Вопрос. Специальные миссии и торговые представительства.
Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется, прежде всего, положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организаций и другими документами.
Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического персонала, административно-технического и обслуживающего персонала. Полномочия главы представительства выдаются от имени государства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа.
Функции постоянных представительств состоят, в частности, в: - обеспечении представительства посылающего государства при организации, поддержании связи между посылающим государством и организацией; ведении переговоров с организацией и в ее рамках; выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства, обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; защите интересов посылающего государства по отношению к организации; содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией в ее рамках.
Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительства. В их числе:
- обеспечение представительства посылающего государства и в охране его интересов по отношению к организации, в поддержании связи с ней, - выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщения о ней представительству посылающего государства;
- содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.
Привилегии и иммунитеты постоянных, представительств и миссий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и дипломатических представительств:
- неприкосновенность помещений;
- неприкосновенность архивов и документов,
- освобождение от налогов и сборов и т.д.
Представители государств-членов ООН при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время посадки к месту заседания и обратно пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: от личного ареста или задержания, освобождение от ареста на личный багаж, судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей, неприкосновенность всех бумаг и документов, право пользоваться шифром и получение бумаг или корреспонденции посредством курьеров в отношении личного багажа, которыми пользуются дипломатические представители.
К постоянным представителям при ООН соглашение относит (ст. v) главных постоянных представителей членов ООН в ранге посла или посланника ("полномочного министра"), представителей в этом же ранге одного из государств-членов специализированного учреждения, при нахождении этого учреждения в США; постоянных сотрудников делегаций при ООН, в которых имеется соглашение между Генеральным секретарем, правительством США и правительством заинтересованного члена ООН; назначенных по соглашению между главным должностным лицом специализированного учреждения, правительством США и правительством заинтересованного члена главных постоянных представителей членов специализированного учреждения и их сотрудников.
Все эти четыре категории лиц обладают теми же привилегиями и иммунитетами, как и дипломатические представители иностранных правительств, аккредитованные при правительстве США.
Постоянные представительства государств при специализированных учреждениях обычно пользуются основными привилегиями и иммунитетами, включая неприкосновенность помещений, переписки, архивов и документов, право пользования шифром и курьерами, освобождение от налогов и др.
Торговые представительства, как органы внешних сношений были введены в международную практику Советского государства. Они были созданы для осуществления им монополии внешней торговли.
Правовое положение торговых представительств РФ определяется до издания новых законов законодательством бывшего СССР, прежде всего Положением о торговых представительствах СССР за границей 1989 г, и международными соглашениями Союза с государствами, в которых создаются торговые представительства.
В соответствии с Положением 1989 г. основными задачами торговых представительств РФ являются:
1) представление государственных интересов РФ в странах пребывания по всем вопросам внешнеэкономической деятельности и обеспечение их защиты;
2) содействие развитию экономических связей между РФ и странами пребывания;
3) осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности государственных интересов РФ;
4) защита интересов участников внешнеэкономической деятельности РФ;
5) осуществление наблюдения за исполнением действующих между РФ и странами пребывания договоров по вопросам внешнеэкономических связей.
В странах, где нет торговых представителей РФ, их функции и задачи выполняют торговые советники посольства РФ.
Торговые представительства являются составными частями посольства РФ. Торговый представитель РФ и его заместители составляют часть дипломатического персонала посольства РФ и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Остальные сотрудники торговых представительств пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми по международному праву административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств. Торговые представительства создаются на основе соглашений с соответствующими иностранными государствами, которые предусматривают неприкосновенность помещений торговых представительств РФ, право пользования шифром, привилегии и иммунитета торгпреда, его заместителей, в них указывается, что торговое представительство является частью посольства РФ.
Специальной миссией называется временная миссия, которая направляется в другое государство с согласия последнего для переговоров по определенным вопросам или для выполнения иной конкретной задачи.
Правовое положение специальных миссий определяется обычными нормами международного права и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г, Конвенция исходит из того, что привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала, зафиксированные в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., должны распространяться на специальные миссии и их персонал.