Обеспечение национальной безопасности

В контексте перечисленных задач важное значение имеет использование международного опыта и практики Совета Европы и Европейских сообществ, апробирующих различные модели приграничного сотрудничества.

Представляется целесообразным использование опыта Совета руководителей приграничных областей России и Украины, созданного в 1994г.

Следует отметить, что в настоящее время в Совет вошли также представители Витебской, Гомельской и Могилевской областей. Совет проводит системную работу по формированию межгосударственной правовой базы развития приграничных отношений.

Набирает силу трансграничное сотрудничество между Беларусью и Украиной. Во взаимоотношениях с Украиной создана достаточная нормативная база, регулирующая двухсторонние отношения. Сегодня действуют 130 договоров, в том числе более 60 экономического характера, охватывающих практически все сферы экономики.

Несмотря на то, что в трансграничном сотрудничестве присутствуют такие негативные факторы как таможенные барьеры, усиление пограничного контроля, экономические сборы, которые сдерживают его развитие, в последнее время наблюдается некоторое улучшение сложившейся ситуации.

Учитывая что Беларусь с Украиной, также как и другими граничащими с ней государствами связывают водные артерии, важное значение приобретает использование судоходного транспорта и его инфраструктуры, потенциальные возможности которых в последние годы оказались невостребованными. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, а также Днепро-Бугский канал. В интересах интеграции в мировую транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренная соль, руда, уголь, сапропель) в Придунайские страны и черноморские порты.

Важнейшей составной частью трансграничного сотрудничества между Украиной, Польшей и Беларусью стало создание свободных экономических зон.

Во внешнеэкономической деятельности, торгово-экономических отношений существует ряд проблем, решение которых сдерживает не только несовершенство законодательной базы внутри государств, но и отсутствие конкретных проектов, которые могли бы работать на улучшение социальной сферы жизни населения по обе стороны границ. У белорусско-украинского регионального сотрудничества есть значительные потенциальные возможности. Определены некоторые основные направления сотрудничества: экономический проект «Чистый Буг», совместное использование железнодорожного перехода Катовице – Ковель, Малошевичи – Брест, создание Ковельского сухогрузного порта (специальная экономическая зона «Интерпорт Ковель»), расширение погранпереходов, создание грузовых терминалов. Помимо СЭЗ, «Интерпорт Ковель» на Волыне намерены создать еще две специальные экономические зоны, куда войдут шахтерский город Новолыки, поселок Октябрьский, а также территория Шацкого района. Значительные льготы, предоставленные инвесторам и резидентам специальных зон Волыни свидетельствуют о перспективности намеченных проектов.

Достаточно активно развивается трансграничное сотрудничество с Польшей.

В текущем году подписан Договор о сотрудничестве между двумя территориальными образованиями (Брестом и Бяла-Подляска).

В рамках программы TASIS разрабатывается проект: «Создание региональной информационно-аналитической службы для регионов Бреста и Бяла-Подляска» который предусматривается рассмотреть в текущем году на комиссии Евросоюза.

О важности проблемы взаимовыгодного сотрудничества свидетельствует международный семинар по трансграничному сотрудничеству. Проект «Еврограница в Бресте» был разработан экспертами ЕС, в котором брестский регион рассматривается как своеобразные ворота между странами ЕС и СНГ. Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что вступление Польши в Европейский Союз приведет к экономическому росту и увеличению спроса на транспортные и торговые услуги. Ожидается, что многие предприятия, расположенные на германо-польской границе, при наличии благоприятных экономических условий будут постепенно мигрировать к белорусско-польской границе.

В центре внимания экспертов ЕС в рамках проекта «Еврограница в Бресте» находится около 50 проектов по развитию экономики региона. В числе привлекших внимание – СЭЗ «Брест», пункты пропуска и таможенные терминалы, а также многие другие объекты инфраструктуры.

Беларусь руководствуется в своей транспортной политике стремлением к тесному сотрудничеству с Россией в рамках экономического и политического союзов, а также планов, предусмотренных Программой действий Беларуси и России по реализации положений Договора Союзного государства. Это находит свое воплощение в сооружении газопровода Ямал-Западная Европа, в модернизации автомобильной и железнодорожной магистралей Брест-Минск-Москва.

Успешно развиваются торговые отношения с приграничными областями России: Брянской, Псковской, Смоленской областями. В структуре товарооборота Беларуси с Российской Федерацией доля Смоленской области составляет почти 3 %.

В целях дальнейшего развития трансграничного сотрудничества важнейшими функциями территориальных органов управления в регулировании межрегиональных связей должны стать:

- представление интересов региона при проведении многосторонних переговоров на государственном уровне по вопросам международного экономического сотрудничества;

- участие в заключении соглашений по межрегиональному экономическому сотрудничеству, носящих рамочный характер и не противоречащих законодательству РБ;

- создание дополнительных стимулов для привлечения иностранных инвестиций путем сокращения или отмены местных налогов, а также упрощения процедуры регистрации субъектов хозяйствования, активно участвующих в межрегиональных экономических связях;

- оказание информационной и консультационной помощи предприятиям по вопросам практического ведения внешнеэкономической деятельности;

- участие в разработке региональных программ развития экспорта, в том числе для среднего и малого бизнеса;

- предоставление дополнительных финансовых гарантий участникам региональных программ, связанных с развитием внешнеэкономических связей;

- регулирование земельных отношений в пределах своей компетенции в интересах формирования выгодных внешнеэкономических связей;

- участие в создании свободных экономических зон и особых территорий приграничной торговли, располагаемых на территории.

Учитывая особую важность функционирования свободных экономических зон республики ниже приводится анализ и оценка их деятельности и проблемы сдерживающие эффективность их развития.

В настоящее время в Республике Беларусь действуют четыре свободные экономические зоны (СЭЗ), первая из которых - СЭЗ «Брест» создана в 1996г. Постановлением Правительства был утвержден ряд нормативных документов по управлению СЭЗ «Брест», касающихся границ зоны, разработки программы привлечения инвестиций на перспективу. Спустя два года Указом Президента Республики Беларусь №93 от 2 марта 1998г. были образованы СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон». В 1999 году в соответствии с Указом Президента РБ от 4 августа №458 начала функционировать СЭЗ «Витебск». Сравнительно короткие сроки деятельности свободных экономических зон означают, что они находятся на начальном этапе своего становления.

Как свидетельствует зарубежный опыт, концепция свободных экономических зон получила разное развитие в мире в зависимости от их предназначения и функций. Существует широкий диапазон специальных условий, применяемых в различных СЭЗ и разнообразие их характеристик. Имеются отличия в системах и институтах управления, мониторинге развития зон и механизмах финансирования такой деятельности. Международный опыт показывает также, что результатом создания СЭЗ стали как успехи, так и дорогостоящие неудачи. Попытка создать слишком много зон приводит к «размыванию» ресурсов. В связи с этим для объективной оценки перспектив развития созданных зон целесообразно осуществлять мониторинг их деятельности для своевременного выявления как позитивных, так и негативных тенденций.

В настоящее время в республике действуют 118 резидентов свободных экономических зон*. О динамичном развитии СЭЗ свидетельствует существенный рост количества резидентов (почти в 1,5 раза) в 1 полугодии 2000 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Более чем в 2 раза увеличилось число резидентов СЭЗ «Гомель-Ратон» и «Минск». Проводимая в СЭЗ работа по привлечению иностранных инвестиций способствовала значительному росту предприятий-резидентов с совместным и иностранным капиталом. Количественная характеристика резидентов СЭЗ республики в динамике отражена на рис. 3.4.1.

 

На 55,9% увеличился объем продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах производителей без НДС, акцизного сбора и других налогов из выручки. Основными отраслями специализации являются машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая, пищевая, легкая, отрасли промышленности. Вклад каждой из СЭЗ в приросте произведённой продукции представлен на рис. 3.4.3.

При довольно существенном увеличении роста объемов производства среднесписочная численность выросла незначительно – всего на 11,5%,. Это в значительной мере способствовало высоким темпам роста производительности труда, которые составили по всем СЭЗ республики в 1 полугодии 2000 г. по отношению к соответствующему периоду прошлого года 39,8%, что в целом свидетельствует о намечающейся положительной тенденции в деятельности СЭЗ.

Развитие СЭЗ способствовало снижению напряженности в сфере занятости. В 1 полугодии 2000 года число вновь созданных рабочих мест достигло 630. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в СЭЗ «Брест», доля которой составила 38 % общего количества созданных рабочих мест.

Проявление инвестиционной активности в целом по всем СЭЗ республики нашло свое выражение в увеличении инвестиций о основной капитал почти в 3 раза в I полугодии 2000г. по сравнению с I полугодием 1999г. В значительной мере этому способствовал их резкий рост в СЭЗ «Брест» с 8% до 53% от общего объема инвестиций СЭЗ республики за анализируемый период. (Рис 3.4.2.)

Инвестиции используются преимущественно на приобретение оборудования, инструментов, инвентаря и в меньшей степени на строительно-монтажные работы.

О целенаправленной работе проводимой в СЭЗ республики по привлечению инвестиций из-за рубежа свидетельствует рост их объемов в I полугодии 2000г. по отношению к соответствующему периоду 1999г. в 6,5 раза. Лидером по их привлечению среди свободных экономических зон является СЭЗ «Гомель-Ратон». В текущем году доля этой СЭЗ составила 63,7% от общего объема привлеченных инвестиций, в то время как в СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Минск» соответственно 19,9% и 15,7%. Следует отметить, что использование прямых иностранных инвестиций было направлено в основном (62%) на взносы в уставной капитал. Достаточно широка география привлекаемых инвестиций. Это прежде всего Германия, Россия, Великобритания, Польша, Китай, Литва, Швейцария, США, Чешская республика, Италия. В целом наметившуюся тенденцию в этом направлении деятельности СЭЗ Республики Беларусь можно охарактеризовать как позитивную.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятий-резидентов СЭЗ свидетельствует о неоднозначных процессах, происходящих в этой сфере. Соотношение уровней рентабельности (от реализации продукции товаров, работ, услуг) по всем СЭЗ и республике в целом относительно стабильно.

В тоже время по показателю общей рентабельности (как отношение балансовой прибыли к затратам) сложившуюся ситуацию в целом можно рассматривать как проявление негативной тенденции.

Если в 1 полугодии 1999 г. отношение уровней рентабельности всех предприятий-резидентов СЭЗ и республики в целом составляла 25,6% и 13,9% соответственно, то в 1 полугодии 2000 г. 4,0 и 8,6%. Достаточно серьёзные сдвиги произошли в соотношении уровня рентабельности по отдельным СЭЗ. Так, снижение общей рентабельности по всем СЭЗ республики обусловлено в значительной мере ее резким падением, в СЭЗ "Минск" (-37,0%), что в свою очередь связано с существенным превышением расходов от внереализационных операций над доходами, дотацией из бюджета на сумму 281,6 млн. руб. В результате убыток по СЭЗ «Минск» составил 1252,9 млн. руб.

Неоднозначен вклад резидентов СЭЗ в части налогов, уплаченных в бюджет свободной экономической зоны. Если в 1 полугодии 1999 г. небольшая сумма налогов приходилась на СЭЗ «Гомель-Ратон», то в текущем году на СЭЗ «Брест». Достаточно резко изменилась структура таможенных платежей. В основном за счет роста сбора за таможенное оформление в 38,8 раза.

В целом анализ положения, касающегося вопроса налоговых платежей свидетельствует, что деятельность каждой из зон регулируется отдельными положениями о СЭЗ, учитывающими их особенности. Можно отметить некоторые расхождения в наборе льгот, предоставляемых той или иной зоной. Например, в Положении о СЭЗ «Брест», в отличие от СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон» и СЭЗ «Витебск», предусматривается, что приоритетные по профилю деятельности предприятия-резиденты дополнительно могут освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов в порядке, установленном законодательством по предложению администрации.

Еще одно отличие состоит в том, что на резидентов СЭЗ «Брест», например, распространяются все налоговые льготы, предусмотренные специальным правовым режимом, за исключением деятельности, связанной с игорным бизнесом. В то же время в иных СЭЗ права и льготы не распространяются на торгово-закупочную деятельность, розничную торговлю и общественное питание. Что касается налога на доходы, то в течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ «Брест», не подлежат налогообложению. В других СЭЗ резиденты уплачивают налог на доходы от дивидендов по ставке 15% без освобождения на пять лет, что не способствует созданию равных условий хозяйствования для предприятий-резидентов свободных экономических зон.

Как негативный момент в деятельности СЭЗ следует рассматривать рост кредиторской задолженности по оплате труда, которая возросла почти в 3 раза в целом по всем СЭЗ республики.

Процессы, происходящие во внешнеэкономической сфере деятельности предприятий-резидентов в анализируемом периоде, оцениваются неоднозначно. Интенсивно развивается внешняя торговля. Экспорт товаров СЭЗ республики вырос почти в 2 раза, при росте импорта в 1,85 раза. Однако отрицательное сальдо торгового баланса составило в 1 полугодии 2000 г. 4,5 млн. долл. США против 3,4 млн. долл. США за соответствующий период предыдущего года. Прослеживается характерная для всех СЭЗ тенденция, выражающаяся в том, что со странами СНГ и главным образом с Россией резиденты СЭЗ имеют устойчивый положительный баланс, в то время как в торговле со странами дальнего зарубежья отрицательное сальдо выросло более чем в 2 раза. Экспорт в страны вне СНГ в текущем году составил лишь 68% от уровня прошлого года при крайне незначительных объемах -лишь 1,4 млн. долл. США, при импорте 25.1 млн. долл. США. В определенной мере такая ситуация объясняется ввозом инвестиционных товаров.

Анализ экспортно-импортных потоков предприятий-резидентов СЭЗ республики за 1 полугодии 2000г. в разрезе товарной номенклатуры свидетельствует об ее узком ассортименте. В экспорте на три товарные группы, такие как, недрагоценные металлы и изделия из них, пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия, разные промышленные товары приходится 74,9% экспорта. В импорте на три товарные группы: недрагоценные металлы и изделия из них, пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия, древесина и изделия из древесины соответственно – 70,2%. Такая структура подчеркивает в основном сырьевую направленность экспортно-импортных операций. Почти 1/5 импортируемой продукции не расшифрована в статистической отчетности, что затрудняет реальную оценку результатов внешнеторговой деятельности в разрезе товарной номенклатуры.

О достаточно заметном влиянии на экономику региона в сфере внешнеэкономической деятельности свидетельствует существенное увеличение за анализируемый период доли СЭЗ "Брест" в экспорте области с 4,38% до 7,73%. Интенсификация торговых отношений с Россией способствовало увеличению удельного СЭЗ в регионе по экспорту с 4,6% до 9,88%, что является самым высоким значением показателя который в других СЭЗ не достигает 1,5%.

В целом следует отметить достаточно скромный вклад СЭЗ в экономику республики, о чём свидетельствует сравнительный анализ ряда важнейших показателей. В то же время влияние СЭЗ на региональном уровне более ощутимо. Всё это лишний раз подчёркивает необходимость объективной оценки функционирования СЭЗ не преувеличивая, но и не преуменьшая её роль в развитии экономики. Такая оценка в настоящее время затруднена прежде всего из-за отсутствия ряда показателей, в первую очередь таких как производство в стоимостном и натуральном выражении по видам продукции, экспорт и импорт услуг, классификация резидентов с выделением совместных, иностранных и отечественных предприятий, географический аспект привлечённых инвестиций и т.д. Отсутствует информация о малых предприятиях в квартальном разрезе. Затруднена оценка доли экспортируемой продукции в производстве на уровне СЭЗ. В то время как данный показатель является в определённой степени контролируемым, что связано с получением дополнительных льгот. Такая ситуация сказывается на полноте, глубине, а значит и качестве самого анализа, что в конечном итоге может привести к неверным выводам и принятию неоправданных решений.

В целом имеется ряд факторов оказывающих негативное влияние на эффективность деятельности СЭЗ.

Основными проблемами и факторами, которые сдерживают привлечение зарубежных инвестиций в СЭЗ являются продолжающаяся практика принятия законодательных и нормативных ведомственных актов без учета законодательства по СЭЗ. В принимаемых нормативных актах отсутствуют указания о нераспространении отдельных положений на СЭЗ, что позволяет их двойное трактование. Рассмотрим наиболее типичные несоответствия на примере СЭЗ «Брест». Первым что следует отметить – это необходимость согласования принимаемых законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность резидентов зон, с Администрациями СЭЗ республики, либо МИДом или Минэкономики, а также соблюдение условий верховенства специальной нормы по СЭЗ над общей нормой РБ и не допускать ухудшения условий деятельности резидентов СЭЗ.

Не работают пункты Правил определения страны происхождения товаров (утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года), касающихся критериев определения страны происхождения по адвалорной доле и по перечню технических операций, отсутствует система выдачи сертификатов по выше - указанным критериям.

Необходимо принятие решений на межгосударственном или двустороннем уровне по определению критериев страны происхождения по адвалорной доле и по перечню технологических операций.

Получение права проводить расчеты в любой валюте предполагает освобождение резидентов СЭЗ от обязательной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях, полученных от других резидентов СЭЗ в качестве оплаты за продукцию (работ, услуг). Это придаст дополнительный импульс развитию производственной кооперации внутри каждой СЭЗ и между ними, создаст равные условия для иностранных и отечественных инвесторов.

Средства, поступающие в фонды развития СЭЗ, не должны подвергаться налогообложению, поскольку, согласно действующему законодательству, фонды, не являющиеся юридическими лицами, не подлежат налогообложению. Данное положение подтверждено указанием Совета Министров РБ (№39/205-1311 от 8 июля 1999 года). Не достигнута определенность в отношении обязательной продажи средств в СКВ и российских рублях, поступивших в фонды развития СЭЗ, в том числе перечисленных резидентами СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в качестве добровольных поступлений и взносов.

В законодательстве о свободных экономических зонах на территории Беларуси предусмотрены равные права, как для иностранных, так и для отечественных инвестиций. Однако белорусский инвестор не имеет возможности вносить валюту в уставный фонд.

Следует отметить, что усложнена процедура государственной регистрации предприятий, что отрицательно сказалось на инвестиционном климате.

Что касается перспектив развития, то в СЭЗ «Брест» имеется ряд проблем, которые не способствуют динамичному развитию зоны. Если в первые годы создания (1997-1998 гг.) инвесторы активно использовали под производственные помещения пустующие или недостроенные объекты, расположенные на ее территории, то в настоящее время резидентам предлагается строить свои предприятия на новых неосвоенных участках, что становится проблематично без наличия развитой инженерной инфраструктуры, создание которой осуществляется в рамках государственной инвестиционной программы.

Отсутствие в 2000 г. финансирования для СЭЗ на инженерное обеспечение, несмотря на соответствующее поручение Президента РБ, привело на неопределенное время к переносу сроков предоставления резидентам земельных участков под строительство, замедлению темпов привлечения инвестиций, снижению привлекательности инвестиционного климата.

Предусмотренное государственной инвестиционной программой финансирование на 2000 г. составляет лишь 25% от минимально заявленных объемов. Факторами, сдерживающими приток инвестиций, является также:

-контроль государства за ценообразованием продукции предприятий, в том числе работающих на импортируемом сырье;

-чрезмерный перечень лицензируемых видов деятельности и бюрократические сложности при получении лицензий;

-нестабильность и сложность методики налогообложения, в частности введение в действие новой редакции Закона «О налоге на добавленную стоимость».

Согласно статье 17 Закона РБ «О свободных экономических зонах» при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СЭЗ таможенные пошлины (за исключением сборов за таможенное оформление) не взимаются и меры экономической политики не применяются, то есть не должен уплачиваться в частности, налог на добавленную стоимость.

Особо остро строит проблема отвода и изъятия земель на территории СЭЗ. Это один из самых сложных и острых вопросов при обсуждении темы инвестиций с потенциальными резидентами зоны. Главная суть этой проблемы – несовершенство законодательной базы в области СЭЗ и ее несогласованность с земельным законодательством РБ.

Улучшению инвестиционного климата способствовало бы упрощение продажи земли в частную собственность под конкретные инвестиционные проекты.

Стоит также заметить, что если до 2000 года НДС уплачивали от добавленной стоимости (определяемой расчетным путем: выручка–материальные затраты- добавленная стоимость), то теперь от всей выручки. Резиденты СЭЗ, производящие продукцию и использующие импортное сырье, материалы, комплектующие, стали уплачивать НДС на порядок больше (см. Таблица 3.4.1).

Таблица 3.4.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: