Одно из наиболее заметных проявлений процессов внутренней реорганизации городов, связанной с их количественным ростом,— всевозрастающая интеграция в пространстве основных функций городской жизни.
На протяжении длительного периода, начиная со времени провозглашения основных идей градостроительного функционализма, зафиксированных в Афинской хартии СИАМ [97], практика планировочной организации города исходила из представления о четкой и последовательной дифференциации во времени и пространстве всех основных функциональных процессов, протекающих в городе,— труда, быта, отдыха.
Значительные изменения претерпевает в последние годы структура мест активного трудового тяготения. Уже сейчас наблюдается, а в будущем ожидается еще более резкое увеличение занятости в сфере науки, управления и обслуживания, т. е. как раз в тех учреждениях, которые по условиям своего размещения в городе больше тяготеют к центру, чем к обособленным производственным зонам. С другой стороны, появляются места приложения труда, связанные с развитием индустрии отдыха и новых видов общественного обслуживания. В этих условиях становится все труднее локализовать систему мест приложения труда в какой-либо определенной зоне города, она охватывает и промышленные территории, и общегородской центр (причем во всевозрастающей степени), и жилые районы города, и даже рекреационные территории. И это только одно, хотя, пожалуй, и самое очевидное проявление процессов интеграции, которые заметно набирают силу в современном городе.
|
|
Функции центра, предполагающие в первую очередь организацию обслуживания населения, проникают на территорию промышленных зон, активно распространяются по всей транспортно-коммуни-кационной системе города. Обследования показывают, что население охотнее всего пользуется обслуживанием по дороге на работу или домой, поэтому пересадочные узлы и остановочные пункты городского транспорта вблизи сосредоточения мест приложения труда все чаще определяют выбор площадок для размещения крупных торговых и общественных сооружений. При этом иерархическая ступенчатая организация обслуживания, отвечающая «ступенчатой» организации жилых единиц, не прививается в больших городах [31].
Общая направленность функциональной интеграции города заключена в преодолении угрожающей разобщенности его частей, в попытке вернуть городской среде утраченные ею качества целостности и полноты, насыщенности тесно переплетенными во времени и пространстве жизненными процессами.
Первые признаки критического отношения к незыблемым ранее принципам функционального зонирования появились в 60-е годы. В качестве попытки «примирить» традиционные принципы функционального зонирования с набирающими силу тенденциями пространственной интеграции городских функций была выдвинута идея создания комплексных производственно-селитебных районов. Производственно-селитебный район представляет относительно обособленную часть города, которая формируется на основе сочетания крупных жилых массивов и группы предприятий, обеспечивающих широкий диапазон занятости населения, и соответственно характеризуется замкнутым трудовым балансом.
|
|
По-видимому, в условиях всевозрастающей интеграции городской жизни в основу моделирования планировочной структуры города должен быть положен более широкий и гибкий принцип, чем функциональное зонирование в его традиционном понимании. Это означает, что дифференциация элементов планировочной структуры не может осуществляться исключительно на основе выявления доминирующего на той или иной территории типа деятельности, а должна исходить из более универсальной, обобщенной характеристики процессов городской жизни
4. Пространственное многообразие городской среды
Серьезные изменения внутренней организации современных городов находят свое отражение в новых взглядах на само городское пространство и методы его формирования средствами архитектуры.
Начало острой и целенаправленной критики архитектуры функционализма за рубежом обычно относят к началу 60-х годов. Примерно с этого же времени нарастает волна критических оценок в адрес «функциональной» архитектуры и в нашей стране, особенно по отношению к практике застройки новых жилых районов. Отбросив полемическую эмоциональность, содержание этой критики можно свести к двум основным моментам:
1) утрата человеческого масштаба городских пространств обусловлена в значительной степени физическими размерами и темпами строительства таких объектов, как жилые районы, новые промышленные и общественные комплексы и т. п.;
2) монотонность, однообразие, угнетающий стандарт новой архитектуры связаны с повсеместным распространением индустриальной технологии и в еще большей мере с механическим, традиционно функционалистским отношением к человеку как усредненному, абстрактному потребителю архитектуры.
В свете таких критических установок многие архитекторы и исследователи города стали сосредоточивать свое внимание на изучении взаимосвязи между поведением горожанина и характеристиками городского пространства. К- Линч, например, обосновывает необходимость создания в городе «пространств неиспользованных возможностей», которые могли бы послужить определенным резервом адаптации человека к жестко запрограммированному архитектором типу городского окружения
Особенно остро стоит проблема пространственного многообразия применительно к городским центрам, где утрата этого качества может нанести серьезный урон их главному функциональному содержанию быть средоточием активности и обмена. Не случайно многие центры старых городов представляют собой довольно пестрое смешение различных по возрасту и характеру происхождения пространственных ситуаций, которые кажутся хаотичными, недостаточно упорядоченными с точки зрения классических градостроительных канонов. Она является необходимым условием того, что каждый человек и каждая социальная группа может найти в центре отвечающий своим специфическим потребностям тип пространственного окружения, т. е. в конечном счете условием жизненности центра, его социальной (а вслед за этим —-. и экономической) эффективности.
В современном быстро развивающемся городе архитектурно-пространственным решениям должна быть свойственна известная сложность и неоднозначность. Им противопоказаны излишний геометризм и искусственные упрощения.
|
|
Именно пространство, среда как органическое, неразложимое целое, имеющее свои функциональные и эстетические особенности, свою структуру, становится центральным понятием архитектуры и главным объектом деятельности архитектора./ Именно с таким отношением к городскому пространству во многом связаны, в частности, такие успешные работы советских архитекторов, как застройка района Лаздинай и градостроительная реконструкция центра Вильнюса. Возникновение «средового» подхода не случайно связано с работами в области градостроительной реконструкции. Проектирование реконструкции требует от архитектора умения точно соотнести свой замысел с общей концепцией городского пространства, не разрушая и не подчиняя ее насильственно себе. Характерным признаком все более широкого внедрения «средового» подхода в архитектурно-строительную практику является также быстро растущий интерес к проектированию благоустройства, объектов городского дизайна, систем пешеходных коммуникаций, транспортно-коммуникационных узлов, инженерных сооружений и других традиционно «неархитектурных» элементов города.
Можно констатировать, таким образом, что так называемый «средовой» подход нарушает традиционную изоляцию архитектуры от градостроительства. Деятельность архитектора и градостроителя тесно смыкается и становится взаимообусловленной. При этом в равной степени важным является то, что сооружение рассматривается как компонент городского пространства, не имеющий смысла вне этого пространства, и то, что сам город рассматривается не как совокупность ансамблей и градостроительных «осей», а как целостное пространство, в каждой его точке и в каждый момент времени соразмерное реальной деятельности человека.