Один из основоположников социальной психологии Густав Ле Борн отмечал, что идея лишь тогда может дойти до людей, когда она переведена на язык эмоций.
Эмоциональная палитра человека многокрасочна и разнообразна. Тем не менее, все её оттенки можно условно разделить на тёмные, нейтральные и светлые тона. Соответственно, эмоции могут быть негативные, позитивные и нейтральные,- никакие. В то же время, позитивные и негативные эмоции могут быть конструктивными или деструктивными (Негативные эмоции дают порой полезный результат; таков, например, механизм действия "провокационной" рекламы. О том, как конструктивно использовать эмоциональный ответ "НЕТ" смотрите в гл. "Обзор общих приёмов... рекламы") Условно, эмоционально-чувственные реакции можно обозначить математически: "+" - реакция, "-" - реакция и "О" - реакция (или её отсутствие). Такая утилизация эмоциональной сферы человека низводит последнего до компьютера. Однако эта точка зрения функциональна, она позволяет иметь инструмент для моделирования эмоционально-чувственного отклика. С физиологической точки зрения, любые эмоциональные проявления - это следствие сложных нейрогуморальных и биохимических механизмов, происходящих в организме человека. Представляете, такие состояния как радость, восхищение, растерянность, гнев, обожание,- это, всего лишь, производные от электрических потенциалов головного мозга и действия таких биологически активных веществ как адреналин, ЭН-кефалины, серотонин и др. (см. гл. "Якорение в рекламе" часть 2). Человек - открытая биологическая система, которая реагирует на раздражители и действует в соответствии с этими реакциями. Это не значит, что рекламопроизводитель должен со шприцем бегать за потребителем, это значит, что в основе побудительных действий человека, его мотивационных стратегий, лежат базовые эмоциональные составляющие. Давно известно, какую значительную роль эмоции играют в процессах физиологического гомеостаза, восприятии, развитии личности, сексе, мышлении и т.д.
|
|
Если говорить о рекламе и покупке товара, то эмоциональный аффект проявляет себя на трёх разных этапах:
· ситуация контакта рекламного предложения с потребителем (закрепление и связывание эмоционально-чувственного отклика (проявление интереса) на рекламу товара (услуги));
· формирование потребности в данном товаре (услуге);
· ситуация покупки (инициация ("триггер - эффект") эмоционально-чувственного потенциала в момент узнавания данного товара.
Конечно, решение "Да, это мне нужно..." в первую очередь будет стимулировано совпадением рекламного предложения с потребностями, категориями ценностей, эстетическим вкусом и интересами субъекта. Однако, эмоциональный фон, который окрашивает содержание данного рекламного объявления, действует в обход сознательной сферы человека. Сфера его влияния - подсознание.
|
|
Теперь возникает вопрос: "Какие эмоции "настраивают" человека активно воспринимать информацию и создают благоприятные условия для внутреннего согласия с рекламным предложением?" И есть ли таковые?
Даже при поверхностном обзоре получаемой нами рекламной информации Вы выделите четыре базовых эмоции, четыре эмоциональных компонента положительного ответа. Условно назовём их:
"СИЛА-агрессия" - как удивление, восхищение ("Ах!", "Ух, ты!"), "СЕКС" - как заинтересованность, "ЮМОР" - как радость, "смешно" и СИМПАТИЯ-УМИЛЕНИЕ - как любовь к детям и зверятам. Рассмотрим действие каждой эмоциональной волны отдельно.
Жизнь на планете Земля существует в потоке сил и скоростей. Человек живёт под постоянным воздействием сил гравитации, электромагнитных сил, сил ускорения. Мы существуем в мире расширяющейся Вселенной - колоссальном взрыве, когда-то возникшем на полотне Бытия. На кусочке материи под названием Земля, читая эти слова и находясь здесь, на этом месте, Вы совершаете космическое путешествие со скоростью 18,5 миль в секунду, и "солнечная карусель" стремительно несёт Вас сквозь осень в зиму, через весну в лето. А сила Вселенского взрыва продолжает отталкивать галактики друг от друга. И во вскриках испаряющихся солнц умирают и рождаются звёздные системы. Жизнь на планете Земля подчиняется Второму Закону Термодинамики, где энтропия (степень дезорганизации вещества) диктует вечное условие: (Рождённое обречено смерти). Живя в мире катастроф и войн, в мире ускорений материи, человек не может не реагировать. В самом его существе заложена потенциал - реакция на проявление СИЛЫ. Это проявляется в агрессивных формах поведения каждого человека, это отражается в детском вандализме, это проецируется в творческой деятельности человека: живописи, музыке, кино. Это не может не выражаться в производстве и потреблении рекламы. Поэтому, дети кидают камни и разрушают песочные города, Р. Вагнер пишет "Полёт Валькирий", Айвазовский творит "Девятый Вал", а мы потребляем рекламу.
...Многотонный "Боинг", всё ускоряясь, отрывает колёса от взлётно-посадочной полосы, махина взмывает к небу,...... пассажиров вдавливает в кресла СИЛА ускорения....... "Соса-Со1а - ВСЕГДА!"
...Скорость,...рёв двигателей..... "Формула-1" входит в крутой вираж;.... визг протекторов и стрелка тахометра ползёт на красную черту в 12000 оборотов/мин...... "Профессионалы выбирают "Саstrol".
......Рельефное тело атлета трудится на тренажёре, "вскипают" бугры-мышцы, они вступают в единоборство с СИЛОЙ гравитации,......и железный груз устремляется вверх...... Мощь и СИЛА в ваших руках - - покупайте камазы!
Американская реклама и её российские копии "взрываются" продуктами питания на экранах телевизоров, люди вываливаются из окон многоэтажных домов, и в немом "Ух, ты!" заворожено смотрят на небо: над пляжем зависают исполинские жевательные резинки "stimorol. Шок - это по "ихнему"! По нашему, по французски - это шоколадка.
По мнению 3. Фрейда бессознательным двигателем большей части поступков человека являются сексуальные лейтмотивы, красной строкой пронизывающие всю его жизнь. По степени расширения зрачка можно судить о степени интереса человека к предъявляемому (объекту. По данным Неss зрачки женщин расширяются при виде фотографий детей и обнажённого тела мужчин; зрачки мужчин расширяются при предъявлении им фотографий обнажённого тела женщин. Вероятно, для большей части человечества секс - это удовольствие и основная биологическая функция проявляет себя в рекламе,- Levante в моде при любой погоде.
|
|
...Мужчины, Вы когда-нибудь ласкали женские ножки? Стройные, длинные, изящные..... Колготки "Sanpellegrino" дают вам такую возможность!
И опять "Соса-Со1а", теперь уже в исполнении французов: женские руки томно ласкают бутылкку с привычным названием. Ладони скользят вверх и вниз, вверх и вниз,...... и, в этот момент, внутреннее содержание срывает пробку и фонтанирует сверкающей струёй!
Американцам - СИЛА, французам и итальянцам - СЕКС, а что же остаётся русским? Приходится хохотать.
Действительно, подражая более продвинутым в деле рекламы народам, русские раздвигают для себя новые горизонты:
.....Маша открыла для себя прокладки "Ультра Плюс" и.....(почему-то?)... стала совершенно свободной! Маша испуганно смотрит из телевизора и самоотрешённо заявляет: "Теперь я могу делать всё, что захочу...".
Топорно сделанная реклама вызывает, по меньшей мере, равнодушие. Но если она "жужжит" каждый день? Когда, наконец, "...иммодиум остановит диарею и вернёт Вам уверенность в себе"?
Реклама, во всех её проявлениях должна соответствовать эстетическим вкусам потребителя вне зависимости от того какую эмоциональную волну она вызывает: "СЕКС", "СИЛА", "ЮМОР", "СИМПАТИЯ".
..... Многолюдный пляж, море и плеск волн. Ваш взгляд равнодушно скользит по песчаной отмели, многочисленным купальщикам и, наконец, "упирается" в красивого молодого человека в модных плавках. Красота его атлетического тела безупречна, красота (камера наезжает) плавок - тоже. Вот только муха. Она назойливо крутится вокруг молодого человека, страстно жужжит и, наконец, садится на плавки. (Реклама туалетной бумаги).
..... А вот, полиграфическая реклама фирмы, торгующей шведским паркетом: на сверкающем паркетном полу сидит одинокая и грустная красавица.
|
|
Отдельной группой образов, которые создают эффект благоприятного воздействия и принятия рекламного предложения, являются образы детей и зверей в рекламе. Причём, положительный эмоциональный отклик на образ ребёнка более выражен у женщин. Образы зверят (котята, щенки, жеребята, цыплята и т.д.) вызывают эффект благоприятного восприятия похоже одинаково у мужчин и женщин. Поэтому можно выделить ещё одну эмоциональную составляющую, рассчитанную на эффект внутреннего согласия. Условно назовём её СИМПАТИЯ-УМИЛЕНИЕ.
!!! ГРАНИЦЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (СНОВА СУБМОДАЛЬНОСТИ)
Любое эмоциональное проявление по В. Вунд имеет трёхмерную конфигурацию и располагается по трём осям: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - расслабление.
П. Симонов предложил "информационную теорию", в которой любая эмоция возникает как результат взаимодействия новой информации, воспринимаемой человеком, с той, что является его "информационным багажом".
Томкинс обнаружил, что существуют определённые ограничения эмоциональной системы. Грей предложил "теорию разума". Он утверждает, что всё познание кодируется эмоциями. Эмоции в оценочной форме "собирают и организуют когнитивные элементы в...эмоционально-когнитивную структуру, а повторение этого процесса с помощью иерархических уровней организации образует развитие разума".
Если эмоции во многом определяют мотивы организации поведения и мышления человека, то что может определять сами эмоции? И что делать рекламисту со всеми этими теориями?
В главе "Восприятие" мы познакомились с понятием субмодальностей и процессом исключения информации - физиологическими, социо-культурными и другими границами которые замыкают внутреннюю модель мира человека. Эти же ограничения накладывают свой отпечаток на эмоционально-чувственную сферу, определяя качественные и количественные диапазоны таким категориям, как заинтересованность - волнение, стыд-застенчивость, удовольствие - радость, горе - сострадание, удивление и т.д.
Поясняя сказанное, обратимся к личному опыту.... Ответьте на абсурдный (на первый взгляд) вопрос,- на каком расстоянии Вы любите?
Есть мнение, что пока один человек любит другого человека, он любит на самом деле образ этого человека. Давайте проверим....
Когда Вы задумываетесь о любимом, как Вы его представляете? Создайте образ любимого человека и посмотрите на него..... Вы можете отчётливо видеть цвет глаз, волос, выражение его лица?...... Может быть Вы слышите его голос?.... Отдайте себе отчёт в том, что этот человек действительно вызывает чувства близости, родственности, доверия..... Осознайте эти чувства..... Теперь, следя за своими ощущениями, начните медленно отодвигать этот образ, замечая как, по мере его удаления, черты лица становятся всё мельче...... Вы видите его фигуру, которая медленно удаляется в перспективу,...... теряет свои очертания,...... а затем, ещё дальше....... превращается в точку..... Точка. Вы видите просто точку в перспективе. Вы любите точку? Знание о том, что точка является любимым человеком производит "выпрыгивание" её в Вашу сторону и превращение в образ любимого.
Можно также узнать "ближнюю границу любви", приближая к себе этот образ,..... когда его (её) лицо заполняет весь экран внутреннего поля зрения,.... затем только деталь лица, например нос,..... и, наконец, Вы видите поверхность, выполненную лакунами пор. Вы любите поверхность, выполненную лакунами пор?..
Таким образом, любовь зависит от расстояния в прямом и переносном смысле. Мы использовали всего лишь одну субмодальность. Любовь зависит также от других переменных, кодирующих наше мироощущение: яркости, цветности, контрастности и т.д.
А причём здесь реклама?
На одном из курсов лекций по теме "Психотехнологии в производстве рекламы" одна пожилая женщина сказала: "Хорошо, что специалистов-психологов в области изготовления рекламы мало. Понимаете,- добавила она,- Луна должна оставаться Луной, недосягаемой и загадочной! Понимаете, после того как на ней побывали космонавты, она потеряла свой поэтический образ."
Можно согласиться с первой частью её утверждения. Луна действительно приобрела бы обиходно-прикладной смысл, окажись она куском сыра. Всем известно, что некоторые медицинские специальности предполагают детальное и точное знание анатомии и физиологии человеческого тела. Но Вы когда-нибудь слышали про то, что хирург любит хирургической любовью, а гинеколог - гинекологической?
Таинственный свет Луны не стал менее загадочным от того, что на ней есть следы человека. А любовь остаётся вечным и неопределимым понятием, даже если её творит медик М. Булгаков. А реклама?
Есть вещи менее значимые, чем любовь к ближнему. Например "любовь" к мороженому, красивым вещам, или удобной мебели. Тем не менее выбор конкретного товара в ситуации покупки определяется в конечном итоге импульс-ощущением "Да". Привлечение внимания, запоминаемость и возбуждение желания на покупку, достигается в рекламе выразительными средствами изображения и звука. Работа с образом или работа со звуком есть не что иное, как работа с переменными величинами цвета, формы, яркости, контрастности, фона, силы, движения, тембра и т.д., то есть работа с субмодальностями. Двигая рычагами эквалайзера и микшера звукорежиссёр находит ту силу и тембр голоса диктора, которые вызывают в слушателе доверие. Художник-дизайнер преследует ту же цель, используя палитру выразительных средств. Смыл работы телеоператора, художника-постановщика, дизайнера-оформителя, модельера и т.д. в том, чтобы найти с помощью субмодальностей границы эмоционального воздействия.
Психотехнологии в рекламе - это рекомендуемый набор субмодальностей величины которых оказывают воздействие на потребителя.
Знаете, как "работают" субмодальности? Вы можете вспомнить "Новый Год"?
Ёлка,... блеск и сияние праздничных огней!... Вкус шампанского... Золотой дождь, конфетти и сверкание хлопушек...
Возьмите пригоршню сияющих искр новогоднего праздника в свои руки... и рассыпьте их по всем будням и праздникам этого года!
Что значит для Вас Сверкающее Будущее?
РЕЗЮМЕ:
Из всего спектра эмоционально-чувственных проявлений четыре эмоциональных компонента имеют особое значение в рекламе Условно их можно обозначить: "СИЛА" -как удивление, "СЕКС" - как заинтересованность, "ЮМОР" - как радость и удовольствие и "СИМПАТИЯ-УМИЛЕНИЕ" - как проявление любви к детям и симпатия к зверятам.
Эмоциональные спектры имеют определённые качественные и количественные границы. Субмодальности - это рычаги управления эмоционально - чувственной сферой человека.
РЕЗЮМЕ (ЧАСТЬ I):
В восприятии и производстве рекламы играют роль следующие факторы:
Восприятие - цвет, форма, принцип фигуры-фоны, заполнение пробелов, группировка, константность, восприятие времени, трёхмерность, три системы восприятия (зрительная, слуховая, чувственная).
Внимание - виды (особенно непроизвольное), устойчивость (время контакта рекламы и потребителя), распределение (ситуация контакта), переключение (факторы, переключающие внимание), объём (сиюминутная сознательная фиксация информации)
Память - ассоциации и связанные с ними условно-рефлекторные установки, четыре принципа Г. Лорейна (подача информации в трёх системах восприятия, диспропорция, увеличение количества, сопоставление несопоставимого), приём впечатывания, принцип рифмы и ритма.
Эмоции - использование четырёх составляющих позитивной эмоциональной реакции (сила - удивление, секс - заинтересованность, юмор - радость, умиление - любовь, симпатия), использование субмодальностей, кодирующих эмоциональные реакции (зрительные, слуховые и чувственные).
"Компоненты" целевой аудитории - архетипическая символика, образы-идиомы, представления, верования и установки конкретной социальной группы, категории ценностей потребности.
ЧАСТЬ II
(ПСИХОТЕХНОЛОГИИ В РЕКЛАМЕ)
"Нет ничего не более и не менее важного, чем что-либо ещё!" К. Кастанеда
"бы всегда будете делать то, что делаете, и всегда будете получать то, что получаете, если не сделаете чего-либо ещё..." Р. Бэндлер
Различные приёмы рекламы и способы её подачи отвечают, в конечном счете, на три вопроса: "ЧТО рекламируем?", "ДЛЯ КОГО рекламируем?" и "КАК рекламируем?". В соответствии с этими вопросами любое рекламное предложение находит своё место в общем "рекламном потоке". В этой части книги мы остановимся на вопросе "КАК?" для того, чтобы безоценочно (или оценим?) обозначить часто использующиеся приёмы рекламы, которую мы потребляем каждый день.
ГЛАВА 1