double arrow

Внимание: современную жизнь формирует грубый хищник, homo rapax... Ложь — его уступки слабым, фальшь — почет старцу, равноправие женщины и любовь к ребенку.


Скитается по свету бездомная Золушка — чувство. А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители.

Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное детство!”[6, 7 — 22].

Идеи гуманного отношения к детям, защиты их прав, развивавшиеся на протяжении многих столетий в борьбе с авторитарной парадигмой обучения и воспитания, во второй половине ХХ столетия воплотились в самостоятельной отрасли педагогических знаний — гуманистической педагогике. В ней раскрыты сущность и содержание гуманного отношения к ребенку как субъекту педагогического процесса, определены важнейшие принципы, методы и формы учебно-воспитательной работы на гуманистической основе. Однако в современной педагогической практике все же удерживают свои позиции авторитаризм, формальное, а иногда и жестокое отношение педагогов к детям, непонимание учителями сущности и необходимости гуманизации современной школы.

Осмысление этих негативных явлений позволяет определить целый ряд их причин, объективных и субъективных. К объективным причинам можно отнести социальные проблемы: недостаточное внимание общественности к трудностям школы, невысокий социальный статус педагогических профессий, низкая заработная плата учителей. Основной субъективной причиной является то, что сегодня далеко не каждый учитель ясно понимает, в чем заключается сущность гуманистической педагогики. Ее понятие отличается сложностью и неоднозначностью. В педагогической общественности бытует мнение, что гуманистическая педагогика — это педагогика ненасилия над ребенком. Но не каждого учителя, который не применяет в своей практике репрессивных методов воздействия на ребенка, соблюдает нравственно-этикетные нормы и правила педагогической деятельности, проявляет в общении с учащимися элементарные воспитанность и доброжелательность, можно назвать педагогом-гуманистом, глубоко знающим и уважающим права ребенка.

И.И. Рыданова считает, что сущность гуманистической педагогики определяет все же не внешняя атрибутика (вежливость учителя, отсутствие в его работе репрессивных методов воздействия и т.д.), а глубинный характер взаимодействия педагога с воспитанниками. Она пишет: “Доминанта авторитарности — отношение к ребенку как объекту воспитания и обучения ...В гуманистической педагогике детская личность воспринимается каксубъект общения. Поэтому усилия учителя направлены на организацию диалога, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции ребенка”[12, 10].

В рамках гуманистической педагогики на основе концепции субъект-субъектного взаимодействия участников педагогического процесса разрабатываются и внедряются в практику школы новые системы и технологии обучения и воспитания. В этом плане приоритетной является роль традиционного субъекта педагогического процесса — учителя. Именно он создает условия для становления и развития активной и самостоятельной личности ученика, формирования его субъектности. То, насколько учитель может это сделать, и является сегодня критерием его профессионализма, определяет степень его гуманности.Белорусские исследователи профессионально-педагогической квалификации Б.В. Пальчевский и Н.А. Масюкова утверждают, что важнейший критерий результативной деятельности современного педагога — “личность учащегося с запущенным механизмом саморазвития”[8, 76].

Таким образом, гуманистическая педагогика — это отрасль педагогической науки, в основе которой лежит концепция субъект-субъектных отношений в системе взаимодействия “учитель — ученик”, в ней обосновываются и разрабатываются воспитательно-образовательные системы и технологии, определяющие высшей ценностью личность ребенка.

Появление во второй половине ХХ века гуманистической педагогики как самостоятельной отрасли педагогических знаний обусловило понимание необходимости защищать права ребенка. Однако гуманистическая педагогика – это не законодательство, в соответствии с которым на юридической основе можно призвать к порядку тех, кто их нарушает. И все же призывы о защите прав детей, сформулированные прогрессивными мыслителями, философами, общественными деятелями, писателями, педагогами прошлого и настоящего, продекларированные в гуманистической педагогике, в ХХ веке сформировали общественное мнение о необходимости защиты прав ребенка на международном и государственном уровне на юридической основе. Принят ряд международных документов, косвенно или прямо защищающих права той части населения планеты, которая не может себя защитить сама — детей.

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Будущий учитель обязан знать содержание прав ребенка как объекта своей профессиональной деятельности, подробно изучив документы, являющиеся руководящим началом в его работе.


Сейчас читают про: