Любое слово выполняет номинативную (назывательную) функцию, обозначая предметы, явления, качества, действия. Поэтому каждое слово является своего рода рамкой (оболочкой), включающей смысловое содержание. Эта рамка (оболочка) может формировать разные уровни конкретности или абстрактности смысла. Поясняя сказанное, приведём пример.
Слово "посуда" - это более или менее конкретное существительное, которое определяет предметы обиходного значения. В зависимости от целей, которые предполагает рекламное сообщение мы можем сужать рамку представлений, связанных со словом "посуда", или расширять её.
СУЖЕНИЕ РАМКИ (В СТОРОНУ УТОЧНЕНИЯ СМЫСЛА):
"посуда" - "фарфоровая посуда" - "фарфоровая чашка",-"кофейная фарфоровая чашка" - "кофейная чашка из китайского фарфора"...
РАСШИРЕНИЕ РАМКИ (В СТОРОНУ ОБОБЩЕНИЯ СМЫСЛА):
"посуда" - "сервиз" - "утварь" - "предмет домашнего обихода" - " хозяйское добро" - "неодушевлённый предмет" - "предмет" - "объект неодушевлённой материи" - "неодушевлённая материя" - "материя"...
|
|
Любая речь (текст) может быть более или менее конкретна или абстрактна. Сравните уровни конкретности." Покупайте золотистые картофельные хрустящие чипсы " 1-оузе''! С беконом, луком, или паприкой". "Чипсы Тоуз" - выбор на Ваш вкус!". "Чипсы Тоузе" -богатство выбора". Тоузе" - Ваша любовь! "1-оузе" - класс!
Чем более конкретное сообщение получает человек, тем более точное представление в виде образа, звука или чувства он формирует, и тем уже становятся рамки его собственных представлений (фантазий) связанных с товаром (услугой). Например, "жевательная резинка Дирол! предохраняет ваши зубы от кариеса, заболеваний дёсен и обладает отбеливающим эффектом". "Кариес" - заболевание, которое каждый может достаточно определённо представить; "заболевание дёсен" - понятие достаточно конкретное для специалистов и более абстрактное для остальных людей; "отбеливающий эффект" - словосочетание в контексте данного предложения тоже формирует образ.
Совсем другой механизм восприятия включают номинативные слова. "Удовольствие", "радость", "возможности", "выгода", "польза" -это слова, рамки значений которых могут быть заполнены всем чем угодно. Это просто рамки картины, в которые потребитель проецирует свои собственные представления - сюжетное содержание. На ежегодной международной художественной выставке во Флоренции была представлена картина художника нео-реалиста, которая привлекла значительную часть посетителей. Картина представляла собой просто белое полотно ограниченное тёмной рамкой. Если бы рамка отсутствовала, то это перестало бы быть картиной. Именно рамка как словесная оболочка смысла даёт возможность каждому человеку проецировать и оформлять своё личное содержание. Таков интимный механизм работы рекламных сообщений, типа: "Будущее в ваших руках!", "Взрыв вкуса!", "Умопомрачительный вкус!", "Измени жизнь к лучшему!".
|
|
Таким образом, рекламист с помощью слов может оформлять рекламную информацию в виде точных образных, звуковых и чувственных представлений ("Рах" - это чистая, гладкая кожа; "Рах"- это запах листвы и травы. Стоит недорого, мылится долго. Смерть насекомым! Мы купим! А, Вы?) Или в виде обобщённых рамок значений, в которые потребитель вкладывает свой смысл (Бывают дни, когда опустишь руки. И нет уже ни радости, ни сил. Купите "Рах" - и мыльтесь! Прочь от скуки! И станет светел день и праздничен и мил!" или "Рах"- это прелесть! "Рах"- это Сила! "Рах"- это звучный, мощный аккорд! "Рах" - "Ноу-Хау"! Чудное мыло! "Рах"- это новый "в мыле - рекорд"!).
А, если серьёзно, то второй способ в большей или меньшей степени исключает несовпадение личных представлений (ожиданий) о товаре с самим предлагаемым товаром. Так, многие действительно получают "райское наслаждение" употребляя в пищу кокосовые опилки с шоколадом.