Этот приём служит иллюстрацией, инициирует ассоциативное мышление и может служить смысловой и эмоциональной настройкой.
В этом случае смысловой акцент метафоры смещается на полезные функции и качества товара. Для удобства разработки сюжета такой метафоры можно предложить ряд последовательных шагов.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Формулирование полезной(ых) функции товара в наиболее обобщённом виде. Например, имеем товар - электрический кабель. Полезные функции кабеля в обобщённом значении - связь, питание, перенос энергии.
ШАГ ВТОРОЙ
Поиск рабочего материала, т.е. образов-аналогов отвечающих функциям "связывать", "питать", "переносить энергию".
Вопрос: что может связывать одно с другим?
Ответ: мост, рельсы,трубопровод,пуповина, река и т. д. Вопрос: какой объект или предмет имеет функцию питания?
Ответ: капельница, река, женская грудь, минеральные удобрения (навоз), трубопровод, пуповина и т.д.
Вопрос: Что способно переносить энергию?
Ответ: луч солнца, поток воды (река), газо- и нефтепровод, пуповина и т.д.
|
|
ШАГ ТРЕТИЙ
Выбор наиболее точного образа - аналога. В данном случае аналогами отвечающими наибольшему количеству функций являются трубопровод, пуповина и река. В этот момент выбор конкретного образа (трубопровод, пуповина или река) должен быть ориентирован на категории ценностей и потребностей конкретной целевой аудитории, а так же учитывать эстетический план восприятия. Так, для директора фирмы, специализирующейся на закупке и продаже высоковольтного кабеля, возможно, метафора с пуповиной, матерью и плодом покажется просто вульгарным экскурсом в анатомию. А для директора мясомолочной фермы, которому нужен высоковольтный кабель, такая метафора, возможно, покажется уместной. Образ реки кроме перечисленных значений, это ещё и архетип,- время.
Самый простой способ найти визуальный аналог товару, это задать вопрос: "На что это похоже?". Например, мыло "Рах". Подняли ногу и перешагнули из главы "Выделение оригинальных признаков товара" в главу "Метафоры в рекламе"
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ
Наработка метафорического строительного материала. На что это похоже по функциям:
- Основная функция - отмывание (существительное?).
Обращаем существительное в глагол и задаём вопрос: "Что ещё способно отмывать, смывать?" Ответ: дождь (смывает следы, "умывает" природу и раскидывает над ней радугу и т.п.); бензин, скипидар - "он любую грязь отъедает";??? - больше ничего на ум не приходит.
- Второстепенные функции - а) средство для скольжения; б) средство для склеивания.
а) что ещё используется как средство для скольжения или может скользить?
|
|
Ответ: средство для скольжения - лыжная мазь, масло, лёд (на Чукотке) ледяной каток, горка; скользят - сани, лыжи, живая рыба из рук, "качественная" обувь, взгляд, и т.д.
б) что используется как средство для склеивания или может клеить и, расширяя смысловую рамку,- скреплять?
Ответ: клей, мука, жевательная резинка, "герметик", скрепляют: скрепки, гвозди, болты, строительные конструкции, пуговицы и т. д.
· На что это похоже по внешним и внутренним качествам?
Упаковка из пяти штук. На что это похоже функционально (долговременность расхода - в 5 серий)?
Ответ; телесериал, "мыльная опера",???
· На что это похоже внешне (разноцветная упаковка)?
Ответ; радуга ("зашарканный" образ), заляпанные акварелью руки ребёнка, ёлочные игрушки, детские погремушки, ассоциации по цветам (зелёный-яблоко, жёлтый-лимон, розовый-роза и т.д.).
· Пенообразование. Пена какая? Белая, лёгкая, воздушная.
Ответ; облака, ткань из газа, морской прибой, огнетушитель, пиво и т.д.
· Прозрачное окошечко. Функция - "товар лицом".
Ответ: а) по функциям: "кот в мешке" - негативная метафора как противопоставление "обычным" маркам мыла (например, "Сатеу") в непрозрачной упаковке; коробочка для хранения ниток, иголок и т.д. б)по внешним признакам: аквариум, витрина магазина.
· Запах. Внешнего вида нет. Функции: эстетическое и чувственное удовлетворение, коммуникативное средство воздействия, и допустим, отпугивание кровососущих насекомых как средство индивидуальной защиты.
Ответ: а)аромат вызывает ассоциации с цветами, фруктами, духами, лесом, пивоваренным заводом т.д. б) коммуникативное средство воздействия - одежда, манеры поведения, средства массовой информации,??? в) отпугивание насекомых как средство защиты - ОЗК (защитный комбинезон), противогаз, презервативы.
· Доступная цена. Вторичная выгода от сэкономленных денег.
Ответ: всё, что угодно! От покупки обычного мыла "Сатеу" до приобретения особняка на острове Кипр.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ:
· Можно провести прямой рефрейминг слова "Рах".
"Факс" как факсимильный аппарат в ряду других средств коммуникации.
· Мыло ассоциативно связывается с императивом: "Руки мой перед едой!" Поэтому, утверждающей "пионерской зорькой", ко всем рекламистам Мира, со страниц этой книжки, звучит назидательный призыв:
Мало для рекламы шевелить мозгами, Делать её надо чистыми руками! "РАХ"! "РАХ"! "РАХ"!
· Фонетические ассоциации: "Факс", "Фас", "Анфас", "Бакс", "Вакса", "Клякса",- могут пригодиться для придумывания слогана.
· Кроме того, торговой маркой "Рах" является ещё и пиво, которое, кстати, пенится тоже.
Итак, мы наработали строительный метафорический материал из которого можно выбирать.
ШАГ ПЯТЫЙ
выбор рабочих метафор как оригинальных признаков товара.
Допустим, мы останавливаемся на ценовой доступности и экономичности мыла "Рах" и эстетическом признаке - разноцветности. Основными рабочими метафорами выбираем телесериалы (мыльные оперы) и, чтобы придать хоть немного праздничности данной покупке - ёлочные игрушки и цветовые ассоциации (яблоко, сирень, лимон, роза). Про запас храним всё остальное (всякое может случиться и всё может пригодиться). И пока оставляем в покое мыло "Рах". Обратимся к другим примерам.
В звуковой и текстовой рекламе в качестве аналога уместно использовать имена существительные, отражающие полезную функцию.
"Резиновые калоши "Шанс" - корабли большого плавания!
"Шанс" - это удар по бездорожью и разгильдяйству' "Шанс" - это тепло.... и СУХО!"
Метафорическая подача информации в трёх системах восприятия, и др. представлена в гл. "Звуковая реклама, написание текстов".
|
|
ПРИЕМ ОДУШЕВЛЕНИЯ
Товар в этом случае отождествляется с живым существом, животным или человеком; он может произвольно двигаться, издавать звуки или говорить. Шипованные колёса "Брич Стоун" превращаются в мощных леопардов, а автомобиль в - подкованного коня, встающего на дыбы.
А вот восьмисекундный видеоролик:
На ледяном катке, в серебристом свете овала танцует изящная балерина. Грациозно скользя по зеркальной поверхности льда, она оставляет тонкий след. И, в тот момент, когда её танец заканчивается пируэтом, тело женщины превращается в авторучку как знак восклицания, а ею оставленный на льду след в надпись "Паркер".
Подобный приём использован в сюжете рекламы "Нескафе Голд" (ваза - тело женщины - банка кофе).
В случае звуковой и текстовой рекламы, подсказкой изготовителю может служить метафорический язык известных поэтов. Такие фразы, как:
"Цветы мне говорят: "Прощай!", Головками кивая мило...
С. Есенин
..Весёлых красок болтовня..." А. Романов
..звонкий аромат..."...И где отжившие, в хрустальной их гробнице Букеты испускают дух..."
Ш. Бодлер
- не что иное, как метафоры.
ЯКОРЕНИЕ В РЕКЛАМЕ
Каждый раз, предлагая использование очередной технологии, мы будем напоминать Вам материалы первой части данной работы для формирования прочных корреляций между базовыми аспектами восприятия, внимания, памяти и т.д. и практическим применением этих знаний в виде инструментов изготовления рекламы. Так, в гл. "Память" мы познакомились с феноменом "нашей песни" - механизмом запуска воспоминаний и связанных с ними эмоционально - чувственных, мотивационных и других компонентов высшей нервной деятельности человека. Данная глава является координально важной. И для того, чтобы у читателя сформировалась цельная картина понимания технологии "якорения", нам кажется необходимым выделить в ней две части: нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности (ВДН) и собственно "якорение".
|
|