Йога Айенгара: записки физиотерапевта
Эти записки представляют собой попытку внимательного стороннего разбора асан с точки зрения физического терапевта, с опорой на многолетний опыт коррекции движения.
Они предполагают разбор поз вместе с книгой Айенгара «Прояснение йоги» («Йога дипика») и написаны в виде дополнений к тексту книги. Указаны критические моменты при выполнении асан – по объемам движений в суставах (необходимым для попадания в позу), силе и координации.
Здесь разбираются исходные положения и основные координации, которые на взгляд автора, могли бы послужить основой для освоения асан.
Просто прочесть текст, даже с книгой Айенгара, будет недостаточно. Для лучшего понимания желательно попробовать сделать предложенные позы.
Вряд ли стоит рассматривать критический подход к выполнению асан таким мастером, как Айенгар, как критицизм или святотатство; скорее, это уважение к его методу, так как изучение тех или иных уровней и свойств выполнения невозможно без анализа, который совершенно необходим для усвоения материала. Дело в том, что на одном лишь подражании, без понимания и осознания выполнения, далеко не уедешь.
Основные особенности движения у Айенгара
Особенности Б.К.С.Айенгара (на момент выхода книги), насколько они видны из фотографий – это, в первую очередь, высоко стоящая грудная клетка. Можно предположить, например, что он астматик. Приподнятые в связи с этим плечи, грудной отдел позвоночника, практически фиксированный, неспособный во всяком случае к разгибанию, – все это сказывается на выполнении поз.
(Ср: «Сам Айенгар в детстве страдал многочисленными заболеваниями: малярией, брюшным тифом, туберкулезом.
Врачи сомневались, что он протянет больше 20 лет, и в 16 лет юноша начал заниматься йогой…». Joga Journal, рус. версия, №1, 2005).
Шея в связи с этим кажется несколько укороченной. Думаю, что с этим же связано общее качество движения у Айенгара, которое можно назвать несколько экстремистским, драматичным, с выраженным стремлением к абсолютной правильности – несколько абстрактной и сильно внешней.
И еще одна проблема, также вполне выраженная – недостаточное разгибание бедер, которое явно проявляется в целом ряде позиций, там, где это разгибание требуется. Эта недостаточность разгибания тазобедренных суставов и грудного отдела позвоночника компенсируется чрезвычайно развитой подвижностью в поясничном и шейном отделах, в которых разгибание просто превосходное.
Важно научиться справляться с такими проблемами, как плохое разгибание грудного отдела и бедра, которые встречаются не только у Айенгара и, в принципе, трудно решаются.
Рассмотрим некоторые асаны по тексту книги.
Тадасана (п.1, фото 1)
Тадасана
Здесь видна относительно мелкая проблема, не очень понятная (в жизни я такую не встречал). Это правая стопа Айенгара, которая, видимо, и вызывает отчетливую асимметрию во многих положениях, якобы симметричных. Хорошо заметно, весьма своеобразное стояние пальцев в первой позе, Тадасане.