double arrow

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ И СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ


СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КАТЕГОРИЙ ЦЕННО­СТЕЙ.

Итак, категории ценностей определяются системой убеждений (ве­рований), а та, в свою очередь, строится в соответствиями с пред­ставлениями (знаниями). Это легко иллюстрировать.

Например, некто считает, что самая ценная в его доме вещь -это икона восемнадцатого века, которая досталась ему по на­следству. Это его убеждение. Ценность данного предмета для хозяина определяется степенью отношения к другим вещам и предметам. Вера в то, что икона дороже чем, например, холо­дильник строится на знании (представлении) того, что значит:

время, поколения людей, родственные отношения, непреходя­щие ценности; и кроме того, старинные предметы национальной культуры высоко оцениваются в случае их продажи. Эти пред­ставления - целые системы пониманий или знаний. С другой стороны, вера (убеждение) в ценность иконы может быть связа­на с верой в Бога или с суеверием (тоже верой) в нечто, что является судьбой, роком и т.д.

Как знания и представления строят наши убеждения, так и убеждения (веры) влияют на наши представления.

Являясь представителем национальной среды, человек одновре­менно является носителем и проводником её традиций, ценнос­тей и представлений с одной стороны и носителем межнациональ­ных (видовых) представлений или архетипов - с другой. Кроме того, внутренняя модель мира человека формируется под влия­нием социальной культуры (идеология, духовность, морально -этические и эстетические нормы), и под влиянием субкультурной среды (среда воспитания). Немаловажное значение на формиро­вание категорий ценности имеет массовая культура зарубежных стран (гуманитарные, технические и научные открытия, популяр­ные музыкальные и художественные направления, эталоны "вы­сокой моды" и т. д.)




АРХЕТИПЫ

- эволюционно сформированная часть психики, уходящая своими корнями в генетическое наследование прообразов представлений и проформ типов поведения.

Архетипы не входят в сферу сознания, и не имеют чувственно­го эквивалента в опыте человека. Они трансформируются в архетипические образы и .передаются через тысячи поколе­ний в религиях, мифах, народных сказках и притчах. Они "дрем­лют" в подсознании каждого человека и всплывают в сновиде­ниях, символически отражая накопленный тысячами поколе­ний опыт. "Образы - это единственная реальность, восприни­маемая нами непосредственно". Для изгото­вителей рекламы знание архетипической символики является инструментом воздействия, поэтому приведём некоторые из символов:

· лес, луг, пустыня, океан - жизненное пространство;

· звезда, маяк - ориентир;

· вершина горы - цель;

· река,поток - время;

· кокон - гусеница - бабочка - трансформация, измене­ние;

· яйцо - начало, жизнь;

· лук, стрела, мишень - средство, способ и цель действия;

· кристалл, алмаз - разум;

· извержение вулкана - освобождение внутренней энер­гии, силы;

· кинжал, меч, копьё - фаллический символ, агрессия (для женщин);

· сосуд, кувшин - символ женственности (для мужчин). и т.д.







Сейчас читают про: