Обобщение, исключение и искажение информации

Одна восточная притча повествует о том, как трём мудрецам пока­зывали слона. Всем трём завязали глаза, затем подвели слона: одному дали пощупать ухо, другому - ногу, третьему - хобот. И спро­сили: "Что это такое?". Первый сказал, что это блин, второй - столб, третий - шланг.

Как Вы думаете, что произошло? Речь идёт об исклю­чении информации. Поскольку люди - биологические существа, все мы в первую очередь ограничены физи­ологическими диапазонами восприятия. Мозг челове­ка способен воспринимать световые длины волн от 420 до 740 нм.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение уже недоступно для нашего осознания без соответствующих приборов. Так же обстоят дела и с нормальным слухом (16-40 МГц),- ультра - и инфразвук за рамками узнавания. Чувственное восприятие тоже имеет свои границы,- нюх собаки куда более изощрён. Итак, сама природа исключает для нас более широкое мировосприя­тие. Более того, мировоззрение и эмоциональная амплитуда че­ловека ограничивается генетическими рамками, воспитанием в определённой национальной, социо-культурной и субкультурной среде. Из Ниагарского водопада поступающей ежесекундно ин­формации (в том числе и рекламной) человек осознано извлека­ет тоненькую струйку. В данный момент, читая это предложе­ние, и вдумываясь в смысл сказанного, Вы не осознаёте положе­ние вашего тела, ритм вашего дыхания, посторонние звуки вок­руг Вас и ещё многое другое, на что Вы не обращаете внимания. Так и должно быть. В противном случае Ваше сознание было бы "затоплено" и "перегружено" шквалом информации. (В главе "Вни­мание и память" мы ещё раз обратимся к феномену перегрузки сознания)

Итак, исключение - это защитный механизм организа­ции мышления человека. Давайте пофантазируем и про­должим притчу о трёх мудрецах...

..Мудрецам "развязали" глаза, они увидели слона и осознали свою ошибку. Затем им снова завязали глаза. Первому дали потрогать блин, второго подвели к столбу, а третьему дали в руки шланг. И спросили: "Что это такое?". И каждый из них, помня о допущенной ошибке в первом опыте, ответил: "Это - слон!". А сейчас, что про­изошло? Здесь сыграла роль предшествующего опыта или обоб­щение информации - второй из основных механизмов, формиру­ющий внутреннюю модель мира человека.

Ребёнок втыкает в электрическую розетку шпильку и получает "Удар током",- первый негативный опыт. Из него делается умозаключение: "Опасно втыкать шпильку в электрическую розет­ку". Это полезное обобщение. Ребёнок мог бы сделать другой вывод: "Все электрические розетки опасны!" Это уже другой уро­вень. Или: "Электричество опасно!". Или: "Все электрические приборы опасны, их нельзя трогать!". Это ещё один уровень обоб­щения.

Принцип обобщения информации проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, организуя его внутреннюю модель мира. Довольно часто мы слышим такие утверждения: "Ты никог­да...", "Ты всегда...", "Ты постоянно..."; эти словосочетания являют­ся маркерами, отражающими данный процесс.

Но вернёмся к нашим мудрецам....

...Им вновь развязали глаза, и каждый из них вновь убедился в соб­ственной ошибке. После этого к ним подвели слона и спросили:

"Что это такое?". Теперь, уже не доверяя собственному зрению, первый ответил: "Это - большой комар", второй - "Это - подъём­ный кран". А третий сказал,- "Это - садовая лейка". Это - искаже­ние информации, процесс мышления, который довольно часто свя­зан с процессом создания аналогий (метафорическим отражени­ем "объективной реальности").

Искажение информации - это, в первую очередь, механизм адаптации, который предназначен для понимания окру­жающей человека действительности в рамках его воспри­ятия. Вспомните сюжет картины С. Дали "Искушение свя­того Антония", где караван членистоногих слонов выдви­гается стадом комаров. Творческая и научная деятель­ность человека во многом основана на процессе искаже­ния "объективной реальности". Н. Бор, лауреат Нобелев­ской премии, представил планетарную модель атома, в которой вокруг ядра атома, подобного Солнцу, крутятся "электрончики" - планеты. Это чистый пример искаже­ния "объективной реальности".

Есть такое понятие: "метафорическая деформация" или перцептив­ное аналогизирование. В ситуации, когда взрослый человек или ребёнок встречается с чем-то необъяснимым, его мозг пытается дать объяснение происходящему в терминах привычного и понят­ного. Метафорически деформируя незнакомые вещи, предметы, понятия, человеческий мозг искажает их таким образом, чтобы смысл последних мог найти своё место в его привычной картине действительности. Поэтому Дон Кихот видит в мельницах велика­нов, а Санчо Панса, в великанах - мельницы. Кто из них двоих прав?

Искажение информации часто проявляет себя во взаимоотноше­ниях между людьми. Например/такая бытовая сценка....

Муж: "Пасмурный сегодня день". Жена: "Ты хочешь сказать, что мы не пойдём в театр?".

Каким образом исключение, обобщение и искажение соотносит­ся с рекламой?

· Из всего объёма рекламной информации (телевидение, радио, полиграфическая, наружная, и т. д.) в силу меха­низма исключения человек ориентирует внимание толь­ко на малую её часть. Из зафиксированного вниманием, только малая часть рекламы удерживается памятью че­ловека достаточно долго. И ещё меньшая часть рекламы способна инициировать целевое желание на покупку.

· Процессы обобщения и исключения для отдельного че­ловека и социальной группы формируют систему пред­ставлений (пониманий) и систему убеждений (верова­ний), которые в свою очередь определяют категории цен­ности (важность чего-либо по отношению к другому). Эти процессы лежат в основе социальных установок (аттитю-дов), положительных и отрицательных стереотипов (И.Викентьев 1993), которые влияют на внимание и память, мотивации и эмоции и, в конечном итоге, на восприятие рекламы.

· Искажая получаемую информацию (в том числе и рек­ламную), человек нередко попадает в ситуацию несоот­ветствия своих ожиданий, связанных с товаром или услу­гой с качествами и полезными функциями самого товара или услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: