Традиции, верования, и представления, передаваемые из поколения в поколение в форме религии, былин, сказаний, легенд и закодированные специфическими для данной народности языковыми структурами формируют национальную культуру, её категории ценностей. Без учёта этих факторов прекрасно изготовленная реклама будет малоэффективна. Для России, с её многоязычным населением, это имеет особое значение в настоящий период становления сферы рекламы (в отличие от США, где рекламный сервис существует в многонациональной культуре более ста лет).
Так для русскоязычного населения образ Иванушки - дурачка, это образ плутоватого героя, который достигает свою цель нестереотипным образом действий, а "тотальный человек" или образ героя - богатыря ассоциативно связан с Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем, герои сказок А. Пушкина это тоже символы национальной культуры.
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНОСТИ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Складывается из суммы знаний в различных областях человеческой деятельности (история, наука, искусство, знание иностранных языков, география, астрономия, литература и т.д.) Этот показатель определяет уровень просвящённости и цивилизованности отдельных групп населения формирующих социальную архитектонику данного государства. Он (уровень образованности) может сильно отличаться в отдельных социальных группах и зависит от многих факторов: территориально-этническая среда, материальный уровень, уровень системы образования в отдельных регионах и пр.
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Социальная культура формируется как гибрид интеллектуальных, морально-этических, эстетических установок, сочетающий основные нормы государственной идеологии, внутригосударственные эталоны массовой культуры, наложенные на национальную культуру и показатели просвящённости отдельных групп населения. Так, в условиях тоталитарного господства коммунистической партии на территории бывшего СССР сложились идиомы - установки, которые имеют значение для определённых социальных групп и в настоящий период. Образы-эталоны Сталина, Дзержинского, Космодемьянской и Корчагина до сих пор живут в предсоз-яании и оказывают своё незаметное воздействие на представления, убеждения и категории ценностей у значительной части российского потребителя.
В настоящий "постперестроечный" период российской государственности, развития полурегулируемого предпринимательского бизнеса и идеологического хаоса, роль денег и материальной независимости имеет первостепенное значение в формировании социальной культуры. (См. гл. "Ценность денег как таковых"). Так, для некоторых социальных групп, например, выпускников школ, студентов ВУЗ(ов), потеря "веры в завтрашний день" заставила обратиться к "вере в собственные силы". И сформировала образы достижения "человека действия и удачника", навязанные популярной литературой, видеоклипами, ТУ- играми, рекламой "красивой" и благополучной жизни.
|
|
ПОПКУЛЬТУРА
оказывала и оказывает в России значительное влияние (особенно европейская и американская) большое значение в формировании категории ценностей тех социальных групп, которые в силу возрастных показателей, составляют "новое поколение". Этот процесс в нашей стране начинается с середины 70-х годов ("битломания", "хиппи", затем, "джинсомания", "тяжёлый рок", "диско") и продолжается сегодня ("русская сексуальная революция"). "Новые" массовые течения, волна за волной, докатываются до России и орошают целомудренную и благодатную почву, порождая новые категории ценностей. Идеомы-образы "телохранителя - каратиста", "Русской Мадонны" формируют субкультурную среду и целые социальные группы. (По данным центра статистики за 1997г. 10% мужчин в возрасте от 20 до 28 лет становятся работниками службы охраны).
СУБКУЛЬТУРА
интеллектуальный и духовный орнамент социальной группы. Так приоритеты важности чего-либо усреднено могут сильно отличать ся в равных по возрасту соц. группах: работники службы охраны и студенты гуманитарных ВУЗ(ов); рабочие и служащие; предприниматели и военнослужащие.
Обобщая вышеизложенное, представим эти факторы в виде "пирамиды":