"Структура человеческой памяти такова, что смысл метафоры западает в память скорее, чем простая констатация той же самой мысли." (Дж. Зейг, 1995).
· Метафора служит ненавязчивой подсказкой решения или побуждением к действию. Действуя в системе жизненных координат клиента-потребителя, метафора имплантирует поступки героя содержания рекламного предложения в образ мыслей самого клиента.
· Метафора подходящая под ситуацию образа жизни человека даёт последнему самосознание, возможность взглянуть на себя со стороны.
· Метафоры порождают идеи и усиливают внутренние мотивации.
Воздействуя косвенно, большей частью в "обход сознания" метафора способна вызвать эффект "внутреннего озарения" и создать причино-следственные векторы поведения.
• Метафоры уменьшают сопротивление.
Действуя косвенно, метафоры стимулируют ассоциативное мышление потребителя. Подходящий сюжет может незаметно подтолкнуть на нужную мысль. В этом случае очень трудно противиться собственным мыслям или ассоциациям.
Использование метафор в рекламе разнообразно. Рассмотрим некоторые из подходов:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЫЧНЫХ СИТУАЦИЙ в "системе жизненных координат" потребителя.
Наиболее типичный приём в ТУ и на радио. Метафорой здесь является рассказ, ситуация, бытовая сцена, в которых главный герой - человек. Построение таких сюжетов имеет несколько типов:
а) Метафора с косвенным сообщением. Герой(и) сюжета выбирает, приобретает, пользуется и советует знакомым рекламируемый товар.
Например, семидесятилетней бабушке на день рождения внук-студент дарит в подарок мыло "Рах". Такое построение даёт возможность информировать о качествах товара, показать его уместность или выгодность в контекстах обыденной реальности потребителя. Подобная реклама ("СотеГ, "Са!уе", "Кпогг"), не требует ни ума ни фантазии, только, пожалуй, денег на изготовление.
б) Метафора с прямым обращением к потребителю. Как правило, это рассказ о себе, предложенный вниманию зрителя. Катя сообщает о том, как она приобрела прокладки, и что из это вышло, жертва СПИДа рассказывает историю своей болезни, а мы обращаемся к Вам и рассказываем о том, что, систематически приобретая мыло "Рах" в течение пяти лет, мы сэкономили деньги и купили "Мерседес".
Построение а) и б) - это изоморфные метафоры, в которых косвенно или прямо делается полезное заключение (вывод), как в баснях Крылова.
в) Метафоры с разорванным сообщением - это повествования, сюжет которых прямо не связан с товаром и его качествами. Такой тип метафор пробуждает в потребителе подсознательный процесс трансдеривационного поиска. Другими словами, человек осознанно или подсознательно пытается увязать содержание рассказа с торговой маркой товара. Даже, если он и не находит смысла такой рекламы, то последняя надолго запечатляется в памяти. Удачные примеры (на наш взгляд):
· реклама "Фанты" (подслеповатый парикмахер - нелепая причёска - подражание - мода). Смысл: обращение к потребителю, - "Будь с нами!", необычный напиток;
· реклама "Миринды" (метафорический аналог слогана: "...-взрыв вкуса!" - динамический видеоряд (лысые дядьки, фонтаны искр) на фоне экспрессивного ритма барабанов). Смысл: экспрессивно-эмоциональная атака на восприятие потребителя.
· реклама спортивной одежды "М'|1<е" (футболист в аэропорте. в зале ожидания гоняет мяч). Смысл: "М!1<е" - свобода действия! Кстати, в этой рекламе имеется и ещё один мощный базовый приём, поэтому мы вернёмся вновь к этому сюжету в других главах.
· реклама банка "Империал" Смысл: История делает нас, а банк "Империал" - Всемирную Историю.
Или видеоролик: "...Мастер международного класса по прыжкам с гигантского трамплина в поте лица надраивает мазью лыжи. Трибуны зрителей терпеливо ждут. Но вот, всё готово. С позиции зрителя на трибуне Вы видите, как крохотный спортсмен поспешно надевает лыжи и устремляется вниз. На короткий промежуток времени его стремительное движение закрывает борт ограждения. В следующий момент трамплин катапультирует лыжника. Тот опрокидывает все представления о гравитации, взмывает вверх и превращается в....... мыло "Рах". Смысл:?
Разновидностью такого подхода является "приём фрустрации".
В этом случае содержание повествования вообще не связано с торговой маркой ни по смыслу, ни эмоционально. Предназначение таких сюжетов в том, чтобы вызвать у зрителя состояние знака вопроса и удержать внимание. "Отдохни, "Кит-кат" отломи!", "Не тормози. Сникерсни!"
Или, такой сюжет: лидер КПРФ стоит в длинной очереди за картошкой с хозяйственной сеткой в руке. Жарко,- знойное лето. Но вот уже и зима. Очередь движется. ("Я лично за ним занимала!" "Нет, Вы здесь не стояли!", "Нахалка!", "Сам ты - хам!"). Холодно и гололёд. Юный пионер на фанерке скатывается с ледяной горки и случайно опрокидывает семидесятилетнюю бабушку. Вся очередь заваливается как домино. Все чертыхаются. За кадром девичьи голоса: "Рах"! "Рах"! Тах"!