Правовое положение Национального банка Республики Беларусь
БАНКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Тема 14
1 Правовое положение Национального банка Республики Беларусь.
2 Коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации как субъекты кредитно-финансовой системы Республики Беларусь.
3 Порядок создания и деятельности коммерческих банков.
Осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях организации экономических связей невозможно без участия таких специализированных субъектов хозяйствования как банки. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют свою деятельность в рамках кредитно-финансовой системы Республики Беларусь, которая как составную часть включает в себя банковскую систему Республики Беларусь (банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка и иных банков). При этом особое место в банковской системе занимают банки, уполномоченные обслуживать государственные программы, а также открывать счета государственным органам и юридическим лицам, основанным на праве государственной собственности. К таким банкам в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 02.10.1996 № 647/9 относятся: Открытое акционерное общество "Белагропромбанк", Открытое акционерное общество "Белпромстройбанк", Открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк", Открытое акционерное общество "Белвнешэкономбанк", Открытое акционерное общество "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", а также Открытое акционерное общество "Приорбанк".
Национальный банк Республики Беларусь (далее – Национальный банк) является центральным банком Республики Беларусь, регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь и действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 320. Правовой статус Национального банка закреплен в Конституции Республики Беларусь, и основным нормативным правовым актом (кроме Устава), регулирующим его деятельность, является Банковский Кодекс Республики Беларусь.
Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям с их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, а к организациям Национального банка - учреждение образования "Пинский высший банковский колледж Национального банка Республики Беларусь", республиканское унитарное предприятие "Белорусский межбанковский расчетный центр", республиканское унитарное предприятие "Центр банковских технологий".
Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк передает в доход республиканского бюджета часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальную часть прибыли использует на увеличение (создание) уставного, резервного и иных фондов Национального банка.
Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка (председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет) и Совет директоров Национального банка (члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка).
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.
2 Коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации как субъекты кредитно-финансовой системы Республики Беларусь
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются единственными коммерческими организациями, наделенными правом осуществлять банковскую деятельность. Различие в названных субъектах состоит как в организационно-правовой форме, в которой они могут создаваться (банк может создаваться в форме акционерного общества и унитарного предприятия, а небанковская кредитно-финансовые организация – в форме хозяйственного общества), так и перечне допустимых к осуществлению ими банковских операций. Так, в частности, первоначальное отличие в перечне осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций заключается в том, что только банки имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
При этом совокупность банковских операций, допустимых к осуществлению небанковскими кредитно-финансовыми организациями, в соответствии с Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций построена таким образом, что данные субъекты банковской деятельности, главным образом, предназначены для обслуживания юридических лиц. Так, небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществлять только следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц;
- валютно-обменные операции;
- выдача банковских гарантий;
- инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);
- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
- предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).
Причем, как было отмечено ранее, небанковская кредитно-финансовая организация не вправе в совокупности осуществлять первую, вторую и третью из перечисленных операций.
В соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь могут создаваться универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.
Необходимо отметить, что в настоящее время в кредитно-финансовой системе Республики Беларусь фактически отсутствуют как небанковские кредитно-финансовые организации, так и специализированные банки.
При этом с определенной условностью к специализированным банкам можно было бы отнести банки, создаваемые на территории СЭЗ. Это утверждение может быть обосновано тем, что в соответствии с Правилами создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь банки, созданные на территории СЭЗ, осуществляют банковскую деятельность с определенной группой субъектов. Так, в частности, такие банки вправе на основании соответствующих лицензий Национального банка осуществлять:
- банковскую операцию по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности с резидентами СЭЗ, нерезидентами Республики Беларусь, Национальным банком и банками, зарегистрированными на территории Республики Беларусь;
- валютно-обменные операции с участием физических лиц (резидентов и нерезидентов Республики Беларусь) в обменных пунктах;
- иные валютно-обменные операции (включая операции, совершаемые на валютных биржах) с резидентами СЭЗ, нерезидентами Республики Беларусь, Национальным банком и банками, зарегистрированными на территории Республики Беларусь;
- другие банковские операции с резидентами СЭЗ и нерезидентами Республики Беларусь.
Однако указанная специализация носит не предметный, а субъектный характер, в связи с чем банки, создаваемые на территории СЭЗ, не являются в полной мере специализированными банками.
Рассматривая место банков в сфере экономических отношений, необходимо отметить, что банки, осуществляя операции, выполняют своего рода связующую функцию, обеспечивающую перераспределение денежных средств между различными отраслями экономики, контроль и устойчивость механизмов денежного обращения.
Создание и организация деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций включает в себя государственную регистрацию названных субъектов банковской деятельности и получение ими соответствующих лицензий, дающих право на осуществление тех или иных видов банковских операций.
Функции по государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдаче им лицензий на осуществление банковских операций возложены на Национальный банк Республики Беларусь.
Особенностью государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, как субъектов банковской деятельности, являются специальные требования к размеру уставного фонда, особые квалификационные требования, предъявляемые к предполагаемому руководителю и главному бухгалтеру, и др. Так, в частности, минимальный размер уставного фонда банка (небанковской кредитно-финансовой организации) независимо от организационно-правовой формы, в которой они создаются, устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионам евро (объявленный уставный фонд должен быть полностью сформирован к моменту государственной регистрации). При этом нормативное значение минимального размера уставного фонда определяется на каждый последующий квартал исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Национальным банком по состоянию на первое число данного квартала.
Необходимо отметить, что специфика деятельности банков (небанковских кредитно-финансовых организаций) определяет особенности состава уставного фонда. Так, предельный размер неденежной части уставного фонда для банка (небанковской кредитно-финансовой организации) независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10 процентов - в последующие годы.
Что касается требований к руководителю и главному бухгалтеру банка, то они заключаются в следующем:
- для руководителя исполнительного органа банка – наличие высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка;
- для главного бухгалтера – наличие высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка.
Банковская деятельность, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17, является одним из видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии). При этом, как отмечалось ранее, органом, уполномоченным выдавать лицензии на осуществление банковской деятельности, является Национальный банк.
Национальный банк выдает следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
- общую - на осуществление указанных в ней банковских операций в белорусских рублях;
- внутреннюю - на осуществление указанных в ней банковских операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь;
- генеральную - на осуществление указанных в ней банковских операций в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Под банковскими операциями, осуществляемыми в рамках генеральной лицензии за пределами Республики Беларусь, понимаются банковские операции в иностранной валюте, проводимые банком с банками (кредитно-финансовыми организациями) - нерезидентами;
- на привлечение во вклады средств физических лиц;
- на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- разовую - на осуществление отдельной банковской операции в иностранной валюте.
При этом следует обратить внимание, что:
- выдача обшей лицензии происходит одновременно с государственной регистрацией банка;
- внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации;
- генеральная лицензия выдается не ранее чем через год после государственной регистрации банка. Ранее указанного срока генеральная лицензия может быть выдана дочернему банку иностранного банка, банку с иностранными инвестициями по его ходатайству;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц выдается банку не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условии его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств (капитала) в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро;
- лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями выдается по заявлению банка не ранее трех лет с даты его государственной регистрации.
Исключением из рассмотренных правил создания и государственной регистрации банков, являются банки, создаваемые на территории свободных экономических зон. Перечень и сфера осуществляемых такими банками операций обусловливает специфику предъявляемых к ним требований, а именно:
- минимальный уставный фонд таких банков составляет не 5 миллионов евро, а 500 тысяч евро;
- такие банка проходят двойную регистрацию (в Национальном банке, а затем в администрации СЭЗ);
- банки, зарегистрированные в качестве резидентов СЭЗ, освобождаются от обязанности соблюдения ряда экономических нормативов.
Наличие у банка того или иного вида лицензии (с учетом особенностей относительно банков, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ) дает банкам право на осуществление ряда банковских операций, которые можно разделить на активные, пассивные и посреднические банковские операции. При этом под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств, под пассивными - операции, направленные на привлечение денежных средств, а под посредническими - операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Тема 15