Дипломатические и консульские представительства государств. Введение

Дополнительная

Заключение.

З. Специальные миссии и торговые представительства.

Дипломатические и консульские представительства государств.

Понятие, сущность и источники дипломатического и консульского права.

Введение.

ДОКУМЕНТЫ:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // Международное право в документах. Сост. Н.Т. Блатова.М., 1982,

Венская конвенция о консульских сношениях 1963г. // Ведомости СССР.1 989. N12.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1996г. // Извлечения. Международное право в документах. Сост. Н.Т: Блатова. М. 1982,

ЛИТЕРАТУРА:

Бобылев Г.В., Зубков Н.г. Основы консульской службы. М., 1990

Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала-М" 1995.

Демин Ю.Г. Проблема иммунитетов дипломатических средств передвижения //Московский журнал международного права. 1994. N4.

Ковалёв А.Н. Азбука дипломатии. М., 1984.

Гангошкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.

Методические указания.

Дипломатическое и консульское право - совокупность юридических норм, регулирующих дипломатическую и консульскую деятельность государств (порядок назначения и отзыва дипломатических и консульских представительств и их сотрудников, привилегии и иммунитеты). Особое внимание следует обратить на вопрос об основных источниках дипломатического и консульского права, об органах внешних сношений государств.

Дипломатическая деятельность государства - это официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международного право порядка и законности.

Правовые, формы дипломатической деятельности государств международные переговоры, заключение международных договоров, дипломатическая переписка, представительство государств в международных организациях и участие в работе международных конференций.

Дипломатическая деятельность реализуется через систему органов внешних сношений государств. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

Внутригосударственные органы внешних сношений: глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел, другие министерства и ведомства, в функции которых входит осуществление внешних сношении по специальным вопросам.

Зарубежные органы внешних сношений: дипломатические и консульские представительства, представительства государств при международных организациях делегации на международных совещаниях и конференциях, специальные миссии.

1 вопрос. Понятие и источники дипломатического и консульского права.

Дипломатическое и консульское право - это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.

Предметом дипломатического и консульского права является дипломатическая и консульская деятельность, деятельность официальных органов внешних сношений, правовое регулирование которой охватывает как область международных отношений, так и область внутригосударственных отношений.

Источниками дипломатического и консульского права являются международно-правовые нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах (политических, торговых), регламентах и. постановлениях международных конференций и организаций (например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963г, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях международными организациями универсального характера 1975г., другие международные документы, как универсального, так и локального характера).

Положения о привилегиях и иммунитетах международных организаций содержатся обычно в уставах этих организаций. В отношении ООН и специализированных учреждений действуют две основные конвенции: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Кроме того, ООН и специализированные учреждения имеют двусторонние соглашения с государствами пребывания по вопросам привилегий и иммунитетов.

2 вопрос. Дипломатические и консульские представительства государств.

Дипломатическое представительство - орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством, Существует два вида, дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник, либо поверенный в делах.

Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами.

Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах.

Согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961г ., основными функциями дипломатического представительства являются: 1) представительство аккредитирующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитирующего государства и его граждан в пределах.

допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5) поощрение дружественных отношений между аккредитирующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Согласно международному праву, дипломатический представитель - единственное лицо, представляющее свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он является также высшим представителем по сравнению со всеми другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания (представительный характер).

Порядок назначения дипломатических представителей регулируется нормами как внутреннего, так и международного права.

Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии: а) запрос агремана, б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения, г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты. Верительная грамота - это полномочия главы представительства.

На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей государства пребывания (обычно министерства иностранных дел) В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся, но существу разновидность запросов агремана.

Прекращение, функций дипломатического представителя согласно ст. 43 Конвенции о дипломатических сношениях, наступает в случаях: 1) его отозвания аккредитирующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что представитель является лицом, утратившим его доверие - персона нон грата нежелательное лицо; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между аккредитовавшим и принявшим представителя государствами; 5) прекращение существования аккредитирующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.

Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений.

В узком смысле дипломатический корпус - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.

Дипломатический корпус в широком смысле - совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания.) и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитет, и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитет, и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

Персонал дипломатического представительства делится на три группы: дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги - специальные звания. К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

Административно-технический персонал -это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты, заведующие канцеляриями, бухгалтера, делопроизводители, машинистки, шифровальщики).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара, водители, лифтеры, дворники).

Венская конвенция 1961 г. упоминает еще об одной категории "частных домашних работниках", под которыми понимаются лица, исполняющие обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства, и которые не являются служащими аккредитирующего государства.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1) Неприкосновенность помещений представительства. Под помещением представительства, понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) Помещения представительства и находящееся в нем имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания (в России - уведомительно-разрешительный характер).

Свобода отношений представительства:т. е. представительство может пользоваться при сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами всеми средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные и шифрованные депеши.

Право пользоваться флагом и эмблемо й: представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитирующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средства передвижения.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1. Личность дипломатического агента неприкосновенна.

2. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

3. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев;

- вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

- исков, касающихся наследования, в отношении которых, он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказ от получателя наследства;

- исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они не могут быть подвергнуты штрафу или иным административным взысканиям. Дипломата нельзя подвергнуть штрафу при автомобильном инциденте и возбудить против него дело о взыскании убытков в суде.

Фискальный иммунитет, дипломаты освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением косвенных налогов на наследство и некоторых сборов.

Таможенные привилегии, государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членами их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов, и сборов, за исключением складских сб6р'ов, сборов за перевозку и подобные услуги.

Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещён законом.

Средства передвижения дипломата неприкосновенны. Под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обысков, реквизиции, ареста и исполнительных действий (п. 4 ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).

Глава дипломатического представительства пользуется, кроме того, еще рядом привилегий, к которым относятся:

право поднимать флаг своего государства на здании представительства и своей резиденции, а также на средствах передвижения, право на содержание в помещении представительства специального помещения для отправления религиозных обрядов, ряд почестей церемониального характера.

Согласно Венской конвенции 1961г., члены административно-технического персонала дипломатического представительства и члены их семей, живущие вместе с ними пользуется, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, освобождением от налогов, сборов, повинностей, а также некоторыми таможенными привилегиями.

Члены обслуживающего персонала в соответствии с Венской конвенцией пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин с получаемого им заработка. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими на своей работе.

Хотя дипломата нельзя привлечь к ответственности за нарушение законов и постановлений страны пребывания, но он может быть объявлен правительством этой страны персоной нон грата и будет вынужден покинуть ее. Согласно Конвенции дипломаты не могут заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют, соответственно, генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относятся также консульские отделы дипломатических представительств.

При назначении на должность консул получает письменное полномочие - консульский патент Консул приступает к исполнению своих обязанностей после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания. Экзекватура, оформляется в форме записи на консульском патенте либо в виде отдельного документа.

Функции консульских представительств несколько уже, чем у посольств.

В задачи консульских учреждений РФ входят:

_ защита за границей прав и интересов РФ, российских физических и юридических лиц;

_ содействие развитию дружественных отношений с государством пребывания;

_ учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан РФ;

. воинский учет граждан РФ;

_ обеспечение и защита прав граждан РФ, находящихся под арестом, задержанных иди лишенных свободы в иной форме или отбывающих наказание;

_ выдача, продление, погашение виз на выезд и въезд;

_ регистрация актов гражданского состояния;

_ совершение нотариальных действий;

- легализация документов;

_ содействие военным кораблям РФ, морским, воздушным судам;

_ иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.

При выполнении функций консульства руководствуются правом своего государства, а также международным правом, прежде всего, международными договорами своего государства с государством пребывания консульства.

Консульства выполняют свои функции с учетом права государства пребывания.

За выполнение определенных официальных функций консульства взимают консульские сборы как со своих, так и с иностранных граждан.

К таким действиям относятся:

_ выдача или продление сроков действия паспортов;

- выдача виз;

_ оформление ходатайства о приеме, в гражданство;

_ регистрация актов гражданского состояния;

_ легализация и нотариальное удостоверение документов,. действия по наследственным делам и др.

Нередко между государствами заключаются соглашения о взаимном отказе от взимания консульских сборов за все или некоторые действия.

Действия консульских представительств прекращаются в случаях: 1) отозвания его назначающим государством, 2) объявления консула персоной нон грата: 3) если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания, 4) закрытия консульского учреждения; 5) войны между государством, направившим консула, и государством, принявшим его.

Район деятельности консульского представителя называется консульским округом. Этот район устанавливается по согласованию между государствами.

Совокупность всех консулов, находящихся в данном населенном пункте, составляет консульский корпус. Он имеет, главным образом, церемониальное и протокольное значение. Так как в каждом государстве может быть несколько консульских округов, то и консульских корпусов может быть несколько.

Персонал консульских учреждений делится на три группы: консульские должностные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств.

1) Неприкосновенность помещений представительства. Венская конвенция 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территории представительства возможен доступ граждан без разрешения в случае пожара;

2) Консульское представительство может беспрепятственно взаимодействовать со своим правительством, дипломатическим представительством, и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них

имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.

5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства, неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Привилегии и иммунитеты сотрудников консульского представительства.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1. По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие "тяжкое преступление" определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако, в отдельных соглашениях в качестве тяжких,преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы. "

2. Консульские агенты не могут отказаться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных, обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3. Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

4. Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

- исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

- вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

- исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказ от получателя наследства;

- исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

Некоторые государства назначают как штатных, так и нештатных (почетных) консулов. Последние назначаются из лиц, проживающих в стране нахождения консульства (чаще всего коммерсанты, адвокаты), но они могут быть и гражданами назначающего государства, и гражданами третьих государств. Почетные консулы не состоят в штатах государственных служащих назначающего государства и не получают заработной платы. Однако, по общему правилу, взимаемые таким консульством консульские сборы идут в доход почетного консула.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: