Одна восточная притча повествует о том, как трём мудрецам показывали слона. Всем трём завязали глаза, затем подвели слона: одному дали пощупать ухо, другому - ногу, третьему - хобот. И спросили: "Что это такое?". Первый сказал, что это блин, второй - столб, третий - шланг.
Как Вы думаете, что произошло? Речь идёт об исключении информации. Поскольку люди - биологические существа, все мы в первую очередь ограничены физиологическими диапазонами восприятия. Мозг человека способен воспринимать световые длины волн от 420 до 740 нм.
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение уже недоступно для нашего осознания без соответствующих приборов. Так же обстоят дела и с нормальным слухом (16-40 МГц),- ультра - и инфразвук за рамками узнавания. Чувственное восприятие тоже имеет свои границы,- нюх собаки куда более изощрён. Итак, сама природа исключает для нас более широкое мировосприятие. Более того, мировоззрение и эмоциональная амплитуда человека ограничивается генетическими рамками, воспитанием в определённой национальной, социо-культурной и субкультурной среде. Из Ниагарского водопада поступающей ежесекундно информации (в том числе и рекламной) человек осознано извлекает тоненькую струйку. В данный момент, читая это предложение, и вдумываясь в смысл сказанного, Вы не осознаёте положение вашего тела, ритм вашего дыхания, посторонние звуки вокруг Вас и ещё многое другое, на что Вы не обращаете внимания. Так и должно быть. В противном случае Ваше сознание было бы "затоплено" и "перегружено" шквалом информации. (В главе "Внимание и память" мы ещё раз обратимся к феномену перегрузки сознания)
|
|
Итак, исключение - это защитный механизм организации мышления человека. Давайте пофантазируем и продолжим притчу о трёх мудрецах...
..Мудрецам "развязали" глаза, они увидели слона и осознали свою ошибку. Затем им снова завязали глаза. Первому дали потрогать блин, второго подвели к столбу, а третьему дали в руки шланг. И спросили: "Что это такое?". И каждый из них, помня о допущенной ошибке в первом опыте, ответил: "Это - слон!". А сейчас, что произошло? Здесь сыграла роль предшествующего опыта или обобщение информации - второй из основных механизмов, формирующий внутреннюю модель мира человека.
Ребёнок втыкает в электрическую розетку шпильку и получает "Удар током",- первый негативный опыт. Из него делается умозаключение: "Опасно втыкать шпильку в электрическую розетку". Это полезное обобщение. Ребёнок мог бы сделать другой вывод: "Все электрические розетки опасны!" Это уже другой уровень. Или: "Электричество опасно!". Или: "Все электрические приборы опасны, их нельзя трогать!". Это ещё один уровень обобщения.
|
|
Принцип обобщения информации проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, организуя его внутреннюю модель мира. Довольно часто мы слышим такие утверждения: "Ты никогда...", "Ты всегда...", "Ты постоянно..."; эти словосочетания являются маркерами, отражающими данный процесс.
Но вернёмся к нашим мудрецам....
...Им вновь развязали глаза, и каждый из них вновь убедился в собственной ошибке. После этого к ним подвели слона и спросили:
"Что это такое?". Теперь, уже не доверяя собственному зрению, первый ответил: "Это - большой комар", второй - "Это - подъёмный кран". А третий сказал,- "Это - садовая лейка". Это - искажение информации, процесс мышления, который довольно часто связан с процессом создания аналогий (метафорическим отражением "объективной реальности").
Искажение информации - это, в первую очередь, механизм адаптации, который предназначен для понимания окружающей человека действительности в рамках его восприятия. Вспомните сюжет картины С. Дали "Искушение святого Антония", где караван членистоногих слонов выдвигается стадом комаров. Творческая и научная деятельность человека во многом основана на процессе искажения "объективной реальности". Н. Бор, лауреат Нобелевской премии, представил планетарную модель атома, в которой вокруг ядра атома, подобного Солнцу, крутятся "электрончики" - планеты. Это чистый пример искажения "объективной реальности".
Есть такое понятие: "метафорическая деформация" или перцептивное аналогизирование. В ситуации, когда взрослый человек или ребёнок встречается с чем-то необъяснимым, его мозг пытается дать объяснение происходящему в терминах привычного и понятного. Метафорически деформируя незнакомые вещи, предметы, понятия, человеческий мозг искажает их таким образом, чтобы смысл последних мог найти своё место в его привычной картине действительности. Поэтому Дон Кихот видит в мельницах великанов, а Санчо Панса, в великанах - мельницы. Кто из них двоих прав?
Искажение информации часто проявляет себя во взаимоотношениях между людьми. Например/такая бытовая сценка....
Муж: "Пасмурный сегодня день". Жена: "Ты хочешь сказать, что мы не пойдём в театр?".
Каким образом исключение, обобщение и искажение соотносится с рекламой?
· Из всего объёма рекламной информации (телевидение, радио, полиграфическая, наружная, и т. д.) в силу механизма исключения человек ориентирует внимание только на малую её часть. Из зафиксированного вниманием, только малая часть рекламы удерживается памятью человека достаточно долго. И ещё меньшая часть рекламы способна инициировать целевое желание на покупку.
· Процессы обобщения и исключения для отдельного человека и социальной группы формируют систему представлений (пониманий) и систему убеждений (верований), которые в свою очередь определяют категории ценности (важность чего-либо по отношению к другому). Эти процессы лежат в основе социальных установок (аттитю-дов), положительных и отрицательных стереотипов (И.Викентьев 1993), которые влияют на внимание и память, мотивации и эмоции и, в конечном итоге, на восприятие рекламы.
· Искажая получаемую информацию (в том числе и рекламную), человек нередко попадает в ситуацию несоответствия своих ожиданий, связанных с товаром или услугой с качествами и полезными функциями самого товара или услуги.