''Сознание с его ограниченной системой ценностей, как правило, выносит чрезвычайно жёсткие решения относительно того, что стоит попытаться сделать, а чего не стоит... Набор возможных действий подсознания, напротив, чрезвычайно широк и разнообразен... Подсознание, если так можно выразиться, готово сделать всё что угодно, если оно организовано и проинструктировано надлежащим образом.". "Подсознание в отличие от сознания всегда готово к действию; для нас важно знать - как сформировать направление действия" (М. Эриксон 1974).
В первой части методического пособия, в главе "Восприятие" было сказано что, если фон или второй план визуального сюжета заключает в себе определённый смыл, и не фиксируется на сознательном уровне, то он напрямую воздействует на подсознание человека, его эмоциональную сферу.
Посмотрите на репродукцию картины Б. Валеджо "Пленница".
Фокус внимания зрителя, как правило, замыкается центральной (сюжетной) частью картины. Конечно, фаллическая символика фантастических деревьев на втором плане Вам тоже доступна. Тем не менее, мимо вашего сознания ускользает ещё одна существенная деталь. Обратите внимание на контур скалы в левой части картины. Что это?.... Как цензура пропустила порнографию?
|
|
Практическая реализация этой технологии эффективна особенно в полиграфической (настенные календари, плакаты) и стендовой рекламе, что объясняется длительным по времени визуальным контактом. Следует знать, что предназначение данной технологии заключается в том, чтобы, либо инициировать эмоциональную сферу человека в ответ на рекламное предложение, либо, в обход сознания, задействовать память. Незнакомая потребительской аудитории знаковая информация, например логотип новой фирмы, окажет незначительное влияние на подсознательные механизмы восприятия, если будет служить фоном или вторым планом.
Ниже представлен пример стендовой рекламы известной страховой компании на единственной магистрали, ведущей в город. Недостатком здесь является предъявление потребителю знаковой информации, лучше использовать знакомый потребителю образ (товарный знак).
Наиболее удачное использование данного приёма - это когда второй план сюжета является образом(и), инициирующим одну из четырех эмоциональных составляющих согласия (секс, юмор, сила, симпатия-умиления).
! Здесь необходимо иметь ввиду разницу между тем, в каких случаях образ-вампир играет положительную, а в каких - отрицательную. В первом варианте зритель увязывает образ миловидной женщины со смысловым аспектом колготок "Санпеллегрино".
|
|
Во втором случае образ-вампир оказывает паразитическое действие. Если молодая, красивая и полуобнажённая женщина в полный рост держит в руке хрустальный бокал, то запомнится скорее образ женщины, а не бокал. Можно сделать наоборот: бокал отбрасывает тень в форме женского тела. И теперь второй план начинает работать как эмоциональная программа.
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Частый приём транспозиции потребителя в ситуацию пользователя. Сравните следующий пример, который не требует комментария.
ТЕХНИКА "ЛУЧ ПРОВЕДЕНИЯ"
На пути к достижению цели, маленькой или большой, человека ждут трудности. Это аксиома. Даже такое простое событие, как вынос помоев из дома, представляет пусть незначительную, но трудность. Представляете, живет человек и удерживает на внутреннем поле зрения стопку картинок - проблем, которые он должен преодолеть. На первой картинке проблемы с пробегающим краном, отодвигаем её и видим проблему с ремонтом стиральной машины; отодвигаем её и видим проблему с ремонтом автомобиля; отодвигаем: трудности в воспитании сына-балбеса; отодвигаем - проблема зарабатывания денег, и так далее. Если представлять себе жизнь, только как череду сражений с проблемами и трудностями, то лучше сейчас прямо в гроб. К счастью, для подавляющего большинства людей жизнь представляется чередованием темных и светлых полос. Даже Иван Денисович у Солженицина имел светлые и тёплые картинки в панораме своей жуткой реальности, ради которых стоило выживать.
Задумываясь о новой шубе, квартире, или об автомобиле, которые хотелось бы иметь в близком или отдалённом будущем, человек не может не думать о тех затратах энергии и времени, как о трудностях, которые связаны с удовлетворением желаний. Как говорится, без труда не выловишь и рыбку...
Итак, вынос помоев. Ничего хорошего, тем более, что мусоропровода нет, помойка на улице и мороз двадцать градусов. Плохо. Ну-ка, отодвинем эти невзрачные картинки и посмотрим, а что нас ожидает за ними. А там (к примеру): уютное кресло, на журнальном столике дымящаяся чашечка кофе и сигарета, а рядом томик стихов Ф. Вийона. Ага, это мне нравится. Это вознаграждение за муки. И, всё-таки, неохота,... одеваться, топать с этим ведром к помойке,...
и самое неприятное,- помойный бак, мусор всякий и, чтобы всё выпало: бряк,,бряк ведром о край мусорного бака; опять же запах... Так, с одной стороны - чашечка дымящегося кофе, с другой, вот это: бряк, бряк...
Теперь поработаем с субмодальностями на уровне восприятия.
Стабилизируем (сделаем стоп-кадр) самую негативную картинку: помойное ведро, край мусорного бака. Уберём цветность и звук. Что получилось? Перед нами застывшее, немое черно-белое панорамное (мы внутри ситуации,- состояние АС) изображение.
Далее, свернём панораму в экран(сделаем шаг назад и выйдем из ситуации). Заметьте, запах исчез полностью. Сделаем рамку. Теперь перед нами черно-белая картина.
Берём гвоздь или что-нибудь острое, и пробиваем в картине отверстие. Давайте посмотрим в дырочку. Мы видим кресло, столик, чашечку кофе... всё ярко и чётко.
В этот момент, первая, черно-белая, картина распахивается перед нами, словно диафрагма фотоаппарата, и мы уже чувствуем запах свежезаваренного кофе,... и стоит только шагнуть вперёд, и мы плюхнемся в уютное кресло. Но...
Щ-щёлк: диафрагма первой картины сжимается и мы опять видим черно-белое изображение бака. И снова распахивается... Чашка кофе. И опять, щ-щёлк...
"Луч проведения" - это вектор желания или светящийся тоннель, по которому человеку легче идти к желаемому будущему (за шубой, мебелью, автомобилем) сквозь ситуации трудности. Эта техника точно отражает один из универсальных механизмов мотивации, и применение её в рекламе - прямое обращение к подсознанию потребителя и формирование не только потенциала желания на покупку, но и стратегии облегчённого достижения цели.
|
|
Эта технология работает также как мнемотехника впечатывания. В ТУ рекламе вариации её применения многообразны (эффекты движения сквозь время, пространство и т.д.) и зависят от Вашей творческой фантазии. Ищите контексты.
'СИНДРОМ УКРАДЕННОЙ СОСКИ" И СМЕНА СТАРОГО НА НОВОЕ
Человека порой трудно убедить в том, что новое лучше старого. Трудно порой заставить человека отказаться от старых и привычных вещей, которые отслужили свой срок и хламятся по углам в доме. Так же трудно, как от мыслей, которые составляют лишь привычную умственную жвачку: "раньше было лучше", "на наш век хватит", "от добра добра не ищут". Так же, как отказаться смотреть бесконечные южноамериканские телесериалы - "соски для советского народа". Некоторые мамы знают, как трудно перевести ребёнка на полноценное питание, если он трудолюбиво сосал грудь полтора года. Но нам то зачем эти трудности? Сделаем это легко и просто.
Когда мы в чём-либо убеждены твердо, например в том, что солнце встаёт на Востоке, а не на Западе, то содержание нашего убеждения настолько же реально, как реален стул или стол, или стена, которые можно потрогать. Реальность содержания нашего убеждения имеет качественные и количественные характеристики субмодальностей, которые формируют для нас картину привычно-реального. Стул или стол имеют конкретные четкие формы, размеры, цвет, твёрдость (степень деформации), тяжесть. Если их передвигают,- то характерный звук. Это реальные предметы, которые имеют реальные субмодальности.
Совсем другие характеристики у мечты. Мечта - это то, что связано с желанием и то, что может быть (произойти), а может и не быть. Когда люди задумываются о том, чего бы они хотели иметь (шубу, мебель, автомобиль или слона) они мечтают. Прилагательные "реальные" и "нереальные" мечты - это буквальное описание субмодальностей. Субмодальности желаемого могут сильно отличаться от субмодальностей реального и привычного. Холодильник - это не журавль в небе. Они могут сильно отличаться индивидуально для каждого человека. Однако, для большинства людей эти отличия имеют усреднённые общие показатели. Давайте определим наиболее характерные отличия субмодальностей, формирующих реальную картину действительности и картину желаемого будущего.
|
|
Субмодальности реального чаще характеризуются состоянием АС (панорамное восприятие), чёткостью, ясностью, контрастностью, хорошей освещённостью, обычной (яркость и насыщенность) цветностью. Сюжет реального убеждения может иметь динамику движения (ситуационную последовательность или дискретность) и озвученность. Сюжет реального убеждения может располагаться также и как бы на экране, прямо перед человеком. Причём экран может занимать всё поле внутреннего зрения или он ограничен только центральной частью. Границы реального представления могут быть не очерчены или, наоборот, картина находится в рамке.
Желание. Чем менее реальна для нас мечта (приобретение квартиры, автомобиля и т.д.), тем отдалённее мы видим её содержание, и тем более вправо и вверху оно располагается (зрительная зона конструкции и вектор будущего). Цветовые оттенки могут быть какими угодно, голубыми, розовыми, желтыми и т.д, но насыщенность и яркость красок уменьшается по мере удаления и увеличивается с приближением образа. Так же ведёт себя и чёткость изображения. Образ мечты может иметь рамку; она может иметь оттенки золотистого цвета, голубого или розового. Вряд ли рамка мечты может напоминать траурную рамку. Образ мечты в зависимости от силы желания может быть наделён блеском или озарён аурой сияния. Но чем ближе (реальнее) становится к нам мечта, тем больше она теряет насыщенность красок, блеск, сияние, тем реальнее становится цветность.
Итак, мы имеем в своём арсенале обобщённые (усреднённые) субмодальности реального (действительного) и желаемого.
Теперь вернёмся к убеждению в том, что солнце встаёт на Востоке. Убедитесь, что это так же реально, как Ваше имя.
И ответьте на вопрос: откуда Вы знаете, в какой стороне встаёт Солнце?. Вы проверяли? Или кто-то, когда-то вам это сказал, а Вы поверили? Как поверили в то, что реально существует север, юг, запад и восток. Как верили раньше в реальность деда-мороза. Как верите в то, что время - это секунды, часы, годы и столетья. Вы что, действительно считаете, что Солнце встаёт? Или Вы убеждены в том, что чувствуете центробежную силу вращения планеты Земля, или Вы сомневаетесь в этом? Вы что, действительно не сомневаетесь в том, что Земля крутится, а Солнце стоит? А, Солнце действительно стоит? Или Вы не сомневаетесь в своих убеждениях в том, что они не всегда верны? Или Вы затрудняетесь ответить? Подумайте...
Возникающие сомнения вызывают в человеке ощущение замешательства или пустоты, или тумана, который размывает, а затем поглощает образы веры или убеждения в чем-либо. Сомнение может разрушить, дефрагментировать образ, рассыпав его на мелкие кусочки. Так бывает, когда всецело, полностью доверяешь человеку, а он тебя обманывает. Так бывает с человеком, когда серый туман сомнения всасывает в себя без остатка надежду на светлое будущее.
СУБМОДАЛЬНОСТИ СОМНЕНИЯ - это инструменты разрушения убеждений.
Таким образом, в руках изготовителя рекламного предложения имеются субмодальности (инструменты) привычно-реального, того, что является убеждением, субмодальности желаемого и субмодальности сомнения. Теперь можно приступать к самой смене старого на новое.
Непременным условием срабатывания этой технологии является разрушение старого и внедрение нового на его месте. Причём, новое приобретает теперь все субмодальности привычно-реального.
Сверкающий полировкой "Мерседес" в автосалоне может оставаться неосуществимой мечтой, золотой картинкой, для одного, но для другого, имеющего "Волгу" - вульгарным излишеством. Поэтому во втором случае "Волга" должна быть разрушена.
Старая "Волга" на экране ТУ оживает и уезжает по автостраде в перспективу, превращаясь в точку в правом верхнем углу экрана. А в следующий момент точка вспыхивает и сияет, превращаясь в "Мерседес", который сверкая и увеличиваясь в размерах, мчится по автостраде в обратном направлении. И по мере приближения к зрителю, "Мерседес" теряет ореол сияния и блеска, приобретая субмодальности "Волги" (местоположение, освещённость, лучше тот же цвет и т.д.). Хозяин отечественного автомобиля может напрочь игнорировать иномарку той же стоимости, пока она не займет его мысли как место в гараже, где стоял прежний транспорт.
То же самое происходит с холодильником "Зил", когда прямо на кухне пар, выходящий из его щели, окутывает образ целиком, и на его месте оказывается "РПНрз".
Рамки возможностей применения этой техники в телерекламе безграничны. Сложнее использование этого приёма в полиграфической или стендовой рекламе. Тем не менее, посмотрите на этот пример (и делайте скидку на черно-белое изображение).
"ВЗМАХ"
Эта уникальная технология НЛП, так же как и другие, отражает универсальный механизм высшей нервной деятельности. Результат её использования в психотерапии - создание мощной внутренней мотивации, направленной на образ желаемого будущего. Её действие похоже на силу, которая высвобождает в человеке кинетическую энергию желания и направляет его действия на достижение конкретной цели. Эта техника лежит в рамках общего приёма противопоставления. Применение "Взмаха" в визуальной рекламе имеет свои особенности и возможно полностью (все шаги технологии) в ТУ рекламе.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Присоединение к зрителю (отождествление с героем).
Новый этап в технике создания эффектов страха в кино связан с именем Дейла Фридмана. Приём служит для отождествления восприятия зрителя с восприятием героя-злодея или жертвы. В этом случае видео-камера фиксирует происходящее вашими глазами. В ТУ рекламе приём не нов, однако уместен в данном случае, как первый шаг технологии "Взмах".
Сюжет первый. Человек идёт по улице. Навстречу идут прохожие, по проезжей части движутся автомобили. Вывеска магазина "Мебельный салон". Человек (Вы его глазами) вспоминает и смотрит на старую мебель в своём доме. (Субмодальности привычно-реального)
Сюжет второй. Вы видите перспективу дороги через лобовое стекло, панель управления, верхнюю часть руля, навстречу проносится блестящий "ВМУ.
ШАГ ВТОРОЙ. Перенос в желаемое будущее.
Когда человек заходит в мебельный салон и разглядывает шкафы, стенки и спальные гарнитуры, он мысленно переносит и находит им место в своём доме. Или по другому, он переносит себя в ситуацию будущего. Поэтому, на втором шаге Вас "переносит" за руль "Мерседеса", и теперь Вы можете почувствовать разницу в мощности, динамике и комфорте.
ШАГ ТРЕТИЙ. Взгляд на "образ желания" со стороны.
"Да, квартира выглядит совсем по другому" - мечтает человек и видит желаемую катринку.
"Как смотрится "ВМУ" у подъезда моего дома" - думаете Вы, и видите автомобиль целиком, как свою собственность.
Образ желания должен иметь субмодальности "реальной мечты". Причём желание ещё не реализовано, поэтому желаемый образ -это не панорама, а именно картина или экран.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Разрушение реальности потребителя.
Образ желания должен разрушить настоящую реальность потребителя. В панораме обычной реальности (квартира со старой мебелью или положение за рулём старой автомашины) вспыхивает светящаяся точка. Она очень быстро начинает расширяться в "образ желания", разрушая своими размерами панораму полностью (точно океанская волна, накатившая на сушу и сметающая всё на своём пути), и стабилизируется в картинку Шага 3. Время проката видеоролика, изготовленного по этой технологии, обычное: 10-15 секунд.
Техника "взмах" в полиграфической и стендовой рекламе может быть выполнена в урезанном виде. Посмотрите: