Каркас экспансии готовится сегодня

В Восточной Европе разворачивается самая дорогостоящая и самая значимая для будущего Европейского Союза строительная программа. Здесь предполагается строительство или коренная реконструкция 11 транспортных корридоров, а также—строительство новых трубопроводов и других коммуникационных линий. (см. таблица 1).

В нашем регионе реализуются не только ЕСовские инфраструктурные проекты. Есть и проекты регионального уровня. Скажем, дорога Гдыня - Лодзь - Вена или транспортный корридор Петербург-Москва-Симферполь в России.

Проекты ЕС в нашем регионе должны быть поэтапно реализованы до 2008 года года. Примерно к этому времени закончатся интеграционные программы внутри ЕС. То есть в самом обозримом будущем мы можем получить на месте сегодняшнего Европейского Союза геополитическую единицу, которая по своей экономической структуре будет трудноразделима, ее ресурсы высвобождены для вливаний за своими пределами, а инфраструктура в близлежащих регионах—приспособлена к мощному инвестиционному рывку в разные стороны. Особенно в сторону России.

К тому времени энергетическая и прочая зависимость ЕС от бесперебойной эксплуатации российских природных ресурсов может быть столь велика, что потребует признания России сферой жизненных интересов Запада. А, значит, можно будет ожидать установления состояния устойчивого стратегического партнерства между Западом и Москвой. Направления этого партнерства могут быть разными: совместная эксплуатация природных ресурсов Севера и Сибири, сдерживание исламского фундаментализма и китайского «гегемонизма» (или китайской нестабильности), возможно, особое значение приобретет совместная охрана внешней среды. При этом не имеет особого значения, каким путем у власти в РФ может держаться прозападная политическая группировка.

Безусловно, 2008 год сам по себе не будет поворотной датой в истории человечества. Сближение Запада и России, усиление присутствия Европейского капитала за пределами ЕС нарастают постепенно по мере высвобождения в Европе ресурсов для крупных инвестиционных программ на Востоке.

Конкретные проекты

Уже сегодня мы видим этот процесс. Порядка 60 процентов российского экспорта составляют поставки топлива. Еще около 15 процентов - металлы. В основном сырье отправляется в Европу. Практически все перспективные российские экспортные проекты предусматривают наращивание поставок сырья именно в Европу.

Наиболее крупные из таких проектов - поставки газа с полуострова Ямал в Центральную Европу, освоение Тимано - Печерского нефтяного бассейна, Приобского месторождения, месторождений нефти и газа в регионе Каспийского моря (Тенгизское месторождение в Казахстане, несколько месторождений в Азербайджане), морского шельфа в Баренцовом море.

Реализация этих проектов требует в первую очередь политического обеспечения. А также - создания новых коммуникационных линий для доставки сырья в Европу. Судя по уже объявленным маршрутам прохождения этих новых коммуникаций экономическая география Европы претерпит значительные изменения.

Сейчас топливо и другое сырье отправляется из России в Европу в основном по системе магистральных трубопроводов и других коммуникаций в северной Украине, через порты Вентспилса и Новороссийска. После реализации намеченных проектов значение украинских коммуникаций резко уменьшится. Ни один из новых российско-европейских проектов не предусматривает транзита через Украину.

Предусмотрено строительство двух газопроводов из полуострова Ямал в Германию через Беларусь и Польшу. Мощность этих трубопроводов достигнет порядка 50 млрд кубометров газа в год. В 1995 году весь газовый экспорт России в дальнее зарубежье составил 105 миллиардов кубометров. Большинство новых топливных проектов рассчитаны на рост добычи нефти, а не газа. То есть даже если газовый экспорт России сохранится на сегодняшнем уровне и не будет переориентированных с традиционных путей на Беларусь, то доля белорусского транзита все равно составит около трети от всей возросшей цифры. Доля российского газа в общем потреблении этого сырья после реализации ямальских проектов достигнет в Германии почти 40 процентов, в Австрии - около половины, в Чехии, Польше, Словакии, Беларуси общее потребление газа увеличится примерно в два раза. Практически весь газ в Средней Европе по-прежнему будет российским. Значительная часть сырья дойдет также до Франции, Италии, Нидерландов.

Однако перспективные планы ЕС относительно российского газа еще более грандиозны. Согласно опубликованному в 1995 году в Брюсселе докладу личных представителей глав государств ЕС по вопросам транспортных коммуникаций, в случае удачи с белорусскими газопроводами предусматривается проведение вдоль них новых ниток. Эти дополнительные новые трубы должны быть рассчитаны на 300-360 миллиардов кубометров. Через Беларусь тогда пойдет едва ли весь российский газовый транзит.

Под Тимано - печерский нефтяной бассейн предусматривается два грандиозных транспортных проекта. Во-первых, должен быть модернизирован нефтяной порт Вентспилса. Сегодня его мощность составляет примерно 30 млн тонн нефтепродуктов в год. После модернизации Вентспилс сможет экспортировать порядка 60 млн тонн.

В районе Петербурга под печерскую нефть предусматривается строительство двух новых нефтяных портов—в бухте Батарейная (15 млн тонн) и городе Приморск (45 млн тонн). Вблизи этих портов предполагается расширение уже существующих нефтеперерабатывающих и химических предприятий с тем, чтобы отправлять на экспорт по возможности не просто сырье, а - хотя бы полуфабрикаты.

Не исключено, что часть печерской нефти будет отправляться в Европу по новому трубопроводу, который может пройти через Беларусь и Польшу в Германию или по крайней мере, к нефтяному терминалу Гданьска. Сегодняшняя мощность гданьского терминала 20-25 млн тонн в год. Однако предусматривается его расширение, пока в основном для экспорта ямальского газа. Существуют проекты строительства на Балтийском море и более мелких морских терминалов: в Бутинге и Клайпеде (Литва), Мууге (Эстония), в Южной Финляндии.

Пути доставки в Европу нефти с Приобского месторождения пока неясны. Реально речь идет либо о строительстве мощного морского терминала на Баренцовом море либо о подключении этой нефти к Балтийской Трубопроводной Системе, которая сейчас формируется под потребности Печоры. Судя по заявленной мощности морских портов в районе Питера и Вентспилса разведанных ресурсов Тимано-Печорского нефтяного бассейна надолго им не хватит. Потому вполне логично ожидать все таки подключения Приобской нефти к портам Балтики и к магистральным трубопроводам через Украину и Беларусь.

Нефть из региона Каспийского моря должна поступать в Европу в основном через порт Новороссийска. Его мощность должна быть увеличена с 40 млн тонн в год до 65 млн тонн. Часть нефти может пойти через Грузию в Турцию. Новороссийская нефть будет частично поставляться в Европу небольшими танкерами через проливы Боспор и Дарданеллы. Частично - танкерами до болгарского порта Бургас. Оттуда - по новому трубопроводу к порту Алексанлруполис в Греции или к потребителям по существующей ныне системе магистральных трубопроводов на Балканах. Из Александруполиса танкерами топливо должно поступать в Италию и другие южноевропейские государства.

При любых вариантах, как видим, значение Украины в качестве транзитного государства понижается. За счет Украины растет значение Беларуси, Польши, Болгарии.

По другим видам трансевропейских коммуникаций тенденция примерно также: значение Украины падает, значение Беларуси и балтийских морских коммуникаций растет. Через Беларусь-Польшу пройдет главный транспортный корридор (шоссейная и железная дороги) Берлин-Москва, сверхмощная ЛЭП, информационный канал. Строительство этих новых трансевропейских артерий не зависит от Беларуси, Украины или какой-либо иной транзитной страны. Это - инициатива, потребность и средства Запада, в меньшей степени - России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: