double arrow

Стратегические направления образования XXI века.

На разных исторических этапах развития человеческого общества существовала и существует своя стратегия образования (стратегия — это обобщенный способ действия, направленного на достижение цели). О стратегиях развития образования в разные исторические периоды в нашей стране и за рубежом вы узнаете в курсе изучения истории педагогики и образования. Какова же стратегия образования в ХХI веке? Ее определяет характер, специфика начинающегося столетия. По мнению Н.И Латыша, у нынешнего века много имен. Его называют веком высоких технологий, информационных обществ, постиндустриальных экономик, веком экологии, биологии, плюрализма... Обобщенно грядущий век можно назвать веком образования, но не традиционного, для которого главной задачей была передача от поколения к поколению определенной суммы знаний, умений и навыков, а нового, сущность которого, как мы уже определили, не сводится только к усвоению и переработке информации [7].

Рой Сингх в статье “Образование в условиях меняющегося мира” [10] ключевым направлением нового образования считает его устремленность в будущее на основе переоценки прошлого. Он считает, что в процессе традиционного, но не отвечающего требованиям нового столетия образования, мы учились у прошлого, пытаясь воспроизвести и воссоздать его. Сегодня настало время учиться у будущего, приближая и опережая его. Наследие прошлого при этом надо знать, но не отвергать его, а переоценивать с позиций будущего [10].

О.А. Белянова [1] подчеркивает, что в ХХI столетии человечество все более осознает себя единым целым: формируется всемирное хозяйство как целостный экономический механизм, развиваются интернациональные информационные системы, совершенствуются транспортные средства. Все это позволяет сегодня осознать, что Земля — это общий дом для всех живущих на ней людей и выработать единую образовательную систему.

В связи с этим важнейшим стратегическим направлением современного образования можно считать его интернационализацию. В этом направлении сделано уже достаточно много. В частности, при ЮНЕСКО основан Европейский центр высшего образования, куда вошли представители стран Западной и Восточной Европы. По инициативе центра проводятся конференции ректоров университетов европейских стран, разнообразные научные совещания, происходит обмен студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями.

В ХХI веке актуальна задача выработки общемировых материальных и культурных ценностей, формирования планетарного сознания всех землян, актуален поиск оптимальных путей развития образования, соответствующего потребностям общества и личности.

Вместе с тем, констатируется тот факт, что декларация универсальной общечеловеческой миссии образования, продиктованная научной и экономической интеграцией государств, входит в противоречие со стремлением больших и малых народностей сохранить свою национальную систему образования. Ведь перед каждым народом возникает непростая, но насущная проблема — “ осмыслить свое место в мире, определить его так, чтобы не раствориться среди других и не уклониться в самоизоляцию” [12].

В этой ситуации перед представителями науки, культуры и образования стоит задача выработки такой концепции образования, в которой гармонично сочетаются интернационализация образовательных процессов и сохранение уровня национального самосознания образовывающегося человека. Решение этой проблемы очень актуально для Беларуси. В нашей стране разработана Концепция образования, в которой как важнейшее стратегическое направление определена идея возрождения и развития национального самосознания белорусов.

Важнейшими стратегическими направлениями развития образования во всем мире являются обеспечение многоуровневости и непрерывности образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: