Врикшасана (п.2, фото 2)

Врикшасана

С этими особенностями, видимо, связан, я бы сказал, радикализм Айенгара, который проявляется, например, в том что второй позе, Врикшасане, присвоен всего лишь уровень сложности 1. Вполне возможно, что Айенгар родился гением и в ученики принимал только гениальных, но большинство людей, имеющих опыт занятий йогой, думаю, подтвердят, что освоение Врикшасаны занимает не одну неделю, а у Айенгара она выполняется просто на первой неделе занятий.

Отважусь высказать подозрение, что хотя программа Айенгара, тщательно выстроеннаи очень хорошо описана, но обычным гражданам вовсе нет необходимости прорываться до профессионально-спортивного качества выполнения асан. Лучше извлечь необходимую для себя пользу из доступного выполнения. Слепое следование таким образцам, как Айенгар, неизбежно приведет к неуспешности, высокому травматизму и прекращению занятий для большинства людей, испытывающих интерес к йоге. Поэтому предлагается гораздо более смиренный подход, чем, я бы сказал, у яростного Айенгара, при котором имеет смысл в первую очередь разобрать наиболее легкие подходы к основным асанам.

Выделим характерные свойства Врикшасаны. Во-первых, это баланс при вертикальной вытянутости, которая сама по себе сильно затрудняет балансирование, и второе свойство – то, что неопорная нога как ни странно в этой позе, стоит, опираясь на другую ногу. Соответственно в зависимости от доступности, для начала достаточно неопорную ногу просто поставить на носок, соединяя затем ладони над головой и поддерживая тенденцию вытяжения, и по мере возможности вначале ставить неопорную ногу сверху на другую стопу, затем можно опираться на щиколотку, и далее потихоньку подниматься вверх.

В этой асане голова у Айенгара сильно втянута в плечи. Ему не удается держать свободную голову на прямой шее при высоко поднятых плечах. Это следствие кифоза грудного отдела позвоночника и, связанной с этим недостаточной растяжке грудных мышц.

Айенгар очень хорошо поднял руки и сблизил локтевые и плечевые суставы, но дорогой ценой, получив отчетливую проблему, избежать которой можно только не форсируя выпрямление рук.
Надо заметить, что у очень многих людей и кифоз больше и грудные мышцы короче короче чем у мэтра. Да и с балансом похуже.

Соответственно можно ожидать значительные трудности при освоении этой асаны.
Предлагается следующий порядок подхода к освоению:

1. Отдельно попробовать разобраться с нижними и верхними трудностями этой асаны.
2. Освоиться с ними по отдельности.
3. Только потом осваивать позу целиком.

При освоении движения всегда надо решать только одну задачу.

Возможный порядок работы с верхними трудностями.

1. Ненапряженно позволяем себе почувствовать тенденцию выпрямления грудного отдела позвоночника и шеи, поддерживающих свободную голову.
2. Соединяем ладони над головой и мягко устремляем их вверх, не допуская подъема грудной клетки и нарушения переживания по п.1.
3. Не допуская роста скованности, дышим глубоко, обращая внимание на сохранение глубины выдоха.

Поза должна вызывать у Айенгара выраженный дискомфорт. видимо с этим связана рекомендация очень короткого (несколько секунд) выполнения. думаю этот норматив разделяют далеко не все авторитеты.
Я бы предлагал постепенно набирать 30 сек., и, со временем 2-3 мин..
Асана имеет ряд замечательных свойств и я не стал бы ею пренебрегать.

(Здесь мы несколько отступим от порядка изложения и поговорим о другой важной позе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: