Работы по ТР выполняются по потребности, которая выявляется в процессе работы на линии, при контроле автомобилей на КТП, в процессе диагностирования и при проведении ТО (ТО-1, ТО-2).
Наиболее распространенным методом ремонта является агрегатный метод. В отдельных случаях при ТР применяется индивидуальный метод ремонта. Как правило, автомобили ремонтируются на универсальных или специализированных тупиковых (реже проездных) постах. Для сложных ремонтов прицепов (полуприцепов) организуют специализированные посты в отдельной от автомобилей зоне или в одной зоне, но на специально выделенных для них постах.
На постах зоны ТР выполняются в основном контрольные, разборочно-сборочные, сварочные и другие работы, которые составляют 44-50% общего объема работ по ТР, для прицепов и полуприцепов - 65% (см. таблицу 4).
Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество и производительность труда. При разработке рекомендаций по специализации постов должны учитываться следующие факторы:
■ технологическая однородность ремонтных работ (например, пост ТР трансмиссии - сюда включают ремонт заднего моста, карданной передач, коробки передач, сцепления и для некоторых типов автомобилей - ручной тормоз, и т.д.);
■ общность используемого оборудования;
■ расчетное количество постов (см. подраздел 1.2.5.) по каждому виду работ ТР составляет 0.9 и более;
■ специфические условия выполнения работ (специфика ТР газовой аппаратуры требует создания специализированных постов по ТР и организации работы на них специальных ремонтных рабочих (см. подраздел 1.6.2.)).
1.3.3. Распределение рабочих по постам, специальностям, квалификации и рабочим местам.
Распределение трудоемкости работ и рабочих по постам зон ТО. Выбрав метод производства работ ТО необходимо определить трудоемкость работ и количество рабочих в зоне по постам, с одновременной их специализацией по видам работ ТО. Для этого составляется несколько таблиц - по числу постов, рассчитанных для зоны, и используются таблицы примерного распределения трудоемкости работ (по видам работ или по агрегатам и узлам автомобиля) из вторых нормативных частей «Положения». При отсутствии «Положений» можно использовать таблицы приложений данной методической разработки
Данные распределения рабочих в укрупненном плане по специальностям (видам работ ТО) и трудоемкость работ по постам можно свести в таблицы по формам 11 и 12. При большой трудоемкости работ одного вида, требующих для их выполнения большого количества рабочих, эти работы можно распределить по нескольким постам. В форме 11 приведен пример распределения рабочих и трудоемкости по видам работ ТО (зона ТО-1 автомобилей ЗИЛ-130, с годовой трудоемкостью работ 27900 чел.час). При распределении рабочих и трудоемкостей по агрегатам и узлам автомобиля составляются таблицы по форме 12. Пример дан для годовой трудоемкости ТО-2: 48740 чел.час. обслуживания автомобилей ГАЗ-53А.
Форма 11 Пост №1 * (пример распределения рабочих и трудоемкостей по видам работ)
| Вид работ по ТО | Трудоемкость | Число рабочих | ||
| % | чел.час | расчетное | принятое | |
| Контрольно- диагностические | 5.6 | 0.75 | ||
| регулировочные | 10.5 | 1.30 | ||
| Всего | 16.1** | 2.05 |
* - аналогичные таблицы составляются для остальных постов соответствующей зоны ТО
** - эту величину (поделенную на 100), то есть долю трудоемкости работ ТО-1 по видам работ, приходящуюся на пост №1 для дальнейших расчетов обозначим
, в данном случае она равна 0.161.
Закреплять виды работ или агрегаты и узлы за постом следует по принципу технологической родственности, учитывая возможности выбранного осмотрового и подъемного оборудования каждого поста, при этом исполнители не должны мешать друг другу. Например, неправильным будет закреплять за одним постом электротехнические работы и работы по системе питания и механизмам двигателя. Эти работы следует распределять по другим постам, где выполняются работы по агрегатам трансмиссии, ходовой части, кузову и др.
Форма 12 Пост №1 * (пример распределения рабочих и трудоемкости по агрегатам и узлам)
| Агрегаты, механизмы, приборы, закрепленные за постом | Трудоемкость | Число рабочих | ||
| % | чел.час | расчетное | принятое | |
| сцепление | 0.6 | 292.5 | ||
| коробка передач | 1.4 | 682.0 | ||
| карданная передача | 1.0 | 487.4 | 1.1 | |
| задний мост | 1.7 | 828.6 | ||
| Передняя ось и рулевое управление | 8.1 | 1.9 | ||
| Всего | 12.8** | 6238.5 | 3.0 |
* - таблицы для остальных постов составляются аналогично
** -
=0.128 -доля трудоемкости работ ТО-2, приходящаяся на пост № 1, при распределении работ и рабочих по агрегатам и узлам автомобиля
Число рабочих, одновременно занятых на любом посту:
(38) где РТ - технологическое число рабочих в наиболее загруженной смене для данного вида ТО, и
- см. формы 11, 12.
Распределение рабочих по специальностям, квалификации и рабочим местам зон ТО.
Произведя укрупненную разбивку рабочих и трудоемкостей по постам соответствующей зоны ТО, необходимо распределить рабочих по специальностям, квалификации и рабочим местам, используя данные форм 11, 12, а также ниже прилагаемой таблицы:
Таблица 11. Средний разряд работ (рабочих), интервал разрядов работ (рабочих) по ТО
| Виды работ | ТО-1 | ТО-2 | ||||||||||
| Грузовые | Автобусы | Легковые | интервал разр | Грузовые | Автобусы | Легковые | интервал | |||||
| карб | диз | карб | диз | карб | диз | карб | диз | |||||
| Контрольно-диагностические | 3.8 | 4.0 | 4.6 | 4.6 | 4.0 | 2-5 | 3.8 | 4.0 | 4.6 | 4.6 | 4.2 | 2-5 |
| Крепежные | 2.8 | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2-3 | 2.9 | 2.9 | 2.0 | 2.9 | 2.9 | 2-3 |
| Регулировочные | 3.9 | 3.9 | 3.9 | 3.9 | 3.9 | 3-4 | 4.0 | 4.0 | 4.1 | 4.1 | 4.2 | 3-5 |
| Смазочные | 1.8 | 1.9 | 1.9 | 1.9 | 1.8 | 1-2 | 1.8 | 1.9 | 1.9 | 1.9 | 1.8 | 1-2 |
| Электрот. | 2.3 | 2.3 | 2.6 | 2.6 | 2.5 | 2-3 | 3.2 | 3.2 | 3.2 | 3.2 | 3.2 | 1-5 |
| Аккумуляторные | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1-2 | 1-3 | |||||
| Топливные | 2.7 | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 2.9 | 2-3 | 3.4 | 3.5 | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 2-5 |
| Шинные | ||||||||||||
| Уборочные | ─ | ─ | ─ | ─ | ─ | ─ | ||||||
| Моечные | ─ | ─ | ─ | ─ | ─ | ─ | ||||||
| ср. разряд | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 1-5 | 3.1 | 3.1 | 3.1 | 3.1 | 3.1 | 1-5 |
Таблица 12. Средний разряд работ (рабочих), интервал разряда работ (рабочих) по ТР автомобилей
| Виды работ | Грузовые | Автобусы | легковые | интервал разряда | ||
| карбюрат. | дизельные | карбюрат. | дизельные | |||
| Контрольн. диагностич. | 3.5 | 3.6 | 3.6 | 3.7 | 3.7 | 2-5 |
| Регулировочные | 4.1 | 4.6 | 4.4 | 4.6 | 4.3 | 3-6 |
| Разборочно-сборочные | 3.5 | 3.7 | 3.7 | 4.0 | 3.5 | 1-5 |
| Агрегатные | 3.8 | 3.8 | 3.9 | 4.1 | 3.8 | 1-5 |
| Электротехнические | 3.5 | 3.5 | 3.5 | 3.6 | 3.5 | 1-5 |
| Аккумуляторные | 3.5 | 3.5 | 3.5 | 3.6 | 3.5 | 1-5 |
| Топливные | 3.6 | 4.0 | 3.7 | 4.0 | 3.7 | 2-5 |
| Шиномонтажные | ||||||
| Шиноремонтные | 2.5 | 2.5 | 2.5 | 2.5 | 2.5 | 2-3 |
| Медницкие | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.4 | 2.3 | 1-3 |
| Жестяницкие | 2.2 | 2.3 | 2.9 | 2.9 | 2.7 | 1-3 |
| Сварочные | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2-3 |
| Кузнечно-рессорные | 2.7 | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 2.7 | 2-4 |
| Слесарно-механические | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 1-5 |
| Деревообрабатывающие | 2.6 | 2.7 | ─ | ─ | ─ | 2-3 |
| арматурные | 2.6 | 2.6 | 2.9 | 2.9 | 2.7 | 2-3 |
| обойные | 2.6 | 2.6 | 2.9 | 2.9 | 3.0 | 1-4 |
| малярные | 2.6 | 2.5 | 3.2 | 3.2 | 3.2 | 2-4 |
| общий ср. Разряд | 3.4 | 3.5 | 3.5 | 3.6 | 3.3 | 1-6 |
Результат этого распределения следует свести в таблицу по форме 13
Форма 13 Распределение рабочих по специальностям, квалификации и рабочим местам (пример)
| № поста | Число исполнителей на посту | Номер рабочего места | число исполнителей на рабочем месте | специальность | Квалификация | обслуживаемые агрегаты |
| слесарь-авторемонтник | сцепление, коробка передач, карданная передача, задний мост | |||||
| тоже | передний мост и рулевое управление |
Распределение рабочих зон ТР по специальности и квалификации
Если темой проекта является зона ТР, то необходимо произвести распределение трудоемкости ТР непосредственно по исполнителям бригады, специализируя их по агрегатам и системам автомобиля.
Форма 14 Распределение рабочих зоны ТР по специальностям и квалификации (пример)
| Рабочие по специальности | СТРП | СТР | Число рабочих | Квалификация (разряд) | |
| расчетное | принятое | ||||
| Мотористы | 0.394 | 0.425 | 6.6 | 2,3,4 | |
| Карбюраторщики | 0.394 | 0.029 | 0.45 | ||
| Слесари по ремонту агрегатов трансмиссии | 0.394 | 0.19 | 2.96 | 2,3,4 | |
| Слесари по ремонту ходовой части, рулевого управления и переднего моста | 0.118 | 1.84 | 3,4 | ||
| Слесари по ремонту тормозов, колес, ступиц | 0.394 | 0.099 | 1.54 | 3,4 | |
| Слесари по ремонту кабины, оперения, платформы | 0.394 | 0.063 | 0.98 | ||
| Автоэлектрики | 0.394 | 0.076 | 1.18 | ||
| Всего | ─ | 1.00 | 15.55 |
В зоне ТР ориентировочно число исполнителей по каждой специальности
, (39) где
ТТР - годовой объем работ ТР (см. формулы 17,18), чел.час
СТРП - доля постовых работ ТР (см. формулу 21), СТР - доля трудоемкости работ по ТР, приходящаяся на данный агрегат, узел, механизм, систему автомобиля (указана в нормативных частях Положения по ТО автомобилей или в приложениях данной методической разработки); ФРМ – см. формулу 24.
Данные о распределении рабочих по специальностям и квалификации, используя таблицу 12, сведите в таблицу по форме 14. Пример дан по автомобилю ГАЗ-5ЗА, ТТР=82000 чел.ч, ФРМ=2070 час.
При отсутствии заявок на ремонт в зоне ТР рабочие бригады ТР помогают слесарям агрегатного участка в ремонте агрегатов и узлов.