной тяге, расположенной в соответствующем крыле.

Каждая длинная тяга проходит через три направляющих. Первая направляющая крепится к нервюре, расположенной в центроплане. Вторая направляющая крепится к нервюре крепления качалки внешнего закрылка. Третья направляющая тяги крепится к небольшой нервюре. Две длинных тяги присоединяются к качалкам элеронов, установленным в каждом крыле на нервюре крепления качалки элерона.

 

 


Рис. 5.2. Органы управления элеронами в фюзеляже

Качалки элеронов соединяются короткими тягами с кабанчиком элерона. Регулировка коротких тяг позволяет смещать диапазон отклонения элеронов вверх или вниз.

Слева от ручки управления первого пилота расположен ограничитель хода элеронов, ограничивающий отклонение ручек управления самолетом влево (левый элерон вверх, правый элерон вниз). Справа от ручки управления второго пилота расположен ограничитель хода элеронов, ограничивающий отклонение ручки управления самолетом вправо (правый элерон вверх, левый элерон вниз). Роль ограничителя выполняет головка болта.

Кроме того, перед передней кромкой левого и правого элеронов расположены нерегулируемые ограничители хода. Каждый ограничитель представляет собой блок из стеклопластика с резиновым покрытием, установленный на внутренней поверхности верхней обшивки крыла. При полном отклонении элерона вниз передняя часть элерона отклоняется до упора вверх и упирается в ограничитель.

Принцип работ

При отклонении ручки управления самолетом влево происходит следующее: тяги, присоединенные к ручке управления, движутся вправо. Передняя качалка перемещает тягу, проходящую под центральной панелью, назад. Тяга, проходящая под центральной панелью, отклоняет промежуточный рычаг и перемещает вторую короткую тягу назад. Вторая короткая тяга отклоняет заднюю качалку, при этом длинные тяги в крыльях перемещаются влево. Качалка левого элерона в левом крыле перемещает короткую тягу, присоединенную к кабанчику левого элерона, назад. Левый элерон отклоняется вверх.

При отклонении ручек управления самолетом вправо происходит следующее: правый элерон отклоняется вверх, левый элерон отклоняется вниз.

Руль направления

У каждого пилота имеется узел педалей управления рулем направления. Для передачи управляющих сигналов от узла педалей управления к рулю направления используются тросы. На руле направления установлен регулируемый триммер. Узел педалей оснащен механизмом регулировки.

Система включает в себя следующие элементы:

- Узел педалей управления рулем направления на рабочем месте каждого пилота в передней части кабины. Передняя часть каждой педали соединяется с главным тормозным цилиндром.

- Ручка регулировки положения педалей каждого пилота, которая крепится к задней поверхности каждого узла педалей управления рулем направления или устанавливается в качестве дополнительного электро- оборудования; переключатель регулировки положения педалей каждого пилота, расположенный на задней стенке ниши для ног.

- Трехплечая качалка (T-образный рычаг) в сборе в фюзеляже под центральной панелью. Трехплечая качалка крепится к низу шпангоута крепления ручек управления и к обшивке фюзеляжа.

- Опора руля направления в хвостовой части фюзеляжа. Руль направления передней кромкой закреплен в нижнем монтажном кронштейне, который, в свою очередь, установлен на опоре руля направления.

- Тросовая проводка. Органы управления, установленные на носовом шпангоуте кабины, соединяются гибкой тросовой проводкой управления с трехплечей качалкой. Трехплечая качалка соединяется с рулем направления двумя гибкими тросами. На каждом тросе установлен тандер, позволяющий регулировать длину троса.

Каждый узел педалей управления рулем направления крепится к полу кабины шестью болтами. Каждая педаль состоит из рычага и подножки, имеет S-образную трубку, положение нижнего конца которой совпадает с осью шарнира педали, а верхнего конца – с плоскостью подножки педали, (рис.5.3.).

От носового шпангоута кабины к низу каждой S-образной трубки подходят четыре троса управления. Для регулировки каждого узла крепления троса предусмотрен кронштейн с отверстиями.

Два троса (тросы фюзеляжа) крепятся к задней части трехплечей качалки. Каждый трос состоит из короткой передней части и длинной задней части. Передние и задние тросы соединяются тандерами, которые используются для регулировки натяжения тросов фюзеляжа и нейтрального положения руля направления. Оба троса фюзеляжа проходят через тефлоновые трубки в хвостовой части фюзеляжа и крепятся к нижнему монтажному кронштейну руля направления. В хвостовой части фюзеляжа тросы перекрещиваются.

 
 

 

 


Рис. 5.3. Узел педалей управления рулем направления

С левой стороны нижнего узла навески руля направления расположен ограничитель руля направления, ограничивающий отклонение руля направления влево. С правой стороны нижнего узла навески руля направления расположен ограничитель руля направления, ограничивающий отклонение руля направления вправо. Каждый ограничитель руля направления состоит из гайки, приваренной к нижнему монтажному кронштейну руля направления, и болта, который застопорен в гайке зажимной гайкой.

5.2.1. Принцип работы

При отжатии левой педали управления рулем направления вперед происходит следующее: верх S-образной трубки сдвигается вперед.S-образная трубка тянет левый трос кабины.Левый трос кабины движет качалку против часовой стрелки (при виде сверху).Качалка тянет вперед трос фюзеляжа, прикрепленный к правому плечу, который присоединяется к левой стороне руля направления.Трос фюзеляжа отклоняет руль направления влево.При отклонении руль направления тянет назад другой трос фюзеляжа, который присоединяется к левой стороне качалки.Трос фюзеляжа движется назад вместе с левой стороной качалки.Левая сторона качалки тянет назад оба правых троса кабины, которые, в свою очередь, тянут назад S-образные трубки правых педалей управления рулем направления.

При отжатии вперед правой педали управления рулем направления все элементы движутся в обратном направлении. Руль направления отклоняется вправо и тянет назад левые тросы.

Рис. 5.2. Элементы системы управления рулем направления в кабине
- Ручная регулировка педалей

При оттягивании ручки регулировки собачка расцепляется с нижней направляющей трубкой. При дальнейшем оттягивании ручки узел педалей смещается вдоль направляющей трубки в направлении кресла. Отпустить ручку и нажать ногами на обе педали. При этом собачка фиксирует положение узла.

При нажатии ногами на обе педали при оттянутой ручке узел педалей смещается вперед по направляющим трубкам. Отпустить ручку и нажать ногами на обе педали. При этом собачка фиксирует положение узла.

При регулировке положения педалей тросы управления двигаются в S-образных трубках.

- Электрическая регулировка

Переключатели регулировки положения педалей расположены с левой и правой стороны на задней стенке ниши для ног. Переключатель регулировки положения используется для регулировки положения узла педалей с соответствующей стороны.

Для смещения педалей к себе нажать на верхнюю часть переключателя. Для смещения педалей от себя нажать на нижнюю часть переключателя.При отпускании переключателя электродвигатель выключается и педали остаются в выбранном положении.

При регулировке положения педалей тросы управления двигаются в S-образных трубках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: