Пояснительная записка. По учебному курсу «Окружающий мир»

Рабочая программа

По учебному курсу «Окружающий мир»

Для 1- 4 классов

На 2014-2015 уч.год.

 

Пояснительная записка

Программа базового курса по предмету окружающий мир для начального общего образования составлена в соответствии с требованиями по реализации основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования школ России, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года.

Планирование составлено на основе авторской программы, разработанной Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казаковым, по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, система Л. В. Занкова и обеспечена учебником Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир. Обучение курса проходит в дистанционной форме.

Исходная программа Дмитриевой-Казакова рассчитана на 68 часов, данная адаптация – только на 34 часа, то есть на 1 час в неделю, что привело либо к сокращению времени на прохождение некоторых тем, либо к вынесению некоторых тем в программы других курсов. Например, историческая составляющая программы естествознания будет обеспечена за счёт курса москвоведения.

Представление целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, химии, физики в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.

Программа построена по принципу "дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновения различий в процессе движения содержания" (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Цель курса – познакомить детей с окружающим миром. Помните, что для ребенка 6–10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, учителями, одноклассниками, соседями. Без естественно-научных и исторических знаний, с которыми познакомятся дети, помогут понять, почему современный человек стал именно таким, какой он есть сейчас.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих);

2) история открытия и познания природы Земли;

3) развитие человека и человеческого общества;

4) сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.

При раскрытии содержания используется прием контраста:
сопоставляются противоположные по своим признакам объекты природы, одни и те же объекты природы в разное время года и суток, в разных частях Земли, сопоставляется Россия с другими странами, прошлое и настоящее природы и человека.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.

Учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерное окружающего мира, его противоречивости;

• в ходе решения первой задачи развивать биологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

• формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Специфика целевой аудитории учтена при составлении поддерживающей дополнительной экскурсионной программы, обеспечивающей расширение кругозора детей и набор необходимого опыта в общении с окружающим миром.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: