Одна восточная притча повествует о том, как трём мудрецам показывали слона. Всем трём завязали глаза, затем подвели слона: одному дали пощупать ухо, другому - ногу, третьему - хобот. И спросили: "Что это такое?". Первый сказал, что это блин, второй - столб, третий - шланг.
Как Вы думаете, что произошло? Речь идёт об исключении информации. Поскольку люди - биологические существа, все мы в первую очередь ограничены физиологическими диапазонами восприятия. Мозг человека способен воспринимать световые длины волн от 420 до 740 нм.
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение уже недоступно для нашего осознания без соответствующих приборов. Так же обстоят дела и с нормальным слухом (16-40 МГц),- ультра - и инфразвук за рамками узнавания. Чувственное восприятие тоже имеет свои границы,- нюх собаки куда более изощрён. Итак, сама природа исключает для нас более широкое мировосприятие. Более того, мировоззрение и эмоциональная амплитуда человека ограничивается генетическими рамками, воспитанием в определённой национальной, социо-культурной и субкультурной среде. Из Ниагарского водопада поступающей ежесекундно информации (в том числе и рекламной) человек осознано извлекает тоненькую струйку. В данный момент, читая это предложение, и вдумываясь в смысл сказанного, Вы не осознаёте положение вашего тела, ритм вашего дыхания, посторонние звуки вокруг Вас и ещё многое другое, на что Вы не обращаете внимания. Так и должно быть. В противном случае Ваше сознание было бы "затоплено" и "перегружено" шквалом информации. (В главе "Внимание и память" мы ещё раз обратимся к феномену перегрузки сознания)
Итак, исключение - это защитный механизм организации мышления человека. Давайте пофантазируем и продолжим притчу о трёх мудрецах...
..Мудрецам "развязали" глаза, они увидели слона и осознали свою ошибку. Затем им снова завязали глаза. Первому дали потрогать блин, второго подвели к столбу, а третьему дали в руки шланг. И спросили: "Что это такое?". И каждый из них, помня о допущенной ошибке в первом опыте, ответил: "Это - слон!". А сейчас, что произошло? Здесь сыграла роль предшествующего опыта или обобщение информации - второй из основных механизмов, формирующий внутреннюю модель мира человека.
Ребёнок втыкает в электрическую розетку шпильку и получает "Удар током",- первый негативный опыт. Из него делается умозаключение: "Опасно втыкать шпильку в электрическую розетку". Это полезное обобщение. Ребёнок мог бы сделать другой вывод: "Все электрические розетки опасны!" Это уже другой уровень. Или: "Электричество опасно!". Или: "Все электрические приборы опасны, их нельзя трогать!". Это ещё один уровень обобщения.
Принцип обобщения информации проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, организуя его внутреннюю модель мира. Довольно часто мы слышим такие утверждения: "Ты никогда...", "Ты всегда...", "Ты постоянно..."; эти словосочетания являются маркерами, отражающими данный процесс.
Но вернёмся к нашим мудрецам....
...Им вновь развязали глаза, и каждый из них вновь убедился в собственной ошибке. После этого к ним подвели слона и спросили:
"Что это такое?". Теперь, уже не доверяя собственному зрению, первый ответил: "Это - большой комар", второй - "Это - подъёмный кран". А третий сказал,- "Это - садовая лейка". Это - искажение информации, процесс мышления, который довольно часто связан с процессом создания аналогий (метафорическим отражением "объективной реальности").
Искажение информации - это, в первую очередь, механизм адаптации, который предназначен для понимания окружающей человека действительности в рамках его восприятия. Вспомните сюжет картины С. Дали "Искушение святого Антония", где караван членистоногих слонов выдвигается стадом комаров. Творческая и научная деятельность человека во многом основана на процессе искажения "объективной реальности". Н. Бор, лауреат Нобелевской премии, представил планетарную модель атома, в которой вокруг ядра атома, подобного Солнцу, крутятся "электрончики" - планеты. Это чистый пример искажения "объективной реальности".
Есть такое понятие: "метафорическая деформация" или перцептивное аналогизирование. В ситуации, когда взрослый человек или ребёнок встречается с чем-то необъяснимым, его мозг пытается дать объяснение происходящему в терминах привычного и понятного. Метафорически деформируя незнакомые вещи, предметы, понятия, человеческий мозг искажает их таким образом, чтобы смысл последних мог найти своё место в его привычной картине действительности. Поэтому Дон Кихот видит в мельницах великанов, а Санчо Панса, в великанах - мельницы. Кто из них двоих прав?
Искажение информации часто проявляет себя во взаимоотношениях между людьми. Например/такая бытовая сценка....
Муж: "Пасмурный сегодня день". Жена: "Ты хочешь сказать, что мы не пойдём в театр?".
Каким образом исключение, обобщение и искажение соотносится с рекламой?
· Из всего объёма рекламной информации (телевидение, радио, полиграфическая, наружная, и т. д.) в силу механизма исключения человек ориентирует внимание только на малую её часть. Из зафиксированного вниманием, только малая часть рекламы удерживается памятью человека достаточно долго. И ещё меньшая часть рекламы способна инициировать целевое желание на покупку.
· Процессы обобщения и исключения для отдельного человека и социальной группы формируют систему представлений (пониманий) и систему убеждений (верований), которые в свою очередь определяют категории ценности (важность чего-либо по отношению к другому). Эти процессы лежат в основе социальных установок (аттитю-дов), положительных и отрицательных стереотипов (И.Викентьев 1993), которые влияют на внимание и память, мотивации и эмоции и, в конечном итоге, на восприятие рекламы.
· Искажая получаемую информацию (в том числе и рекламную), человек нередко попадает в ситуацию несоответствия своих ожиданий, связанных с товаром или услугой с качествами и полезными функциями самого товара или услуги.