УСЛОЖНЕНИЕ ОБЪЕКТА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Одна из главных особенностей градостроительной практики последних десятилетий, с которой тесно связана направленность теоретических разработок градостроительной науки,— переход к представлению о городе как сложном динамическом объекте, непрерывно развивающемся в пространстве и времени.
Предпосылка для этого — устойчивый темп урбанизации, который находит отражение в непрекращающемся увеличении численности населения городов во всем мире, и в особенности крупнейших городских агломераций. Подавляющее большинство специалистов-градостроителей как в СССР, так и за рубежом считаег увеличение численности населения и быстрый территориальный рост постоянно действующими факторами современного градостроительного процесса. Попытки жестко регламентировать рост городов все чаще признаются малоэффективными.
Естественную тенденцию роста городов надо не пресекать без всякой оглядки, а лишь ограничивать таким образом, чтобы она принимала наиболее безопасное и выгодное для города направление.
Недооценка градостроителями устойчивой тенденции к росту крупных городов неоднократно приводила и продолжает приводить к преждевременному старению генеральных планов. Для многих городов нашей страны проекты планировки многократно перерабатывались в связи с изменением расчетной численности их населения. Увеличение численности населения и территориальный рост неизбежно ведут к существенному усложнению всей фун кционально-пространственной организации города.
Если два десятилетия назад в градостроительстве велись ожесточенные дискуссии по поводу того, какие размеры «оптимальны» для города, то сегодня подвергается сомнению сама возможность рассматривать город как автономный объект, обособленный от тяготеющего к нему района и связанных с ним населенных мест [60].
В градостроительных проектах город все чаще рассматривается как элемент взаимосвязанной системы населенных мест. Хотя действующая юридическая граница города продолжает определять собственно городскую территорию, в рамках разработки генеральных планов, как правило, изучаются данные по всей системе населенных мест (агломерация, групповое скопление), которой принадлежит проектируемый город, выполняются схемы перспективного развития и другие специальные материалы, характеризующие взаимодействие города и тяготеющего к нему района. При составлении генпланов городов все в большей степени учитываются их внешние связи, причем это относится не только к крупнейшим городам — центрам агломераций, но и к так называемым новым городам, которые всегда традиционно рассматривались как автономные, самостоятельные объекты.
Определяющий момент в развитии современного расселения — переход от скоплений разрозненных или случайно связанных населенных мест к группам поселений, образующим целостную, эффективно управляемую систему на основе общности трудовых и культурно-бытовых связей, единой транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. С созданием таких систем группового расселения многие специалисты связывают решающие сдвиги в преодолении противоречий между городом и деревней, между искусственной средой человеческих поселений и их естественным окружением. Формирование систем группового расселения создает также предпосылки для решения наиболее сложных вопросов реконструкции и развития крупнейших городов страны.
Динамический характер современного городского развития, быстрый территориальный рост города, его включение в систему взаимосвязанных населенных мест, усиление его внешних связей — все это обусловливает серьезные перестройки внутригородской организации и дает заметные преимущества открытой, гибкой структуре градостроительных планов. Характерные тенденции перехода от замкнутых, концентрических планировочных систем к открытым, свободно развивающимся нашли отражение в проектных предложениях по развитию Токио, Лондона, Парижа, Варшавы, Будапешта, Копенгагена, Милана, Стокгольма и других крупнейших городов мира.
В. А. Лавров и О. К- Кудрявцев, обобщая отечественный опыт реконструкции крупных городов, отмечают, что их дальнейшее развитие как центров взаимосвязанных систем населенных мест «будет протекать не самопроизвольно, путем механического наращивания обходных концентрических направлений, но по ясно выраженным вы-летным направлениям, дающим более эффективно ориентированную планировочную структуру» [22, с. 80].
Гибкость, открытый характер планировочной структуры отождествляются с линейной схемой городского плана многими градостроителями. Для гибкой планировочной структуры, по Бочарову и Кудрявцеву, характерен территориальный рост преимущественно в одном направлении; при этом форма города «постепенно отходит от характерной для статичной структуры округлой или звездообразной и приобретает близкую к прямоугольнику форму с более или менее свободными очертаниями и главной осью, вытянутой в направлении преимущественного роста населенного места» [60, с. 47].
На принципе линейного развития взаимодействующих городских поселений построена получившая широкую известность градостроительная концепция К- Доксиадиса, в соогветствии с которой вся пригодная для обитания территория планеты покрывается системой непрерывных лент или полос расселения [73]. Однако уже с конца 60-х—начала 70-х годов линейно-полосовые структуры перестали быть только достоянием теории — они находят все более широкое применение в градостроительной практике. Линейные «города-вставки», позволяющие превратить сложные неупорядоченные агломерации в региональные города нового типа, запроектированы на обширных территориях между Ливерпулем и Манчестером, Портсмутом и Саутгемптоном. По мнению их авторов — градостроителей Великобритании, линейная структура «является наиболее гибкой и целесообразной в связи с преимущественным развитием общественного массового транспорта» [49, с. 19].
Линейная планировочная схема в современном градостроительстве ушла достаточно далеко от классических прототипов Сориа-и-Мата и Милютина. Каждая такая полоса охватывает, как правило, весьма обширные территории, прилегающие к жгуту транспортных коммуникаций, среди которых доминирующую роль играет трасса скоростного общественного транспорта.
Линейная схема в современном градостроительстве сравнительно редко выступает «в чистом виде», т. е. полосовые или ленточные градостроительные образования встраиваются в более сложную планировочную систему, которая приобретает в результате этого очертания неправильного веера или сети.
Разработан так называемый «метод порогового анализа» Б. Малиша, который исходит из того, что растущие города сталкиваются с ограничениями физического, технического и структурного характера — порогами развития. Анализ этих ограничений позволяет выявить для каждого конкретного периода времени наиболее эффективный вариант развития города. Теория порогов предлагает реалистическую модель городского развития, устанавливая взаимозависимость между количественными и качественными характеристиками этого процесса [83]. Принцип открытой структуры следует понимать более широко — как сохранение относительно упорядоченных взаимосвязей между основными элементами города в процессе его территориального роста.