Задание 6.1. относится к типу уже хорошо знакомых вам заданий, направленных на усвоение и осмысление научных категорий. При выполнении задания вам необходимо вспомнить, что в каждом понятии имеются: содержание, под которым понимается совокупность отличительных признаков, ядром которой являются существенные признаки; и объем, под которым понимается совокупность предметов, отображенных в данном понятии. Подумайте: какие 5 существенных характеристик «зашифрованы» в определении, лаконично сформулируйте их и впишите в том порядке, в котором они упоминаются в определении.
Критерии оценки выполнения задания.
- умение анализировать понятия по параметрам «содержание», «объем»;
-правильность выделения признаков системы;
-следование логике при перечислении признаков, задаваемой определением.
Задание 6.2. Педагогическая система.
Цель
Выполняя задание, вы усвоите одну из ведущих педагогических категорий, разовьете когнитивные действия анализа, обобщения, абстрагирования.
|
|
Задание
Постройте логическую схему, иллюстрирующую понятие «педагогическая система».
Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности. (В.П.Беспалько)
Методическая подсказка
Задание, которое вам предлагается, строится на основе приема построения логических графических схем к понятиям. Этот прием осуществляется в три этапа: сначала в определении понятия выделите ключевые слова, отражающие его сущностные характеристики. Затем в определении отыщите слова, характеризующие это явление, называющие его основные признаки, уточняющие характеристики и проч. Наконец, когда все семантические единицы, составляющие понятие выделены, можно переходить к графическому изображению (модели) понятия.
Критерии оценки выполнения задания
- правильность выделения сущностных характеристик педагогической системы, содержащихся в определении;
- полнота характеристик;
- логичность графической модели понятия;
- оригинальность и гармоничность графического решения.
Задание 6.4. Структура педагогического процесса.
Цель
Выполнив задание, вы усвоите названия компонентов педагогического процесса и осмыслите особенности каждого из них, разберетесь в их взаимосвязях, определяющих его структуру. Эти знания позволят вам видеть общее и отличное в разных педагогических процессах, выделять в них уникальные и интересные педагогические решения, обнаруживать «изюминки» в педагогических процессах, с которыми вы уже сталкивались и с которыми вам еще предстоит встретиться в своей практике.
Задание
Прокомментируйте схему, отражающую структуру педагогического процесса. Дайте подробные характеристики каждому из компонентов, перечислив его содержательное наполнение, особенности, функции.