КОСВЕННАЯ РЕКЛАМА ТОВАРА В КИНОФИЛЬМАХ.
Терминатор заходит в оружейный магазин и останавливает свой выбор на автомате "Узи" девятого калибра. Продавец комментирует: "Вы знаете в этом толк",
Герои фильма едут в джипе по автомагистрали. Обгоняя их, мимо проносится спортивный автомобиль. Он быстро превращаяется в точку в перспективе. "Что это?" - удивляется парень. "Это - "Порше",- сообщает девушка. "Вот это да!" - восклицает он.
Следующий эпизод "будущего боевика". Джеймс Бонд внимательно осматривает личный номер гостиницы на предмет подслушивающих устройств. Он заходит в туалетную комнату и видит использованную упаковку "Рах". "Здесь была русская разведка",- говорит Джеймс.
ПЕРЕНОС СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ ТОВАРА.
Вы помните товарный знак фирмы "НИКЕ"? Напоминаем:
В любом сюжете ТУ передачи можно ненавязчиво эпизодично вставлять знакомую цвет и форму, определяющие вид товара, товарного знака, или логотипа. Что и делается. Или это сегмент облака, или раскраска автомобиля, или деталь одежды. И всего один раз мы видим героя передачи или фильма в спотривной одежде "НИКЕ".
|
|
Образы - акценты.
Для того, чтобы донести до зрителя основную мысль, идею, или чувство без слов режиссёр или кинооператор дробят однородный по субмодальностям (размер, расстояние до обекта, яркость картинки, динамика видеосюжета и т.д.) видеоряд и выделяют значимые эпизоды или кадры. Акцентом смысловых видеоединиц может служить: крупный план (в терминах субмодальностей - размер объекта и расстояние до него: лицо героя, вид товара); изменение динамки видеосюжета (например, мы видим пьяную деревенскую драку - быстро меняющийся видеоряд событий. В следующий момент "камера останавливается" на голубых куполах церковного храма с золотистыми крестами стремящимися в голубую бездонность русского неба); "замедленная" видеосъёмка - эффект медленно текущих мгновений; звуковая маркировка эпизода или картинки (музыка, восклицания, барабанная дробь, любые другие звуки); текст за кадром или слова героев видеосюжета и т.д.; использование субмодальностей (яркость, блеск, необычное цветосочетание, второй план, применение мнемотехнологий и др.). акцентирующих данный эпизод или кадр видеосюжета.
Краткость и лаконичность видеоряда рекламного сообщения сужают рамки этого приёма. Тем не менее, примеров использования акцентирования эпизодов в видеорекламе достаточно.
Смысловые сцепки между эпизодами.
В рамках рекламного сообщения смысловая сцепка - это чаще рефрейминг смысла или контекста данного качества товара. Например, бытовой скандал вокруг развешивания мокрого постиранного белья: жена "пилит" мужа. Тот обречённо смотрит на бельевую верёвку. Следующий кадр - мыло "Рах".
|
|
Особенно интересно отслеживать смысловые сцепки в программах видеопередач. Например, в первом сюжете программы "Вести" речь идёт о стабилизации новой европейской денежной единицы. Следующий рассказ - "голодная забастовка" шахтёров в России.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГОГО ШРИФТА
(подробно в гл. "Аналоговая маркировка речи (текста)"). Согласитесь, что мыло „ШХ" ЛУЧШЕ, чем мыло „Рах".
МОДЕРНИЗМ И РЕКЛАМА
Экономика и научно-технический прогресс, философия и искусство, проникая и взаимно влияя друг на друга, определяли формы общественной жизни и тенденции мировосприятия человека. В течение двух последних столетий маркетинг и реклама получили качественно новые тенденции, обусловленные высокими темпами развития всех форм капитализма научно-техническим прогрессом, и как следствие - резким увеличением товарной массы. К концу 19 столетия шопенгауэровский полёт творческого волеизъявления стал достаточным основанием для того, чтобы фо-визм и кубизм интуитивно открыли дверь в модерн. Гипсовые головы греческих богов были расколоты на черепки и растоптаны. Заратустра теперь говорил образами итальянских футуристов, прозревающих массовою культуру в исходе "из мудрости, как из ужасной матки.."* (Из манифеста ит. футуристов 1914г.).
Экзистенциализм датчанина Кьеркегора был ещё далёк от гуманизма француза Сартра, однако норвежец Эдвард Мункуже выражал мысли новой философии в своём творчестве. Экспрессионизм оказал глубокое влияние на современное искусство, пинетрировав в другие области: театр и кино. Скрябин экспериментировал с цветным звуком, а Ларионов с рекламными щитами в России; художники группы "Мост" в Германии с увлечением занимались символизмом и примитивизмом. И пока французы робко двигались в живописи от конкретного к абстрактному, Кандинский в Мюнхене застолбил новое направление - "абстракционизм", а Малевич - "супрематизм". Э. Гуссерль в интеллектуально-интуитивных потугах обнаружил чистую сущность - "эйдос". Дадисты позировали протест.
Европейские творческие умы сбраживались новыми идеями на фоне обострения классовых противоречий и мировых военных конфликтов. В этом брожении рождалась новая массовая культура, которая окажет в дальнейшем глубокое влияние на все сферы социальной жизни, и в том числе - на рекламу.
В это время 3. Фрейд вспоминает свои сны, открывая "чёрный ящик" бессознательного и предъявляя его содержание миру. Психоанализ начинает своё победное шествие по Европе, перешагивая через Атлантику. В умах тысяч людей происходит беззвучный хлопок и художники погружаются в глубины подсознательного. Они открывают для себя и других мир новой реальности, где стираются грани объективного и субъективного, где один из основных механизмов восприятия - искажение -искажается до искусственной узнаваемости и проецируется на полотна художников. Идеи Фрейда и Бергсона трансформируются в ведущую идеому сюрреализма "сопоставление несопоставимого".
Именно кисть сюрреализма накладывает глубокие и сочные мазки, рисуя современный лик визуальной рекламы. И пока С. Дали изымает из своего подсознания "животноподобные, копошащиеся во мраке хрящи", Р. Магрит изымает из панорамы реальности одушевлённые и неодушевлённые объекты и совмещает их самым невообразимым образом. Первый и второй планы его картины переплетаются друг с другом и всадник на коне въезжает в реальность обывателя, словно всплывающий сон. И в то время, как Дали "предчувствует гражданскую войну", из обрубков человеческого тела конструируя на полотне исполинскую фигуру - апофеоз садомазохизма, Магрит творит "новую Галатею" кистью художника.
|
|
Принцип "сопоставления несопоставимого" и кричащие (гес1атаге) цветоформы скоро становятся атрибутами художников - оформителей Парижа, Амстердама и Нью-Йорка.
Одновременно на театральном полотне Бытия возникают перекошенные подмостки "театра абсурда". Эжен Ионеско ломает логические построения причино-следственных связей времени, пространства и событий. Театр абсурда в 50-60-е годы выступает как символ сюрреализма. Словами Ионеско он "выравнивает каким-то образом за и против, возвышенное и низменное; в общности соединяются противоположности, не в виде синтеза, а в многообразном существовании".
С одной стороны манифест сюрреализма А. Бретона, с другой - манифест экзистенционализма Ж. Сартра становятся ключами, открывающими одну дверь, дверь в мир субъективной реальности, совпадающей с идеалистической концепцией Гегеля.
В "Пене дней" рождаются романы и повести Бориса Виана, где асфальт под ногами вскрикивает и горы шагают, и герой книги приходит для того, чтобы "плюнуть на ваши могилы".
Веши и предметы одушевляются: кофейная чашечка Фиш давно не брилась и поросла щетиной, а волосатая ванна Дали в витрине Нью-йоркской авеню останавливает поток пешеходного движения и приковывает внимание. В этом одушевлении вещей уже рождается новое, чисто американское направление, под названием "поп-арт", стирающее позицию человека в среде вещей и позиции вещей в человеческой среде,
О. Шпенглер в "Захвате Европы" (1918г.) предвосхищает переход "от культуры к бесплодию" и сюрреализм завершает свой виток для того, чтобы дать рождение сверхреализму. Эк-клизиаст прав: "Всё возвращается на круги своя". Мы знаем как С. Дали "погружался" в сферы бессознательного в поисках нового сюжета. Но мы не знаем, что делал И. Босх когда писал "Праздничное шествие в Раю". В 17 веке понятие - сюрреализма ещё не знали. Не знал это понятие и Гойя и ЭльГреко. Они его просто делали. "Всё возвращается на круги своя... И нет ничего нового под Солнцем".
|
|
В 60-70-ых годах двадцатого столетья новый реализм истекает из сюрреализма и проходит потоком сквозь, над- и под разум человека. Фокус внимания теперь смещается на "вещь" как предмет в себе и человек как биологическая конструкция вписывается в панораму вещественного информационного ряда как один из его элементов. Поп-арт соединяет человека с вещью и автор тонет в банке со сгущённым молоком. В поп-арте отражается взаимосвязь и взаимозависимость рекламы и потребителя и это новое направление не может не отражаться в самой рекламе.
В Советском Союзе в это время на торцах зданий висят стенды с призывами: "Летайте самолётами аэрофлота!", "Спички детям не игрушка", "Храните деньги в сберегательной кассе". Всё однозначно функционально понятно и определённо. Выбора нет. Нет ещё "МММ", и "Лада - Банка" для того, что хранить там свои сбережения. Над Россией ещё нет рейсовых самолётов компании "Люфт Ганза". И все согласны с тем, что: "Не оставляйте детей одних, дети играют - пожар от них!". Дикторы телевидения выполняют функцию рекламистов определяя функции предметам, и услугам. А в городах огромной страны выходит рекламное издание с "дубовым", но зато, однозначно запечатляемым названием,- "Реклама".
В это время "у них" К. Олденбург создаёт "Мягкий туалет", Э. Уорел пишет "Банку с супом Кемпбелл", Дж. Джонс - "Банки с пивом", а Д. Эдди -"Витрину \/\/У". Символом поп-артовского вещизма как искажённой проекции рекламы, где человек становится просто вырезкой из рекламного журнала, становится картина Р. Гамильтона "Что делает наши домашние очаги такими особенными, такими привлекательными". Поп-арт призывает испытывать эстетическоое наслаждение и порождать ассоциации от созерцания говяжей вырезки (Р. Лихтенштейн "Покупка"). Во Флоренции ежегодно проходит выставка шедевров модерна. Титонелли предъявляет миру застывшее лицо гиперреализма: его картины - словно увеличенные черно-белые фотографии бесконечных больничных коридоров. Другой художник тщательно выписывает рисунок протекторов автомобиля. В США на выставках появляются саморазрушающиеся кинетические конструкции - апофеоз тотального самовырождения. "Искусство само сябя отрицает" - это не ново, дадизм в начале века уже прошёл этот путь, а история повторяется. Безумный японец выбрасывается из окна многоэтажного здания на разостланное на асфальте специально для этой цели белое полотно. Последний росчерк его художественного пера - пятна и брызги крови вперемежку с жёлто-бурым мозгом, взорвашимся из расколотого от удара черепа,- последнее послание миру. "Картина" выставляется на выствке "Беналье - 73" во Флоренции.
Реклама как функциональная часть человеческой деятельности не может отрицать саму себя. В отличае от модернизма реклама, в любом случае, меняя свои формы, развивается прямолинейно и параллельно научно-техническому прогрессу. Избирательно изымая из художественных течений элементы привлекательности и запоминаемости рекламисты укладывают эти приёмы в основной функциональный вектор: формирование общественного мнения, и как следствие,- увеличение покупательского спроса и объёма продаваемого товара.
Технологии "новой волны" предназначены для того, чтобы соеденить прекрасное с полезным. В математические рамки предпосылок НЛП-техно-логий может проецироваться отражение всего мирового искусства и новые результаты развития науки и техники. Стереореклама уже не нова. Попытки в области голографической рекламы в журнале "Америка" - это начало. На гребне "новой волны" легко и изящно движется Лист-графика. Скоро эта волна докатится и до России.
ГЛАВА 4