Выполняя задание, помните: аргументация от лат. argumentation – приведение аргументов. Аргумент – логический довод, основание доказательства. Это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения. Аргумент является частью всякого доказательства. Помимо истинности он должен удовлетворять двум правилам: 1) быть достаточным основанием для доказываемого положения; 2) быть мыслью, истинность которой доказана самостоятельно, независимо от доказываемого положения. В качестве аргумента не может приводиться мысль, в которой содержится нарушение правил и законов логики.
Критерии оценки выполнения задания:
- правильность заполнения таблицы;
- аргументированность суждений.
Задание 5.3. Принципы отбора содержания образования.
Цель
В ходе выполнения задания, вам откроется глубина проблемы отбора содержания образования, вы ближе познакомитесь с принципами, определяющими то, каким быть содержанию образования в современном обществе; вы усвоите новый прием переработки научной информации, который позволит не только запоминать ее, но и осмысливать и систематизировать.
|
|
Задание
В учебнике «Педагогика» изучите параграф «Содержание образования». Раскройте каждый из пяти принципов отбора содержания образования, приведенных в таблице. Заполните таблицу.
Принципы отбора содержания образования | Содержательная характеристика принципа |
Соответствие содержание образования требованиям развития общества. | |
Единство содержательной и процессуальной сторон обучения. | |
Структурное единство содержания образования. | |
Гуманитаризация образования. | |
Фундаментализация содержания. |
Методическая подсказка
Сначала бегло ознакомьтесь с текстом параграфа из учебника. Это так называемое ознакомительное чтение, оно поможет вам сориентироваться в содержании. Затем приступайте к изучению параграфа, пользуйтесь приемами активного чтения: делайте выписки, выделяйте главные мысли, расставляйте смысловые акценты.
Сосредоточьтесь на поиске ответа на вопрос: какие нормы, общие предписания к отбору содержания образования «заложены» в принципе. Если после второго прочтения текста, вы не смогли заполнить все необходимые столбцы таблицы, вернитесь к тексту еще раз. Повторное (контрольное) чтение позволит вам найти нужную информацию. При выполнении задания ориентируйтесь на толкование понятия «принцип», которые приводится ниже.
«Принцип – основное, исходное положение педагогической теории, концепции, определяющее содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.
|
|
Педагогические принципы – основания нормативного характера, или общее предписание к деятельности, распространяющиеся на все явления данной области образования.» (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. С.- 159).
Критерии оценки выполнения задания:
- правильность заполнения таблицы;
-полнота перечня норм, общих предписаний к отбору содержания образования «заложенных» в принципах;
-точностьи глубинахарактеристик принципов.
Развиваем активный словарный запас
Принцип – от лат. principium – начало, основа), основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, политической организации и др.
Тема 6. Педагогический процесс как система и целостное явление.
Задание 6.1. Работа с научными понятиями.
Цель
Выполняя задание, вы осмыслите значение одной из ключевых научных категорий, разовьете умения работать с научными понятиями – выделять в них значимые сущностные характеристики, анализировать их по параметрам «содержание», «объем».
Задание
Внимательно прочтите приведенное определение понятия «система», выделите основные признаки системы.
Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.(Т.А.Ильина)
Признаки системы, содержащиеся в определении:
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________