СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КАТЕГОРИЙ ЦЕННОСТЕЙ.
Итак, категории ценностей определяются системой убеждений (верований), а та, в свою очередь, строится в соответствиями с представлениями (знаниями). Это легко иллюстрировать.
Например, некто считает, что самая ценная в его доме вещь -это икона восемнадцатого века, которая досталась ему по наследству. Это его убеждение. Ценность данного предмета для хозяина определяется степенью отношения к другим вещам и предметам. Вера в то, что икона дороже чем, например, холодильник строится на знании (представлении) того, что значит:
время, поколения людей, родственные отношения, непреходящие ценности; и кроме того, старинные предметы национальной культуры высоко оцениваются в случае их продажи. Эти представления - целые системы пониманий или знаний. С другой стороны, вера (убеждение) в ценность иконы может быть связана с верой в Бога или с суеверием (тоже верой) в нечто, что является судьбой, роком и т.д.
Как знания и представления строят наши убеждения, так и убеждения (веры) влияют на наши представления.
|
|
Являясь представителем национальной среды, человек одновременно является носителем и проводником её традиций, ценностей и представлений с одной стороны и носителем межнациональных (видовых) представлений или архетипов - с другой. Кроме того, внутренняя модель мира человека формируется под влиянием социальной культуры (идеология, духовность, морально -этические и эстетические нормы), и под влиянием субкультурной среды (среда воспитания). Немаловажное значение на формирование категорий ценности имеет массовая культура зарубежных стран (гуманитарные, технические и научные открытия, популярные музыкальные и художественные направления, эталоны "высокой моды" и т. д.)
АРХЕТИПЫ
- эволюционно сформированная часть психики, уходящая своими корнями в генетическое наследование прообразов представлений и проформ типов поведения.
Архетипы не входят в сферу сознания, и не имеют чувственного эквивалента в опыте человека. Они трансформируются в архетипические образы и.передаются через тысячи поколений в религиях, мифах, народных сказках и притчах. Они "дремлют" в подсознании каждого человека и всплывают в сновидениях, символически отражая накопленный тысячами поколений опыт. "Образы - это единственная реальность, воспринимаемая нами непосредственно". Для изготовителей рекламы знание архетипической символики является инструментом воздействия, поэтому приведём некоторые из символов:
· лес, луг, пустыня, океан - жизненное пространство;
· звезда, маяк - ориентир;
· вершина горы - цель;
· река,поток - время;
· кокон - гусеница - бабочка - трансформация, изменение;
· яйцо - начало, жизнь;
· лук, стрела, мишень - средство, способ и цель действия;
· кристалл, алмаз - разум;
· извержение вулкана - освобождение внутренней энергии, силы;
· кинжал, меч, копьё - фаллический символ, агрессия (для женщин);
· сосуд, кувшин - символ женственности (для мужчин). и т.д.