Открытая структура градостроительных планов

УСЛОЖНЕНИЕ ОБЪЕКТА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Одна из главных особенностей градостроительной практики последних десятилетий, с которой тесно связана направленность теоретических разработок градостроительной науки,— переход к представлению о городе как сложном динамическом объекте, непре­рывно развивающемся в пространстве и времени.

Предпосылка для этого — устойчивый темп урбанизации, кото­рый находит отражение в непрекращающемся увеличении численности населения городов во всем мире, и в особенности крупнейших го­родских агломераций. Подавляющее большинство специалистов-гра­достроителей как в СССР, так и за рубежом считаег увеличение численности населения и быстрый территориальный рост постоянно действующими факторами современного градостроительного процес­са. Попытки жестко регламентировать рост городов все чаще при­знаются малоэффективными.

Естествен­ную тенденцию роста городов надо не пресекать без всякой огляд­ки, а лишь ограничивать таким образом, чтобы она принимала наи­более безопасное и выгодное для города направление.

Недооценка градостроителями устойчивой тенденции к росту крупных городов неоднократно приводила и продолжает приводить к преждевременному старению генеральных планов. Для многих городов нашей страны проекты планировки многократно перерабатывались в связи с изменением расчетной численности их населения. Увеличение численности населения и территориальный рост неизбежно ведут к существенному усложнению всей фун кционально-пространственной организации города.

Если два десятилетия назад в градостроительстве велись ожесточенные дискуссии по поводу того, какие размеры «оптималь­ны» для города, то сегодня подвергается сомнению сама возмож­ность рассматривать город как автономный объект, обособленный от тяготеющего к нему района и связанных с ним населенных мест [60].

В градостроительных проектах город все чаще рассматривается как элемент взаимосвязанной системы населенных мест. Хотя действую­щая юридическая граница города продолжает определять собственно городскую территорию, в рамках разработки генеральных планов, как правило, изучаются данные по всей системе населенных мест (агломерация, групповое скопление), которой принадлежит проекти­руемый город, выполняются схемы перспективного развития и дру­гие специальные материалы, характеризующие взаимодействие го­рода и тяготеющего к нему района. При составлении генпланов го­родов все в большей степени учитываются их внешние связи, причем это относится не только к крупнейшим городам — центрам агломера­ций, но и к так называемым новым городам, которые всегда тради­ционно рассматривались как автономные, самостоятельные объекты.

Опре­деляющий момент в развитии современного расселения — переход от скоплений разрозненных или случайно связанных населенных мест к группам поселений, образующим целостную, эффективно управляе­мую систему на основе общности трудовых и культурно-бытовых свя­зей, единой транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. С созданием таких систем группового расселения многие специалис­ты связывают решающие сдвиги в преодолении противоречий между городом и деревней, между искусственной средой человеческих по­селений и их естественным окружением. Формирование систем груп­пового расселения создает также предпосылки для решения наиболее сложных вопросов реконструкции и развития крупнейших городов страны.

Динамический характер современного городского развития, быстрый территориальный рост города, его включение в систему взаимосвязанных населенных мест, усиление его внешних связей — все это обусловливает серьезные перестройки внутригородской ор­ганизации и дает заметные преимущества открытой, гибкой струк­туре градостроительных планов. Характерные тенденции перехода от замкнутых, концентрических планировочных систем к открытым, свободно развивающимся нашли отражение в проектных предложе­ниях по развитию Токио, Лондона, Парижа, Варшавы, Будапешта, Копенгагена, Милана, Стокгольма и других крупнейших городов мира.

В. А. Лавров и О. К- Кудрявцев, обобщая отечественный опыт ре­конструкции крупных городов, отмечают, что их дальнейшее разви­тие как центров взаимосвязанных систем населенных мест «будет протекать не самопроизвольно, путем механического наращивания обходных концентрических направлений, но по ясно выраженным вы-летным направлениям, дающим более эффективно ориентированную планировочную структуру» [22, с. 80].

Гибкость, открытый характер планировочной структуры отож­дествляются с линейной схемой городского плана многими градо­строителями. Для гибкой плани­ровочной структуры, по Бочарову и Кудрявцеву, характерен терри­ториальный рост преимущественно в одном направлении; при этом форма города «постепенно отходит от характерной для статичной структуры округлой или звездообразной и приобретает близкую к прямоугольнику форму с более или менее свободными очертаниями и главной осью, вытянутой в направлении преимущественного роста населенного места» [60, с. 47].

На принципе линейного развития взаимодействующих городских поселений построена получившая широкую известность градострои­тельная концепция К- Доксиадиса, в соогветствии с которой вся пригодная для обитания территория планеты покрывается системой непрерывных лент или полос расселения [73]. Однако уже с конца 60-х—начала 70-х годов линейно-полосовые структуры перестали быть только достоянием теории — они находят все более широкое применение в градостроительной практике. Линейные «города-вставки», позволяющие превратить сложные неупорядоченные агло­мерации в региональные города нового типа, запроектированы на обширных территориях между Ливерпулем и Манчестером, Портсму­том и Саутгемптоном. По мнению их авторов — градостроителей Великобритании, линейная структура «является наиболее гибкой и целесообразной в связи с преимущественным развитием обществен­ного массового транспорта» [49, с. 19].

Линейная планировочная схема в современном градостроительст­ве ушла достаточно далеко от классических прототипов Сориа-и-Мата и Милютина. Каждая такая полоса охватывает, как правило, весьма об­ширные территории, прилегающие к жгуту транспортных коммуни­каций, среди которых доминирующую роль играет трасса скоростного общественного транспорта.

Линейная схема в современном градостроительстве сравнитель­но редко выступает «в чистом виде», т. е. полосовые или ленточные градостроительные об­разования встраиваются в более сложную планировочную систему, которая приобретает в результате этого очертания неправильного веера или сети.

Разработан так называемый «метод порого­вого анализа» Б. Малиша, который исходит из того, что растущие города сталкиваются с ограничениями физического, технического и структурного характера — порогами развития. Анализ этих огра­ничений позволяет выявить для каждого конкретного периода вре­мени наиболее эффективный вариант развития города. Теория поро­гов предлагает реалистическую модель городского развития, уста­навливая взаимозависимость между количественными и качественны­ми характеристиками этого процесса [83]. Принцип открытой структуры следует понимать более широко — как сохранение относительно упорядоченных взаимо­связей между основными элементами города в процессе его терри­ториального роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: