Транзит и приграничная торговля как важнейшие предпосылки стабильного социально-экономического развития Беларуси и ее регионов. Создание свободных экономических зон

Расположенная в центре Европы Беларусь является связующим звеном между Востоком и Западом. Это привлекает к транспортным коммуникациям (железнодорожным, автомагистрали, вокзалам, аэропортам) внимание многих стран мира, прежде всего Европейского Сообщества. Самые короткие железнодорожные и автомагистрали, соединяющие страны Западной Европы со странами СНГ, Южную и Центральную Европу с Северо-Западными районами России, Скандинавии, а также между центральными районами России и ее Калининградской областью проходят через территорию республики. Именно эти обстоятельства определили в пользу Белоруссии решение второй Общеевропейской транспортной Конференции о том, что по ее территории целесообразно иметь три направления Панъевропейских (Критских) транспортных коридоров (о чем сказано в предыдущих разделах). В силу этой специфики республики как транзитной страны её политика должна быть направлена на увеличение транзита и облегчение транзитных перевозок путем создания благоприятных экономических, технико-организационных, нормативно-правовых и политических условий. Направленность транзитной политики на повышение качества услуг выражается в приведении белорусской транспортной инфраструктуры в соответствие с международными техническими стандартами и ее интегрирование в европейскую сеть.

Не менее важным для Республики Беларусь, а также России является и транспортный коридор "Север - Юг", так как он обеспечивает для Беларуси выход к крупным морским портам Балтийского и Черного морей, а для России - кратчайшую связь центра России с Калининградской областью.

Соответствующее развитие транспортной инфраструктуры международного значения должно не только создать благоприятные условия для повышения эффективности экспортно-импортных перевозок грузов и пассажиров отечественными перевозчиками, но и стимулировать выгоднейшую форму экспорта транспортных услуг - транзитные перевозки через территорию Беларуси.

Высокие расходы, связанные с транзитным проездом по территории Беларуси (плата за дороги, экологический сбор, расчеты за услуги таможенных терминалов), вынудили международных перевозчиков искать альтернативные маршруты из европейских стран в Россию. Поток международных перевозок грузов и пассажиров переместился на дороги стран Балтии в обход нашей республики.

Отмеченные негативные факторы способствовали снижению экспорта услуг в страны Балтии в 1999г. по сравнению с 1998г., в результате чего их доля в структуре экспорта в целом по республике сократилась с 11.5 % до 9.5 %.

Установленные в прошедшем году администрациями 21 района местные сборы за парковку и проезд транзитного подвижного состава автомобильного транспорта согласно статье Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 1999 г.» не только повысили тариф, но и спровоцировали на ответные меры соседние государства. Увеличение транспортных сборов за проезд по территории республики привело к сокращению числа иностранных перевозчиков, следующих через Беларусь (в 1999 г. по сравнению с 1998 г. в 2.3 раза и в 4,2 раза по сравнению с 1997 г.).

Несовершенство нашего законодательства также сдерживает также и развитие туризма. Стоимость въездных виз в Беларусь намного выше, чем в другие Европейские страны – в Италию, Финляндию и т.д. при низком уровне развития инфраструктуры.

Из всего комплекса причин, препятствующих развитию транзита в стране, выделяются также низкий уровень сервиса и несовершенство таможенных технологий. Вместе с тем, потеря транзита – это не только прямой ущерб государству, но и потеря имиджа Беларуси, как торгового партера, что создает дополнительные трудности на пути к международной экономической и транспортной интеграции.

Необходимо отметить, что распад СССР и появление на его территории новых государств увеличили число приграничных региональных образований. Такая ситуация характерна и для Республики Беларусь, что обуславливает необходимость учета специфики приграничных регионов как субъектов приграничного международного сотрудничества.

Следует иметь ввиду, что прямые связи субъектов Республики Беларусь с сопредельными государствами в рамках цивилизованного приграничного сотрудничества отвечают интересам Беларуси создавая вокруг нее «пояс добрососедства» и способствуя наращиванию потенциала экономического развития регионов.

В качестве конкретных целей приграничного сотрудничества можно назвать:

1) создание единых экономических пространств на основе восстановления старых и развертывания новых связей;

2) развитие гуманитарных аспектов сотрудничества;

3) налаживание надлежащего миграционного контроля и взаимодействия с соответствующими службами соседних государств;

4) решение транспортных проблем;

5) регулирование экологических процессов на приграничных территориях;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: