double arrow

ЦЕННОСТЬ ДЕНЕГ КАК ТАКОВЫХ

Роль и функция денег в любом обществе доходчиво излагается в лю­бом курсе политической экономики. Но в любом курсе политической экономики Вы не найдёте и намёка на определение места, которое занимают деньги в личной шкале категорий ценности отдельного че­ловека или социальной группы.

С рациональной точки зрения деньги для человека, который их имеет определяют для него разные степени возможности. Причём количе­ство денег прямо пропорционально тем возможностям, которые мо­гут быть реализованы этим человеком. Таким образом, рациональ­ное отношение к деньгам определяет их как средство для получения вторичной выгоды или возможности, которую человек может получить в пределах суммы денег, которые он имеет.

Для социальной группы усреднённый уровень доходов определяет рам­ки возможностей на удовлетворение каких-либо потребностей, обо­значенных иерархией А. Маслоу. Выбор определённой потребности диктуется категорией важности чего-либо по отношению к другому.

Вопрос заключается в следующем: "всегда ли в ситуации приобрете­ния товара (услуги) человек рационально ориентирован на определе­ние уровня первоочередной потребности и возможности её удовлет­ворения?" Или он ориентирован на что-либо другое?

Другими словами, когда Вы принимаете решение заплатить 25 руб­лей за стрижку в парикмахерской, всегда ли Вы осознаёте, что эти деньги могут быть потрачены на первое, второе, третье и т.д.- как возможности удовлетворения ваших потребностей в будущем? Или Вы, чаще ориентированы просто на остаток суммы имеющихся у вас денег, которые можно или необходимо потратить на первое, второе, третье и т.д. Или Вы чаще ориентированы на сумму денег, которые должны или могут быть потрачены на конкретный товар (услугу) в на­стоящем и сумму денег которая остаётся на будущее, без определе­ния того на что она может быть потрачена?

Если Вы не можете сейчас точно ответить на эти вопросы, то ответьте пожалуйста на такой вопрос: когда люди говорят "Мне жалко денег на....", что конкретно они жалеют?

Дело в том, что деньги, с одной стороны, определяют те возможно­сти, которые человек может приобрести в будущем. И, с другой стороны, деньги - это эквивалент той энергии и времени, которые затрачены человеком в прошлом. И, когда человек говорит: "Мне жалко денег на....", он может осознавать конкретные вещи, но бес­сознательно он утверждает, что жалко ему на самом деле затрат энергии и времени в прошлом, и жалко возможных потерь удовлет­ворения своих потребностей в будущем.

Поэтому, деньги - это приходящий объект настоящего, который связывает временные отрезки реального прошлого и возможного будущего. В этой связи, деньги как, впрочем, ценные бумаги, зо­лото, драгоценности и т.д., выступают самостоятельными объекта­ми ценности, занимающими определённую нишу в системе катего­рий ценностей отдельного человека, социальной группы или об­щества в целом.

Уровень благосостояния отдельной социальной группы, усреднен­ный показатель её доходов служит косвенным указателем катего­рий групп товаров, потребителями которых, в силу материальных ограничений, становится данная социальная группа. Это прямой ориентир изготовителям рекламных предложений, производителям товаров (услуг).

С другой стороны, любые ограничения, и материальные в частности, инициируют человека на разрушение рамок этих ограничений. Дру­гими словами, все мы мечтаем о лучшем и благоприятном будущем.

Словосочетание "материальная независимость" - не имеет анало­говой основы. На самом деле, "материальная независимость' в лю­бом случае зависимость от наличия денег, которые определяют дру­гие возможности. Поэтому деньги, выступая собственным объек­том ценности, формируют отношение к себе человека, чаще без определения их полезной функции.

Для рекламодателя и рекламопроизводителя, особенно в настоя­щий период, период, когда "вера в завтрашний день" для российс­кого потребителя связана напрямую с возможностью зарабатывать деньги, важно учитывать самостоятельную ценность последних, ко­торая выражается в рекламе в словах типа: "выгодно", "экономично", "практично" и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: