double arrow

Сущность понятия “образование”. Образование как личностно преобразующая деятельность. Цели, задачи образования.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Учитель — это человек, которому поручено выполнять на профессиональном уровне важнейшую социальную функцию — подготовку подрастающего поколения к труду, к жизни в обществе. Эта подготовка происходит в процессе обучения и воспитания сначала только в семье, затем в специальных дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях.

Понятные всем и привычные в обиходе слова “школа”, “обучение”, “воспитание”, “образование” будущим учителем должны быть осмыслены с профессиональной точки зрения.

В словарях и энциклопедиях мы находим следующие их определения: Школа — это выучка, достигнутый в чем-то опыт, а также учебное заведение, которое обеспечивает такую выучку, передает опыт.

Школа — это учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодежи”.

Образование — это процесс и результат усвоения обучающимся системы научных знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических взглядов, мировоззренческих идей, то есть системное овладение определенными культурными ценностями. В процессе образования происходит взаимосвязь поколений: последующие поколения усваивают все те духовные богатства, которые выработали предыдущие. Человечество, вырабатывая все новые и новые знания, обеспечивает благодаря организованному и системному образованию усвоение подрастающими поколениями результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе и человеке как их части, в технике и искусстве, в культуре в целом. Важной частью образования является овладение обучающимися трудовыми умениями и навыками как способами применения усвоенных знаний на практике.

Образование — необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, основное средство его приобщения к культуре Одновременно — это фундамент дальнейшего развития культурной жизни общества.

Основной путь овладения определенным уровнем образования — обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умений и навыков, в личностном развитии человека играют самообразование и самовоспитание, культурно-просветительская работа, активное участие в общественно-полезной деятельности.

Казалось бы, в имеющихся многочисленных энциклопедиях, словарях и педагогических учебниках уже давно и достаточно полно определена сущность понятий “образование”, “школа” и т.д., однако реалии изменившегося и продолжающего преобразования социума требуют их переосмысления и уточнения.

Новое определение понятия “образование” связывается с более глубинным и широким его пониманием – это “ осознание человеком себя и общества, окружающей природы и космоса, “окультуривание” человеческих чувств, мышления, преобразование внутреннего мира людей, социальной действительности по законам красоты и гармонии” [7, 4].

В современном понимании образование — это свободное и творческое создание человеком собственной личности, своего образа, определяющего значение деятельности во всех сферах жизни.

В связи с таким осмыслением понятия “образование” его важнейшей целью следует считать не столько приобретение суммы знаний, формирование на их основе умений и навыков в определенных видах деятельности, сколько “ развертывание и использование человеческих сил и способностей согласно законам природы человека и рационального жизнеустройства — хозяйства, социума, ноосферы. Человек должен найти себя в мире и обществе, раскрыть и реализовать свой потенциал, свою сущность” [7, 5].

(По И. Вернадскому, ноосфера — это новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится силой, оказывающей определяющее влияние на развитие жизни на Земле, впоследствии и на околоземном пространстве, изменяя ее своим трудом).

Определение и осмысление глобальной цели образования позволяет обозначить его важнейшие задачи:

— приобщение обучающегося к общекультурным и национальным ценностям человеческого общества;

— формирование понимания приоритетности в жизни знаний и компетентности, высокого уровня профессионализма;

— становление мировоззрения обучающегося, его миропонимания и мироощущения;

— создание условий для самореализации образовывающегося человека (в обществе, в природе).

Важно, чтобы образование, способствовало выработке идей и духовных принципов, обусловливающих как идеалы и нормы бытия, так и содержательно-смысловые представления и ценностные ориентации.

Важнейшим средством, инструментом и источником образования является учитель. Именно он должен открывать ученику новые возможности его духовного и профессионального роста и одновременно расти в этих направлениях сам.

Такой подход к пониманию образования и роли учителя в нем изменяет цели и задачи педагогической теории и практики. Педагогическая теория и современные педагогические технологии основываются на подходе к растущему человеку как к бесконечной возможности, а к образованию — как к бесконечно совершенствующемуся процессу формирования человеческого начала в Человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: