Кодовые переменные восприятия

Объективная реальность воспринимается нами в образах, звуках и чувствах. Качественные характеристики образов, звуков и чувств ограничены количественными диапазонами восприятия. Эти кодо­вые переменные названы Р. Бендлером субмодальностями. Имен­но они являются тем склеивающим средством, которым созидается вся архитектоника храма под названием личность.

Перечислим основные из них:

зрительные - панорамность, размер, расстояние, яркость

- черно-белое изображение, чёткость, контрастность (разница между белым и чёрным), передний (задний) план, угол и точка зрения, цветность, рамка, движение -неподвижность, последовательность - разорванность ви­зуального ряда, блеск - сверкание, прозрачность - плот­ность изображения, стереоскопичность (глубина, объём­ность), форма и др.

слуховые - сила, шум - мелодичность, тон, тембр, сте-рео - монофоничность, местоположение источника, пер­манентность - дискретность, знаковость (слова), "движе­ние звука" в пространстве и др.

чувственные - форма, температура, текстура (гладкость, шершавость и др.), степень деформации (твёрдость, мяг­кость), ускорение, тяжесть-лёгкость, сила давления, сила химического раздражения, местоположение устойчивость

- подвижность и др. (Вкус и обоняние имеют свои харак­теристики и описываются так же в зрительных и слухо­вых терминах).

Самый простой способ понять, что же представляют из себя субмо­дальности,- это сравнить черно-белое изображение с цветным. Чер­но-белая реклама отличается от цветной так же, как телевизор с цветным изображением отличается от черно-белого. Черно - белое изображение тоже определяется субмодальностями. Сравните:

Набор субмодальностей для каждого человека индивидуа­лен, однако географическая, национальная и социо-культурная среда, морфология языка определяет для данной народности ведущие субмо­дальности - центральные звёзды, которые определяют "карту всего звёздного неба". Так "вертикальный" мир джунглей бассейна Амазонки исключает такую переменную как расстояние и формируету коренных жителей субмодальность размера объекта. Дж. Гриндер приводит при­мер опыта, в котором индей­ца, всю жизнь проведшего среди трехъярусного мира деревьев вывезли в саванну и показали ему стадо слонов на I расстоянии полутора кило­метров. Индеец удивился необычности форм этих насекомых. Для народностей, живущих на протяженных и открытых равнинах - на­против: субмодальность расстояния будет являться ведущей.

Исторический уклад, традиции, категории ценностей, грамматичес­кая и синтаксическая модель русского языка определяет для нации в целом особенности ведущих субмодальностей. Наряду со зри­тельным, для нас большее значение имеет чувственно-звуковой про­филь восприятия, в отличие, например, от американцев, где в пла­не восприятия большее значение имеет зрительно-чувственный профиль. Это отражается, например, на популярности комиксов у нас и у них или на темпе подачи визуальной информации (сравни­те сюжетный темп российских мультфильмов, их текстовая озвученность, например, "Вини Пух и его друзья" и американских муль­тсериалов,- "Трансформеры"). Поэтому, при изготовлении рекла­мы для русскоязычного потребителя наряду со зрительными, необ­ходимо учитывать значение звуковых и чувственных кодовых пере­менных.

Назовём их:

чувственные: температура (теплота, холод), степень дефор­мации (мягкость, твёрдость), устойчивость - подвижность (чувство опоры), текстура (гладкость, шершавость, вяз­кость); вкус и запах описываются безреферентными при­лагательными (нежный, устойчивый, очаровательный, утончённый и т.д.);

звуковые: тембр, мелодичность, сила, перманентность, зна-ковость (четкая смысловая доступность информации)

зрительные: цветность, яркость, размер, чёткость, точка зрения, панорамность, блеск - сверкание, передний (зад­ний) план, средний темп подачи информации.

(!) Отдельной и координально важной субмодальностью является состояние ассоциированности (АС) представлений человека с получаемой информацией или диссоциированности (ДС) от неё.

Ассоциированное состояние восприятия (панорамное восприятие) - такое состояние, при котором в процесс "обработки" получаемой информации "включаются" все три системы представлений: зритель­ная, слуховая и чувственная. Диссоциация - состояние, при кото­ром потребитель воспринимает информацию в двух системах - зри­тельной и слуховой. Согласитесь, есть разница между тем, что "Вы можете приобрести этот стильный костюм!" и "Вы удобно чувствуете себя в этом стильном костюме и замечете внимание окружающих к себе".

В первом случае объект предложения воспринимается, как бы, со стороны. Во втором, человек становится пользователем предлага­емого объекта.

Следует отметить, что состояние АС (включение трёх систем вос­приятия) легче сформировать с помощью текстовой или звуковой рекламы, нежели с помощью визуальной. Визуальная реклама в любом случае воспринимается в рамках чего-либо (экран телеви­зора, формат стенда или журнальной страницы). Поэтому включе­ние трёх систем восприятия с помощью образа достигается исполь­зованием субмодальностей расстояния, угла и точки зрения, объём­ностью, цветностью и другими субмодальностями.

Субмодальности играют абсолютную роль в организации таких ка­тегорий как система убеждений (верований) и система представ­лений (пониманий). И, наконец, субмодальности являются кодовы­ми переменными эмоционально-чувственных реакций. Знание механизма действия субмодальностей осо­бенно ценно для изготовителей рекламной продукции. В этом случае субмодальнос­ти становятся инструментами влияния. (Ис­пользование субмодальностей подробно представлено в части 2).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

В чём заключается смысл рекламы?

Предназначение рекламы?

Функции рекламы? а), б), в).

Что такое аналоговая и знаковая инфор­мация?

В чём заключается суть мышления как информационного процесса?

Три механизма формирования "внутрен­ней модели Мира":

Что такое субмодальности?

ПРИНЦИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

В организации поступающей информации действуют также и дру­гие механизмы:

восприятие времени;

константность (неизменность) восприятия;

объединение (группировка) элементов информации по признакам;

заполнения пробелов (принцип непрерывности);

сенсорная адаптация;

восприятие формы;

восприятие цвета;

принцип фигуры-фона;

трехмерность восприятия и др.

Давайте рассмотрим действие каждого из этих механизмов вос­приятия....

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

Восприятие времени неразрывно связано с восприятием простран­ства.. Такие научные концепции как голографичность и безмер­ность восприятия пространства и времени для рядового потре­бителя рекламы являются теорией. Априорное представление вре­мени и пространства для обычного человека согласуется с науч­ными представлениями 17 -19 века, разработанными ещё И. Нью­тоном и переработанными Г. Лейбницем. Пространство по Нью­тону - это трёхмерное и "пустое" вместилище тел, имеющих оп­ределённые протяжённости и занимающие, поэтому определён­ное положение. А время - есть нечто абсолютное, "чистая дли­тельность", которая равномерно течёт от прошлого к будущему и ни от чего не зависит. По Лейбницу, пространство - это порядок взаимного расположения множества тел, а время - порядок сме­няющих друг друга явлений или состояний тел. То есть, наши обы­денные представления пространства и времени, основанные на сенсорном опыте, определяются измеримыми величинами: рас­стояние между объектами и их размеры и скорость их изменения.

Время, для человека далёкого от "теории поля" или "теории от­носительности",- есть скорость изменения материи. Такие изоб­ретения человеческого разума как календарь и часы,- это ло­гические подпорки сознания, костыли для калеки - человечес­кого разума, основное предназначение которого - создавать рамку - смысл и меру величины любому событию, процессу, объекту и т.д. Календарь и часы - приспособления для ориен­тации разума человека в постоянно изменяющемся и неизмен­ном Мире.

Сенсорный (зрение, слух, чувства) опыт человека, определяет бессознательные механизмы восприятия времени. Познакомимся с ними.

Зрительное восприятие времени имеет пространственные коорди­наты. Обратите внимание на то, что делают глаза человека, его руки и тело в целом, когда он вспоминает прошлое, задумывается о настоящем или представляет будущее. Обратите внимание, так­же, на направление "бегущей строки" на экранных полях телевизо­ров в европейской культуре, феномен зрительного восприятия вре­мени заключается в том, что подавляющее большинство людей бессознательно создают себе личную шкалу событий в виде обра­зов, закреплённых на условной временной линии в визуальном поле (С. Андреас 1987):

Конфигурации "личной шкалы времени" разнообразны и индиви­дуальны, но для большего числа людей (70-80%) время "идет" в визуальном поле слева направо, поэтому левая половина шкалы координирует образы прошлого, а правая - образы будущего. Об­разы настоящего времени, как правило, находятся прямо по цент­ру. Зрительная репрезентация времени тесно связана с визуаль­ными зонами (смотрите ЧАСТЬ 2 "Визуальные технологии"). Каче­ственные характеристики (субмодальности цветности, размера, детализированности и т.д.) образов на "шкале" различаются в зави­симости от их расположения в прошлом, настоящем и будущем.

Маркером представления времени является использование глаго­лов разных временных форм (см. гл. "Аудиальные технологии, со­ставление текстов").

Аналогом (метафорой) представления времени являются: кален­дарь, часы (от ручных до солнечных), смена времён года, истори­ческие даты, образ человека изменяющегося со временем и дру­гие образы объектов, изменяющиеся во времени.

Вышеперечисленные особенности лежат в основе изготовления рекламы, и рассматриваются во второй части этой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: