Технологии создания не-алфавитных информационных объектов

Технологии создания информационных объектов

Эти цифровые технологии образуют значительный блок, по своему первоначальному освоению больший, чем уже рассмотренные. Они сродни технологиям письма, рисунка, скульптуры, чертежа, жеста, выступления, театральной игры и танца, игры на музыкальных инструментах и включают (интегрируют) элементы этих доцифровых технологий. Инструменты создания соответствующих объектов во многих случаях называются редакторами, что подчеркивает неразрывность в цифровых технологиях создания нового и изменения уже существующего, созданного тобой или другими. Обсуждение результата (устное и письменное), принятие и реализация предложений по улучшению становятся важнейшей частью работы. К другим достоинствам цифровых редакторов и создаваемых с их помощью произведений относятся:

· возможность без труда создавать большое число копий произведения;

· возможность без труда сочетать различные информационные объекты, вводить в цифровой мир объекты оцифрованной реальности;

· возможность анализировать и преобразовывать оцифрованные реальные объекты, делая необходимое число попыток и сохраняя подходящий результат;

· простота достижения точных графических и геометрических результатов (например одинаковых букв, минимального сдвига иллюстрации и др.);

· удобство использования технологии в школьных условиях (в частности, отсутствие отходов, «грязи»).

Все эти особенности существенно расширяют спектр применения осваиваемых технологий на уроке, вне урока и даже вне школы. Результаты использования почти каждой технологии интересны ребенку, его друзьям и близким, не только как демонстрация лишь его учебных достижений, но и как самостоятельный мультимедийный продукт, имеющий содержательную и эстетическую ценность, требующий оценки и стимулирующий общение. Тем самым учебные достижения получают мощное подкрепление, а все сопричастные процессу и результатам творчества обогащаются новыми элементами общения. В силу глобальности и важности только что упомянутых результатов, мы прямо не включаем их в локальные цели отдельных модулей, но подразумеваем, что их достижение является приоритетным в каждом из них.

Если уже на этом этапе учитель начнет формировать портфолио работ учащихся, то через некоторое время он сможет демонстрировать отдельные работы портфолио классу. Тогда учащиеся получат дополнительную мотивацию, например: «уже тогда у меня были такие замечательные работы», «смотри, как многому мы научились с тех пор».

 

 

Технологии создания не-алфавитных информационных объектов

В современном мире письменный текст является хотя и важным, но лишь одним из видов коммуникации. Например, чтобы написать письмо, необязательно пользоваться «пером и бумагой» или текстовым редактором, Можно записать его в виде видеосообщения и передать адресату, используя соответствующие сервисы Интернета. Устное общение всегда было важным, но до появления телефона оно сопровождалось жестами, визуальным общением и т. д. Более того, в современно мире растет и роль невербального, нетекстового общения. В начальной школе нетекстовые способы общения и самовыражения помогают развитию речи и словесной грамотности, все вместе эти способы синтезируются в Новой грамотности, характеризующей грамотность в мире современных информационно-коммуникационных технологий. Далее мы рассмотрим по отдельности ряд технологий и применяемых в них инструментов, хотя в действительности их использование в школе часто совмещается, поскольку возникающие учебные ситуации нередко требуют применения различных средств.

В не-алфавитной области выделяются три направления – создание и изменение 1) неподвижных изображений; 2) звуков; 3) движущихся изображений (и их комбинаций со звуками).

В каждом из этих направлений, в свою очередь, информационные объекты и связанные с ними технологии могут быть классифицированы по источнику и способу возникновения:

· естественные (фотография, видеозапись, природные звуки и др.);

· произвольно создаваемые человеком (рисунок, рисованная и объемная мультипликация, пение и игра на музыкальных инструментах и др.);

· «программируемые», проектируемые в технологической среде с заданными форматами (чертеж, компьютерная анимация, компьютерный музыкальный синтез и др.).

Все эти направления и классы могут и должны осваиваться учащимися параллельно (а также параллельно с алфавитной грамотностью), поддерживая развитие друг друга. Следует отметить, что технологии, самые сложные с точки зрения «железных» ресурсов, с точки зрения ребенка могут оказаться самыми интуитивными и мотивирующими. (А «железные» трудности современная электронная промышленность преодолевает очень быстро!)

Вначале мы рассмотрим видеотехнологии, потом графику (которая в реальном учебном процессе опережает некоторые из видеотехнологий), а затем звук.

К этой группе можно отнести также технологии планов, карт, схем, диаграмм, которые также важны и интересны для школьника, примыкают к третьему разделу в классификации выше, пересекаются с ним, но мы их относим к другим областям формирования ИКТ-компетентности и будут рассмотрены в соответствующих разделах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: