Мультимедиа технологии в современном образовании

Занятие 1

СЛАЙД 1

- Добрый день, уважаемые коллеги. Поздравляю Вас с прошедшим профессиональным праздником Днем УЧИТЕЛЯ! Будьте здоровы, творчески активны. Пусть благодарность Ваших учеников станет для Вас достойной наградой.

СЛАЙД 2

- Тема первого установочного занятия: «Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода. Повышение качества образования через использование мультимедийных средств».

- Уважаемые коллеги! Для определения степени использования информационно - коммуникационныхтехнологий в педагогической деятельности ответьте на вопросы АНКЕТЫ.

СЛАЙД 3

- Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Одним из основных документов на которые опирается в своей работе начальная школа - Федеральный Государственный Стандарт. Основная задача которого - определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. В настоящее время в содержание образования закладываются новые процессуальные умения:

Ø самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

Ø работать в группе и принимать решения;

Ø использовать новые технологии информации и обучения.

И сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить новое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения.

Решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как мы

ü позиционируем себя в образовательном процессе,

ü умеем ли организовать учебную деятельность,

ü стремимся ли научить каждого своего ученика,

ü готовы ли сами учиться и повышать квалификацию,

зависит очень многое.

Главная цель педагогической деятельности коллектива учителей МБОУ НШ № 13 - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться в XXI веке высоких компьютерных технологий. Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

СЛАЙД 4

Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал?

С каждым годом всё настойчивее в жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и инновационные технологии, которые дают возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Стимул, определивший использование ИКТ в практике работы педагогов МБОУ НШ № 13 - понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.

Учителя нашей школы готовы поделиться, обменяться опытом с коллегами по использованию мультимедийного оборудования на уроках в начальной школе.

СЛАЙД 5

Мультимедиа технологии в современном образовании

Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.

Мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, изображения, видео, звук, речь.


Мультимедиа – это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.

 

Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды.

 

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для объявления темы

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя.

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля знаний

Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

Трудно провести урок без привлечения средств наглядности, возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. На помощь пришли компьютерные технологии.

Каждый кабинет оснащён: компьютером или ноутбуком, нетбуками для учащихся, проектором, документ - камерой, принтером, сканером, интерактивной доской, школьным лабораторным оборудованием, цифровым микроскопом, интерактивной системой тестирования, обучающими программами, электронными приложениями к учебникам, доступом в Интернет, лицензионным программным обеспечением.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

* создание презентаций к уроку;

* работа с ресурсами Интернет;

* использование готовых обучающих программ;

* разработка и использование собственных авторских программ.

СЛАЙД 6

Виды мультимедиа технологий:

· Презентация;

• Интерактивная доска;

• Система интерактивного опроса;

• Различные образовательные программы;

• Мультимедийный экран;

• Сетевые образовательные программы;

• Имитационные технологии;

• Диагностические комплексы.

Использование готовых или созданных учителем презентаций, электронного приложения к учебнику позволяют наглядно продемонстрировать материал при объяснении нового, регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации, повышать познавательную активность обучающихся.

СЛАЙД 7

«Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания, характерного для младшего школьного возраста. Оно становится концентрированным и устойчивым.

Презентация даёт учителю возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей данного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинок, букв, слов, музыкальное сопровождение.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Формы и место использования презентаций (или даже отельных её слайдов) в учебном процессе зависят от содержания данного урока, от цели, которую ставит преподаватель.

Например:

• актуализация знаний,

• сопровождение объяснения нового материала,

• первичное закрепление знаний,

• обобщение и систематизация знаний,

• обеспечение наглядности излагаемого материала.

Практическая работа. Знакомство с функциями, назначением рабочей панели (рамки).

Преимущества презентации:

• позволяет сделать урок интересным, продуманным, познавательным;

• повышает мотивацию учения;

• гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»

• способствует развитию у учащихся продуктивных творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.

Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности и тем самым снимает эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся в учебном процессе.

Документ- камера, как средство демонстрации на экран текста или иллюстрации с возможностью увеличения или уменьшения объекта показа, фото и видео показ со встроенной камеры компьютера, а также сохранение документы, фото, видео.

Практическая работа. Функции документ-камеры.

Система интерактивного опроса состоит из беспроводных пультов, находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны:

- общий опрос;

- мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося.

- определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся.

Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированной проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся. Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы.

Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:

• достигать оптимального темпа работы учащихся, то есть индивидуальный подход;

• учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;

• диалог с программой приобретает характер учётной игры, это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;

• смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.

Возможности интерактивной доски многогранны. В процессе обучения учителя используют интерактивную доску

v как обычную доску для работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

v как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуальной учебной информации изучаемого;

v как интерактивный инструмент – работа с функциями интерактивной доски, работа с использованием специального программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Практическая работа.

Интерактивная доска и её применение на уроках в нач. школе.

Необходимо ознакомиться с инструкцией, подключить необходимые соединения и установить программные диски- на рабочем столе появятся ярлыки.

ПРОЕКТОР используется как демонстрация того, что показано на экране ноутбука или компьютера.

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА:

ü фото-показ с встроенной камеры комп.

ü Демонстрация на экран иллюстрации, текста + увеличение или уменьшение объекта показа

ü Сохранение документа, фото, видео.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА – это сенсорный экран,

подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на компьютере.

Используя доску, вы можете открывать файлы, работать с Интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров.

Окончив работу, вы можете сохранить все ваши записи для последующего использования. Возможности:

Ø Разлиновка доски (в клетку, в линейку особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начиналось освоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр)

Ø Ручки заменяют мел и мышку компа

Ø Можно вносить изменения, пометки

Ø Сохранение данных

Ø На ней можно передвигать созданные объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, менять цвет.

Калибровка экрана необходима для настройки точного прикосновения к интерактивной доске. Курсор на доске должен совместиться с кончиком ручки ИД. Если этого не происходит, то требуется калибровка.

ПРОЖЕКТОР - инструмент, позволяющий выборочно скрывать участки страницы. Позволяет сфокусировать внимание: скрывая экран, оставляя видимой только область, высвеченную круглым или другой формы прожектором.

ШТОРКА- инструмент для скрытия текущей страницы или её части.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Проецируя на доску, отсканированную или сохранённую с помощью документ-камеры страницу на печатной основе у меня отпадает возможность подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать и что.

С введение ФГОС НОО ко всем учебникам УМК «Школы России» имеется электронное приложение. Диски включают весь необходимый иллюстрированный, информационный материал с пояснениями, тренировочные упражнения, тесты, с помощью которых учащиеся могут проверить свои знания. Каждый урок состоит из информационного экрана или слайд-шоу и двух страниц тренировочными упражнениями. Задания могут быть представлены в виде установления соответствия, упражнения на выбор одного ответа из нескольких, заполнить пропуски и т.д.

Любой урок имеет двух субъектов – учителя и учеников. Доска третьим субъектом быть не может. Не интеракт. доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска- это полезный инструмент в руках учителя. Должен прежде всего сработать подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Вместе с тем считаю неправильным категорические утверждения, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интер.доски, НО отмечаю, что учащиеся становятся более заинтересованными и более мотивированны на уроке, быстрее запоминают материал.

+ -
Учитель всегда в центре внимания По нормам СанПиН…
Любые пометки сохраняются для последующего просмотра Много времени уходит на самостоятельную подготовку материала к уроку по ИД = пользуюсь готовыми цифровыми образовательными ресурсами: флеш- анимации, готовый урок.
Интерес детей к учебе
Улучшается эффективность урока
Разнообразие форм итогового контроля Частое использование ИД приводит к привыканию, пропадает интерес
Расширение видов деятельности Наличие технических проблем
Наглядность, яркость обучения  

 

Таким образом, использование ИД на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: с применением ИД структура, цели, задачи и содержание и уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются.

СЛАЙД 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: