Система уборки и выпуска шасси и управления створками

Для выпуска и уборки шасси самолет оснащен специальной гидравлической системой. Система уборки и выпуска шасси состоит из следующих основных элементов, (рис. 4.3. и рис. 4.4.).

 

 

 


Рис. 4.3. Основная опора шасси. Выпущенное и убранное положение

 

 

 


Рис. 4.4. Носовая опора шасси. Выпущенное и убранное положение

4.6.1. Гидроцилиндры

Гидроцилиндры расположены в нише соответствующей опоры шасси. Гидроцилиндры обеспечивают уборку и выпуск шасси самолета под действием

давления гидравлической жидкости при нормальной работе системы.

4.6.2. Складывающиеся подкосы

Каждая опора шасси оснащена складывающимся подкосом. Складывающийся подкос фиксирует стойку шасси в выпущенном положении. При выходе стойки шасси складывающийся подкос распрямляется и фиксируется в распрямленном положении замком. При подаче пилотом команды на уборку шасси гидроцилиндр приводит в действие механизм, обеспечивающий расфиксацию складывающегося подкоса. После этого складывающийся подкос убирается в нишу шасси вместе со стойкой.

4.6.3. Ручка переключателя

Ручка переключателя расположена на главной приборной панели в кабине. Переключатель используется для нормального выпуска и уборки шасси. Для индикации положения шасси используются три светодиода, расположенные на главной приборной панели рядом с переключателем.

4.6.4. Система аварийного выпуска шасси

Система аварийного выпуска шасси позволяет пилоту производить выпуск шасси при отказе системы. В этом случае выпуск шасси осуществляется под действием силы тяжести. Фиксация стойки в выпущенном положении осуществляется пружинным механизмом, расположенным на шасси состоит из следующих основных элементов: складывающемся подкосе каждой стойки. Система аварийного выпуска

- Кран аварийного выпуска шасси расположен на гидравлическом блоке и приводится в действие рычагом аварийного выпуска шасси. При срабатывании крана аварийного выпуска, обратный поток из гидроцилиндров направляется в обход регулирующих клапанов гидроцилиндров.

- Рычаг аварийного выпуска расположен под главной приборной панелью с левой стороны кабины. На кране аварийного выпуска расположен микровыключатель, отключающий гидравлический насос при установке крана в положение EMERGENCY (аварийный выпуск).

 

4.7. Принцип работы

4.7.1. Уборка

При установке пилотом переключателя шасси в полете в положение UP (уборка) происходит следующее:

– Замыкается электрическая цепь питания гидравлического насоса. Если давление в системе менее 96,5 бар, включается насос. На электромагнитный клапан уборки подается напряжение через микровыключатель обжатия левой стойки шасси. Клапан открывается, пропуская поток жидкости от насоса в полость уборки гидроцилиндра.

Электромагнитный клапан выпуска обесточивается и открывается, пропуская поток жидкости от насоса в полость выпуска гидроцилиндра.

– Реле давления насоса включает и выключает насос, поддерживая давление в системе на уровне 96,5–113,8 бар. Жидкость под давлением, развиваемым насосом, действует на обе стороны поршня гидроцилиндра. Рабочая площадь поршня в полости уборки гидроцилиндра больше рабочей площади поршня в полости выпуска. Поскольку одинаковое давление действует на разную рабочую площадь поршня гидроцилиндра, возникает перепад давления, действующий на поршень и приводящий его в движение, при этом стойка шасси убирается.

– На начальном этапе движения поршня гидроцилиндра в сторону уборки происходит расфиксация механизма распора складывающегося подкоса, который убирается в нишу шасси вместе со стойкой.

– После полной уборки шасси срабатывает микровыключатель убранного положения носовой опоры шасси и подается питание на электромагнитный клапан выпуска, который при этом переключается в положение «полного давления». Обратный поток жидкости со стороны выпуска гидроцилиндров проходит через электромагнитный клапан выпуска и возвращается в бак. Полное давление, действующее на сторону уборки поршней гидроцилиндров, удерживает шасси в полностью убранном положении.

– Реле давления насоса включает и выключает насос, поддерживая давление в системе на уровне 96,5–113,8 бар. При отсутствии в системе внутренней утечки аккумулятор гидравлического давления поддерживает давление в системе без работы гидравлического насоса, (рис. 4.5.).

4.7.2. Выпуск

При установке пилотом переключателя шасси в полете в положение DOWN (выпуск) при нормальной работе системы происходит следующее:

- Замыкается электрическая цепь питания гидравлического насоса. Если давление в системе менее 96,5 бар, насос включается. Электромагнитный клапан выпуска обесточивается, и поток жидкости от гидравлического поступает через электромагнитный клапан выпуска в полость выпуска гидроцилиндра. Электромагнитный клапан уборки обесточивается и пропускает поток гидравлической жидкости из полости уборки гидроцилиндров через регулирующие клапаны обратно в бак.

Реле давления насоса включает и выключает насос, поддерживая давление в системе на уровне 96,5–113,8 бар. Давление сторону выпуска поршня гидроцилиндра, движет поршень в направлении выпуска, при этом происходит выпуск стоек шасси.

– После полного выхода стоек шасси срабатывают замки складывающихся подкосов, преодолевающие сопротивление пружины и фиксирующие подкосы в распрямленном положении.

– При полностью убранных штоках гидроцилиндров (стойки полностью выпущены) давление в системе повышается до уровня 113,8 бар. При повышении давления до 113,8 бар размыкаются контакты реле давления насоса и гидравлический насос обесточивается. При отсутствии в системе внутренней утечки аккумулятор гидравлического давления поддерживает давление в системе без работы гидравлического насоса, (рис. 4.5.).

4.7.3. Аварийный выпуск

Пилот может использовать эту систему для выпуска шасси в случае

отказа системы нормального выпуска. Уборка шасси с использованием системы аварийного выпуска невозможна. Рычаг аварийного выпуска расположен под главной приборной панелью с левой стороны кабины. Рычаг аварийного выпускасоединяется тросом с краном аварийного выпуска. При повороте пилотом рычага аварийного выпуска происходит следующее:

– Рычаг аварийного выпуска открывает кран аварийного выпуска. Приводной рычаг крана аварийного выпуска также приводит в действие микровыключатель, обесточивающий гидравлический насос. Запуск насоса при этом невозможен.

Стойки шасси выпускаются под действием силы тяжести. Открытый кран аварийного выпуска позволяет жидкости выходить из полости уборки

– При выпуске стоек шасси распрямляются соответствующие складывающиеся подкосы. Полное распрямление складывающихся подкосов обеспечивается натяжными пружинами, расположенными в нишах шасси. При полном распрямлении подкоса замок надежно фиксирует складывающийся подкос в распрямленном положении. Зафиксированный подкос удерживает соответствующую стойку шасси в полностью выпущенном положении.

– После фиксации складывающихся подкосов замыкаются концевые выключатели LDG GEAR DOWN (выпущенное положение шасси) на соответствующих подкосах и загораются соответствующие зеленые индикаторы, (рис. 4.5.).

Колеса и тормоза

На самолете DA42 NG установлены две одноколесные основные опоры шасси и одноколесная носовая опора. Все колеса имеют разъемные барабаны и камерные пневматики. Колеса основных опор шасси – стандартные, производства компании Cleveland.

На колесах основных опор шасси установлены тормозные диски с суппортами. Гидроцилиндры тормозов приводятся в действие ножными тормозными педалями. Цилиндры соединяются с суппортами гидравлическими трубками и шлангами. Фиксация тормозов в положении торможения осуществляется краном стояночного тормоза.

 


Рис. 4.5. Принципиальная гидравлическая схема

Каждое колесо основной опоры шасси имеет независимую тормозную систему. Левая педаль каждого узла педалей управления рулем направления приводит в действие тормоз левого колеса, правая педаль – тормоз правого колеса. На колесах основных опор шасси установлены покрышки Goodyear 15 x 6.0 6PR TT и камеры Goodyear G15/6.00-6 TR20. На покрышке и на колесе имеются красные метки проскальзывания, которые должны совпадать друг с другом. На колесе носовой опоры шасси установлена покрышка Goodyear 5.00-5 10PR TT и камера Goodyear 5.00-5 TR 67A.

4.8.1. Описание тормозной системы

Тормозные системы левого и правого колес независимы друг от друга. Каждая система имеет бак, установленный на узле тормозных педалей второго пилота. Баки непосредственно соединяются с главными тормозными цилиндрами. Главные цилиндры на узле тормозных педалей второго пилота соединяются двумя гибкими шлангами с главными цилиндрами на узле тормозных педалей первого пилота.

Левый и правый главные цилиндры первого пилота соединяются также двумя гибкими шлангами с краном стояночного тормоза. Кран стояночного тормоза соединяется гибкими шлангами с суппортами тормозов основных опор шасси. Кран стояночного тормоза установлен на полу фюзеляжа за креслами. Кран стояночного тормоза соединяется тросом с рычагом, установленным на центральной панели в кабине.

Суппорты тормозов – стандартные, производства компании Cleveland. На каждом суппорте установлены два поршня, которые прижимают фрикционную накладку к тормозному диску, при этом фрикционная накладка установленной на суппорте колодки прижимается к внешней поверхности тормозного диска. Суппорт перемещается в боковом направлении на двух крепежных штифтах.

На каждом колесе основной опоры шасси установлен тормозной диск, который крепится к колесу болтами. Тормозной диск вращается между двумя фрикционными накладками в суппорте тормоза. Суппорт расположен на опорной пластине, закрепленной на полуоси колеса.

 

4.8.3. Принцип работы тормозной системы

При нажатии на тормозную подножку педали управления рулем направления жидкость из главного цилиндра поступает по шлангу в суппорт, на котором приводит в действие два поршня. Поршни прижимают нажимную пластину к тормозному диску колеса. При прижатии нажимной пластины к тормозному диску колеса возникает сила противодействия, стремящаяся оттолкнуть суппорт от диска. При движении от тормозного диска суппорт прижимает фрикционную накладку колодки к другой стороне диска. При этом тормозной диск зажимается между фрикционными накладками.

При ослаблении давления на тормозную педаль жидкость возвращается в главный цилиндр, суппорт растормаживает тормозной диск и свободное вращение колеса восстанавливается.

При одновременном нажатии на левую и правую тормозные педали срабатывают тормоза обоих колес. При затягивании стояночного тормоза во время нажатия на обе тормозные педали кран стояночного тормоза запирает гидравлическую жидкость в тормозах и колесные тормоза фиксируются. Для растормаживания колес отпустить рычаг стояночного тормоза.

4.9. Система управления поворотом носовой опоры шасси

Самолет DA42 NG оснащен системой поворота носовой опоры шасси. Поворот носовой опоры осуществляется с использованием педалей управления рулем направления. Педали соединяются со стойкой носовой опоры шасси тягой управления. Колесо носовой опоры шасси разворачивается на угол до 9° при помощи педалей управления рулем направления и на угол до 42° при помощи колесных тормозов, (рис. 4.6.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: