В ЧАСТИ I гл. "Восприятие времени" говорилось о том, что зрительная ориентация во времени (очерёдности событий) имеет пространственные координаты в визуальном поле, где. для большего числа людей, прошлое расположено слева, будущее - справа и несколько вверх, а настоящее прямо по центру. Как этим можно воспользоваться при изготовлении рекламного предложения?
"Шкала времени" условно определяет векторы: вектор в прошлое (а) направляется влево и вверх, а вектор в будущее (б) - вправо и вверх (от центра).
"Вектор прошлого" пронизывает те знакомые образы (людей, предметов, картины ситуаций и т.д.), которые уже были в опыте человека. Они для него реальны, так как "пережиты".
Качественные характеристики (субмодальности) образов прошлого (памяти) приблизительно совпадают с субмодальностями (цветность, форма, контрастность, объёмность и т.д.) реальных объектов.
"Вектор будущего" направляется в ту область, где располагаются образы мечтаний и желаний. Поэтому "вектор будущего" указывает на потребности человека в чём-либо. В контексте потребления товаров (услуг) это формулируется примерно так: "Сейчас у меня такого (одежда, мебель, квартира, машина и т.д.) нет, но в будущем, я бы хотел это иметь".
|
|
Таким образом, расположение образов предлагаемого товара в правой верней зоне соответствует зрительной ориентации "зоны будущего".
Такие смысловые конструкции речи, как "голубая мечта", "радужные мечты", "блестящее" или "сверкающее будущее",-это буквальное описание субмодальностей надежды человека. Мы всегда будем надеяться на лучшее. Разрабатывая оригинал-макет, и располагая образ конкретного товара в зоне визуальной конструкции (в зоне будущего), уместно использовать субмодальности, которые наделяют реальный образ ореолом мечты.
И наоборот, переориентация визуальных зон "памяти" и "конструкции" с помощью субмодальностей порой даёт высокий результат. Так, в Санкт-Петербурге для фирмы, торгующей германскими автомобилями, нами (авт. и др.) был разработан и изготовлен рекламный щит. Он был размещён на торце здания в котором располагался автосалон данной фирмы. Особенность содержания стенда заключалась в переориентации зон памяти и конструкции.Композиционный вектор направляется слева направо, снизу вверх. Причём в левой зрительной зоне (зона реальных образов) пешеход видит заднюю часть "Волги" в виде красочного рисунка (субмодальности мультика или конструкции), которая въезжает в туман (средняя часть стенда). Из тумана выдвигается передняя часть "Мерседеса" в виде черно-белой увеличенной до размеров стенда фотографии. В средней части (область тумана) чётко контурируются логотип, телефоны, адрес фирмы. Смысл такого построения заключается в том, чтобы образ будущего ("мерседес") привести с помощью субмодальностей фотографического снимка к нечто вполне реальному и возможному, такому как проезжающие мимо стенда автомобили.
|
|
В ТУ-рекламе, где выразительные средства и набор субмодальностей шире, зона конструкции (верхняя правая) и памяти (верхняя левая) имеют особое значение в ряде визуальных технологий, представленных в следующих главах.
"РАМКА В РАМКЕ"
Дизайнеры-аниматоры и художественные операторы называй3"1' зтот визуальный эффект приёмом "коробочки", "матрёшки наоборот или "зеркальной регрессии". Сюжет или эпизод сюжета с использованием этого приёма строится на том, что из одного объекта появляется подобный или другой объект и т.д. Сам по себе приём не нов. И его применение - просто визуальный эффект, привлекающий внимание. Когда приём "рамка в рамке" применяется с целью присоединения к потребителю, он начинает работать на потенциал действия.
Проецирование обычных житейских ситуаций в рюжет рекламного предложения - часто применяемый приём. Ситуационные контексты нашей реальности неограниченны, можно выбирай любой, ориентируясь на атрибуты конкретной социальной группы. "Комет" - холодильник, кухонный гарнитур, раковина и домохозяйка. "Мо1ог01а" -"Мерс", "дипломат'" и мужчина при галстуке. "Памперс" - слюнявчик, манеж, жизнерадостный карапуз и заботливая мамаша. Смысл этого часто используемо подхода в рекламе - присоединение к потребителю. Это не ново.
"Перекрывание реальностей" - прямое отражение ситуации, в которой находится потребитель рекламы в данный момент. В ТУ-рекламе используются такие приёмы как "сломанный телевизор" (искажение картинки до мелькающих полос на экране или визуальный эффект гаснущего экрана) или эффект дихотомии наблюдаемого наблюдателя; Вы смотрите на того, кто смотрит рекламу. Этот приём усиливается, если на экранном поле своего телевизора Вы видите человека, сидящего к Вам спиной перед экраном телевизора. Затем камера "наезжает" на экранное поле телевизора перед которым сидит этот человек, и Вы уже в его телевизоре видите сюжет рекламного предложения, например рекламу чипсов. В конце повествования оказывается, что человек, сидящий к Вам спиной и, теперь "вместе с вами" потребляющий рекламу аппетитно хрустит этими же чипсами.
Смыл такого построения заключается в том, что реальность потребителя рекламы в сюжете рекламного предложения накладывается на нашу с вами реальность - реальность потребителей рекламы. И кто знает, может кому-нибудь из нас тоже захочется, уютно устроившись перед экраном телевизора, похрустеть ароматными и золотистыми чипсами.
Приём "рамка в рамке" может иметь и другой аспект, например рост престижности какого-либо издания.
Когда на страницах, лучше на обложке, "молодого" полиграфического издания размещается реклама популярного издания или крупной солидной фирмы, то первое наделяется ореолом престижности второго. Тот же результат достигается размещением на страницах "молодого", например, журнала таблицы рейтинга популярных изданий без указания собственного рейтинга. В данном случае субъекту предлагается оценить данные престижности популярных изданий заключённых в формат (более широкую рамку) журнала, который он читает.
Ещё один способ использовать "рамку" заключается в технологии "иллюзии выбора", являющейся разновидностью "приёма предпосылки" (гл. 3.5).
|
|
Посмотрите на условный пример этой технологии:
В сюжете рекламного предложения обыграть этот приём довольно просто: допустим, менеджер по продажам предлагает на выбор ряд марок наручных часов - "Кардинал "Сейко", "Командирские" и т. д. На руке менеджера поблёскивает "Кардинал.
Подобные, и сюжетно более разработанные, примеры Вы можете придумать сами. Выбор тем определяется группой товаров. Разновидности приёма "ложного выбора" подробно представлено в гл. "Аудиальные технологии (написание текстов)".
"ВЫХОД ЗА РАМКИ" И РАЗРУШЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПОЛЯ
Смысл этой, нередко используемой в стендовой и ТУ- рекламе, технологии заключается в следующих психологических эффектах.
а) товар, "прорываясь" за рамки визуального поля (стенд, рамка, формат журнального листа или "эффект выпрыгивания" из телевизионного экрана и т.д.), "входит" в нашу реальность - реальность потребителя;
б) товар, разрушающий границы визуального поля, косвенно "показывает" потребителю на свой количественный потенциал. Ему просто тесно в границах стенда или телевизионного экрана;
в) рамка или граница на уровне визуального восприятия -это не только знаменатель смысла чего-либо, она работает, также, как оператор необходимости. Разрушение рамок (особенно образом человека) формирует у потребителя потенциал действия.
Традиционно этот приём используется в наружной рекламе.
В ТУ-рекламе этот приём имеет одну особенность. Он срабатывает только путём создания рамки в рамке (см. приём "рамка в рамке") или присоединения к зрителю. Для этого в сюжете рекламного предложения создают ситуацию-аналогию привычных для нас обычных ситуаций: просмотр видеопрограмм по ТУ-, работа за компьютером, использование видеокамеры, ситуация кинозала и т.д. И тогда из телевизионных экранов выпрыгивают тигры и "мультяшки", вываливаются продукты или вылетают самолёты.
В полиграфической рекламе этот приём можно использовать ещё и так:
|
|
ПРЕДПОСЫЛКА
(ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ)
Один, средней руки художник нарисовал картину "Дубовая роща" и послал её на конкурс. Отдавая себе отчёт в том, что художественная ценность его работы средненькая, если не сказать никакая, он пририсовал в правом верхнем углу маленького красного петушка, резко выделяющегося на общем фоне. Комиссия долго разбиралась в уместности красного петуха в сюжете этой картины. Вызвали художника, который два часа горячо и убедительно доказывал, что петух - это часть живой природы, и что он гармонично вписывается в дубовую рощу. В итоге петуха всё-таки убрали, но картина заняла второе место.
Смысл приёма предпосылки заключается в том, чтобы сфокусировать (отвлечь) внимание потребителя на второстепенные детали, а основную мысль рекламного предложения подать как само по себе разумеющееся, не требующее обсуждений и доказательств. Особенно сильно предпосылка работает в тексте или звуковой рекламе.
В визуальном сюжете второстепенной деталью может выступать образ-вампир отнимающий внимание зрителя на себя.
Следует учесть, однако, что образ-вампир должен иметь смысловое сочетание с предлагаемым товаром. Пример точного применения этого приёма
ТУ-реклама колготок "Леванте", "Санпеллегрино».
Предпосылкой может служить рамка (как показано в гл. 3.4.), второй план или фон (следующая глава).