Международные акты в защиту прав ребенка. Закон РБ “О правах ребенка’', его сущность и содержание, значение для осуществления профессиональной деятельности педагога

Косвенно права ребенка отражены в следующих международных документах:

— во Всеобщей Декларации прав человека (Генеральная Ассамблея ООН, 1948);

— в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966); участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на образование, которое должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства, должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам;

— в Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 18-й сессии, Париж, 1974 год);

— в Рекомендации № R (85) 7 Комитета Министров государств — членов Совета Европы о преподавании и изучении прав человека в школах (принята 14 мая 1985 года);

— в Документе о достигнутых результатах и препятствиях в области образования по вопросам прав человека (ООН, Генеральная Ассамблея. Всемирная конференция по правам человека, 19 — 30 апреля 1993 год);

— в Декларации 44-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 3 — 8 октября 1994 года);

— в Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 23 декабря 1994 года о десятилетии образования в области прав человека ООН;

— в документе “ЧУВСТВО СОПРИЧАСТНОСТИ, Руководящие принципы ЮНЕСКО, касающиеся ценностей для гуманистического и международного аспекта образования” (1995). В этом документе приведены практические соображения о школьной международной политике. Речь идет о планировании и развитии таких условий, в которых процесс обучения должен содействовать эффективному учению всех, стимулировать индивидуальный прогресс каждого обучающегося, удовлетворять индивидуальные чаяния учащегося, поощрять открытость, активность общения в процессе обучения, позволять ученикам ответственно относиться к своей учебе. Выдвинуты требования к процессу обучения. Он должен быть активным и дифференцированным, основываться на взаимном участии, на любознательности, должен быть разнообразным, ставить обучающегося в центр внимания [10, 11 — 149].

Непосредственно права ребенка изложены в следующих международных документах:

— в Женевской Декларации прав ребенка (1924);

— в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года;

— в Конвенции о правах ребенка (ООН, 1989 год);

— во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Декларация прав ребенка, Нью-Йорк, 30. 09. 1990 года);

— в Плане действий по осуществлению Декларации об обеспечении выживания, защиты и развитии детей в 90-е годы;

— в Резолюции 41 / 85 Генеральной Ассамблеи ООН. “Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях”.

Будущему учителю необходимы основательные знания об основных положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и Декларации прав ребенка (1990).

Конвенция — это письменный договор между разными странами, обсужденный на каком-то международном форуме и ратифицированный (ратификация — это согласие выполнять то, что записано в договоре).

Конвенция о правах ребенка (от 1989 года) начинается с преамбулы (предисловия), в которой принимается во внимание, что “ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения” [10, 43]. Также признается, что “во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании[10, 19] В преамбуле подчеркивается важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности, в развивающихся странах.

К Конвенции присоединились 174 страны из 185, входящих в ООН. Документ состоит из трех частей, в которых государства-участники определяют социальный статус ребенка (каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста), важнейшие его права (часть 1, статьи 1 — 41). В Конвенции государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях документа как взрослых, так и детей (часть 2-я, статьи 42 — 45). В 3-й части документа (в статьях 46 — 54) излагается механизм его реализации в жизни государств, подписавших договор.

Конвенция составлена на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, ее подлинник сдан на хранение Генеральному секретарю ООН.

В принятом международном документе закреплены достаточно новые для традиционной системы воспитания принципы:

1. Концептуальной основой Конвенции является положение, признающее равные права детей на существование, развитие. самореализацию в современном мире.

2. Ряд статей подтверждают право ребенка свободно выражать собственные взгляды, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

3. Конвенция требует пересмотра взаимоотношений педагогов и учащихся в духе ненасилия (требует от учителей качеств, обеспечивающих терпимость, самоконтроль, эмпатию). Педагогика должна перерасти из науки предписаний в науку и искусство отношений личностей — равноправных субъектов права ( законодательного).

4. В статье 5-й провозглашается право ребенка на свободу ассоциаций, то есть различных объединений, на свободу мирных собраний. В связи с этим каждому педагогу нужно хорошо ориентироваться в широком спектре общественных детских и молодежных объединений, знать их воспитательные возможности.

5. Конвенция регулирует право ребенка на свободу мысли, совести и религии, обеспечивает его право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, то есть регулирует семейные отношения, определяет обязанности родителей или лиц, их замещающих, по воспитанию детей. В связи с этим педагог обязан овладеть методикой работы с семьями детей по пропаганде этики отношения к ребенку.

6. В документе признается право неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на ведение полноценной и достойной жизни в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ряд статей Конвенции посвящен правам ребенка на пользование услугами системы здравоохранения. Страны-участницы договора обязаны принимать необходимые меры для снижения уровней детской смертности, для борьбы с болезнями и недоеданием детей, предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовый и послеродовый периоды, развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и т.д.

8. Большое внимание уделено в Конвенции правам ребенка на образование, отдых и досуг, защите и охране детей от насилия, сексуальных посягательств, эксплуатации и т.д.

9. В статье 40-й указано, что государства-участники обязаны признавать право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство. Такие дети имеют право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других людей и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его интеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

10. Одним из требований международного документа является широкое ознакомление с правами ребенка не только взрослых членов общества, но и самих детей. Необходимость этого обусловлена двумя моментами:

— дети в повседневной жизни должны знать, на что они имеют право;

— усваивая содержание Конвенции, они имеют возможность, став взрослыми, вести себя по отношению к собственным детям в соответствии с осознанными в детстве принципами и нормами.

Для будущих учителей и ныне действующих педагогов очень важна профессиональная позиция, основанная на знании и понимании, личном принятии вышеназванных принципов. Эта позиция определяет готовность педагога следовать “не букве, но духу” законов, определенных Конвенцией. Однако существует проблема, суть которой заключается в том, что наличие прав у ребенка, причем не декларативных, а реальных, противоречит сложившимся авторитарным устоям нашего общества. Все это восходит к глубинным особенностям менталитета нашего народа, у которого в числе первых литературно-педагогических памятников числится “Домострой” (см. начало лекции) — воплощение диктата старших, подавляющих стремление к инакомыслию у младших по возрасту или социальному положению.

В соответствии же с принципами Конвенции важнейшей задачей учебно-воспитательной работы педагога является именно воспитание ребенка, учащегося в духе свободы с опорой на чувство собственного достоинства. Возникающее противоречие разрешимо только при условии осознания учителем самоценности личности ребенка.

Однако учителю нужно отдавать себе отчет в том, что чрезмерный акцент на самоценности детской личности может привести школьников к формированию эгоцентрической установки по типу — “обеспечьте все, что мне лично требуется, так как я имею право”. Поэтому одновременно с привитием чувства собственного достоинства, с разъяснением ребенку его прав, важно донести до него такую особенность реализации прав человека, как равноправие. Эта особенность в реальной жизни выражается формулой: права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Стремление к личной свободе должно сопровождаться чувством ответственности перед другими людьми, основываться на взаимном уважении, миролюбии терпимости.

Педагог должен объяснить ученикам, что прав без обязанностей не существует даже в самой демократической стране и в самой свободной школе. Ни в чем нельзя добиться результата без соблюдения порядка. Правда, некоторые педагоги считают, что дети должны сначала усвоить обязанности, а уж затем — права. Процесс познания, осознания того и другого должен быть параллельным. Главным в работе учителя в данном направлении остается — не смотреть на учеников с высоты возрастного и профессионального авторитета, но, поднявшись на вершины профессионально-педагогического мастерства, на равных обсуждать с ними их проблемы, проблемы взрослых людей, развивать личностное достоинство своих воспитанников. Закон Республики Беларусь “О правах ребенка” как основа национального плана действия по защите прав детей. В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН Конвенция о правах ребенка была ратифицирована только 20-ю странами-участницами. Летом 1995 года к ней присоединились 174 страны из 185, входящих в ООН.

Беларусь присоединилась к этому международному соглашению в числе первых. Единственная из стран СНГ наша страна предприняла дальнейшие конкретные меры по реализации принятого документа. В 1993 году в РБ был принят “Закон о правах ребенка”, в апреле 1995 года Указом президента утвержден Национальный план действий по защите прав детей на 1995 — 2000 годы.

“Закон о правах ребенка” в Республике Беларусь основан на Конвенции о правах ребенка 1989 года, на Конституции Республики Беларусь. Он определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья [3, 10].

Документ состоит из пяти разделов: 1-й раздел — общие положения Закона, включающие содержание прав и обязанностей детей; 2-й раздел — ребенок и семья; 3-й раздел — ребенок и общество; 4-й раздел — дети в неблагополучных условиях и экстремальных ситуациях; 5-й раздел — заключительные положения.

Основным является раздел 1-й, в котором определены границы действия Закона, его принципы и основные права детей:

— право на жизнь и охрану здоровья;

— право на гражданство;

— право на необходимы уровень жизни;

— право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия;

— право на свободу вероисповедания, получения информации, свободу высказывания мысли [3].

Обязанностями детей в Законе определены уважение законов государства, забота о родителях, уважение прав и интересов других граждан, традиций и культурных ценностей белорусского народа, других наций и народов, обязанность овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам общественной собственности [3].

Основные положения Закона о правах ребенка в Республике Беларусь определяют концептуальную основу педагогической деятельности, профессиональную позицию современного педагога в нашей стране — уважать личностное достоинство ребенка, понимать ее уникальность, осуществлять правовую защиту детей.

Правозащитная работа педагогов в образовательных учреждениях определяется следующими функциями:

— консультативной (учитель на основании глубоко знания “Закона о правах ребенка” должен осуществлять консультативную работу с детьми и их родителями, опекунами);

— образовательно-просветительской (в обязанности педагога входит работа по организации изучения Закона как родителями учащихся, так и самими учениками);

— профилактической (осуществление работы, которая направлена на предотвращение нарушений прав и обязанностей всех тех, чья жизнь в той или иной степени регулируется данным Законом).

Любой гражданин должен осознать, что отрицание либо нарушение прав человека и его основных свобод — не только трагедия отдельно взятой личности. Это также создает условия для социальной и политической нестабильности государств, порождает межличностные и межгосударственные конфликты и насилие во всех его видах. Огромную роль в формировании правозащитного сознания человека отыгрывает

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: