Объективная реальность воспринимается нами в образах, звуках и чувствах. Качественные характеристики образов, звуков и чувств ограничены количественными диапазонами восприятия. Эти кодовые переменные названы Р. Бендлером субмодальностями. Именно они являются тем склеивающим средством, которым созидается вся архитектоника храма под названием личность.
Перечислим основные из них:
зрительные - панорамность, размер, расстояние, яркость
- черно-белое изображение, чёткость, контрастность (разница между белым и чёрным), передний (задний) план, угол и точка зрения, цветность, рамка, движение -неподвижность, последовательность - разорванность визуального ряда, блеск - сверкание, прозрачность - плотность изображения, стереоскопичность (глубина, объёмность), форма и др.
слуховые - сила, шум - мелодичность, тон, тембр, сте-рео - монофоничность, местоположение источника, перманентность - дискретность, знаковость (слова), "движение звука" в пространстве и др.
чувственные - форма, температура, текстура (гладкость, шершавость и др.), степень деформации (твёрдость, мягкость), ускорение, тяжесть-лёгкость, сила давления, сила химического раздражения, местоположение устойчивость
|
|
- подвижность и др. (Вкус и обоняние имеют свои характеристики и описываются так же в зрительных и слуховых терминах).
Самый простой способ понять, что же представляют из себя субмодальности,- это сравнить черно-белое изображение с цветным. Черно-белая реклама отличается от цветной так же, как телевизор с цветным изображением отличается от черно-белого. Черно - белое изображение тоже определяется субмодальностями. Сравните:
Набор субмодальностей для каждого человека индивидуален, однако географическая, национальная и социо-культурная среда, морфология языка определяет для данной народности ведущие субмодальности - центральные звёзды, которые определяют "карту всего звёздного неба". Так "вертикальный" мир джунглей бассейна Амазонки исключает такую переменную как расстояние и формируету коренных жителей субмодальность размера объекта. Дж. Гриндер приводит пример опыта, в котором индейца, всю жизнь проведшего среди трехъярусного мира деревьев вывезли в саванну и показали ему стадо слонов на I расстоянии полутора километров. Индеец удивился необычности форм этих насекомых. Для народностей, живущих на протяженных и открытых равнинах - напротив: субмодальность расстояния будет являться ведущей.
Исторический уклад, традиции, категории ценностей, грамматическая и синтаксическая модель русского языка определяет для нации в целом особенности ведущих субмодальностей. Наряду со зрительным, для нас большее значение имеет чувственно-звуковой профиль восприятия, в отличие, например, от американцев, где в плане восприятия большее значение имеет зрительно-чувственный профиль. Это отражается, например, на популярности комиксов у нас и у них или на темпе подачи визуальной информации (сравните сюжетный темп российских мультфильмов, их текстовая озвученность, например, "Вини Пух и его друзья" и американских мультсериалов,- "Трансформеры"). Поэтому, при изготовлении рекламы для русскоязычного потребителя наряду со зрительными, необходимо учитывать значение звуковых и чувственных кодовых переменных.
|
|
Назовём их:
чувственные: температура (теплота, холод), степень деформации (мягкость, твёрдость), устойчивость - подвижность (чувство опоры), текстура (гладкость, шершавость, вязкость); вкус и запах описываются безреферентными прилагательными (нежный, устойчивый, очаровательный, утончённый и т.д.);
звуковые: тембр, мелодичность, сила, перманентность, зна-ковость (четкая смысловая доступность информации)
зрительные: цветность, яркость, размер, чёткость, точка зрения, панорамность, блеск - сверкание, передний (задний) план, средний темп подачи информации.
(!) Отдельной и координально важной субмодальностью является состояние ассоциированности (АС) представлений человека с получаемой информацией или диссоциированности (ДС) от неё.
Ассоциированное состояние восприятия (панорамное восприятие) - такое состояние, при котором в процесс "обработки" получаемой информации "включаются" все три системы представлений: зрительная, слуховая и чувственная. Диссоциация - состояние, при котором потребитель воспринимает информацию в двух системах - зрительной и слуховой. Согласитесь, есть разница между тем, что "Вы можете приобрести этот стильный костюм!" и "Вы удобно чувствуете себя в этом стильном костюме и замечете внимание окружающих к себе".
В первом случае объект предложения воспринимается, как бы, со стороны. Во втором, человек становится пользователем предлагаемого объекта.
Следует отметить, что состояние АС (включение трёх систем восприятия) легче сформировать с помощью текстовой или звуковой рекламы, нежели с помощью визуальной. Визуальная реклама в любом случае воспринимается в рамках чего-либо (экран телевизора, формат стенда или журнальной страницы). Поэтому включение трёх систем восприятия с помощью образа достигается использованием субмодальностей расстояния, угла и точки зрения, объёмностью, цветностью и другими субмодальностями.
Субмодальности играют абсолютную роль в организации таких категорий как система убеждений (верований) и система представлений (пониманий). И, наконец, субмодальности являются кодовыми переменными эмоционально-чувственных реакций. Знание механизма действия субмодальностей особенно ценно для изготовителей рекламной продукции. В этом случае субмодальности становятся инструментами влияния. (Использование субмодальностей подробно представлено в части 2).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
В чём заключается смысл рекламы?
Предназначение рекламы?
Функции рекламы? а), б), в).
Что такое аналоговая и знаковая информация?
В чём заключается суть мышления как информационного процесса?
Три механизма формирования "внутренней модели Мира":
Что такое субмодальности?
ПРИНЦИПЫ ВОСПРИЯТИЯ
В организации поступающей информации действуют также и другие механизмы:
восприятие времени;
константность (неизменность) восприятия;
объединение (группировка) элементов информации по признакам;
заполнения пробелов (принцип непрерывности);
|
|
сенсорная адаптация;
восприятие формы;
восприятие цвета;
принцип фигуры-фона;
трехмерность восприятия и др.
Давайте рассмотрим действие каждого из этих механизмов восприятия....
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
Восприятие времени неразрывно связано с восприятием пространства.. Такие научные концепции как голографичность и безмерность восприятия пространства и времени для рядового потребителя рекламы являются теорией. Априорное представление времени и пространства для обычного человека согласуется с научными представлениями 17 -19 века, разработанными ещё И. Ньютоном и переработанными Г. Лейбницем. Пространство по Ньютону - это трёхмерное и "пустое" вместилище тел, имеющих определённые протяжённости и занимающие, поэтому определённое положение. А время - есть нечто абсолютное, "чистая длительность", которая равномерно течёт от прошлого к будущему и ни от чего не зависит. По Лейбницу, пространство - это порядок взаимного расположения множества тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. То есть, наши обыденные представления пространства и времени, основанные на сенсорном опыте, определяются измеримыми величинами: расстояние между объектами и их размеры и скорость их изменения.
Время, для человека далёкого от "теории поля" или "теории относительности",- есть скорость изменения материи. Такие изобретения человеческого разума как календарь и часы,- это логические подпорки сознания, костыли для калеки - человеческого разума, основное предназначение которого - создавать рамку - смысл и меру величины любому событию, процессу, объекту и т.д. Календарь и часы - приспособления для ориентации разума человека в постоянно изменяющемся и неизменном Мире.
Сенсорный (зрение, слух, чувства) опыт человека, определяет бессознательные механизмы восприятия времени. Познакомимся с ними.
Зрительное восприятие времени имеет пространственные координаты. Обратите внимание на то, что делают глаза человека, его руки и тело в целом, когда он вспоминает прошлое, задумывается о настоящем или представляет будущее. Обратите внимание, также, на направление "бегущей строки" на экранных полях телевизоров в европейской культуре, феномен зрительного восприятия времени заключается в том, что подавляющее большинство людей бессознательно создают себе личную шкалу событий в виде образов, закреплённых на условной временной линии в визуальном поле (С. Андреас 1987):
|
|
Конфигурации "личной шкалы времени" разнообразны и индивидуальны, но для большего числа людей (70-80%) время "идет" в визуальном поле слева направо, поэтому левая половина шкалы координирует образы прошлого, а правая - образы будущего. Образы настоящего времени, как правило, находятся прямо по центру. Зрительная репрезентация времени тесно связана с визуальными зонами (смотрите ЧАСТЬ 2 "Визуальные технологии"). Качественные характеристики (субмодальности цветности, размера, детализированности и т.д.) образов на "шкале" различаются в зависимости от их расположения в прошлом, настоящем и будущем.
Маркером представления времени является использование глаголов разных временных форм (см. гл. "Аудиальные технологии, составление текстов").
Аналогом (метафорой) представления времени являются: календарь, часы (от ручных до солнечных), смена времён года, исторические даты, образ человека изменяющегося со временем и другие образы объектов, изменяющиеся во времени.
Вышеперечисленные особенности лежат в основе изготовления рекламы, и рассматриваются во второй части этой работы.