Пространственная неравномерность движения. Изучение подвижности городского населения — одно из актуальных направлений современного градоведения. Свой вклад в разработку этой проблемы вносят не только социологи, но и градостроители-транспортники.
Наиболее существенным научным результатом в этой области, к которому единодушно приходят как советские, так и зарубежные исследователи [58], является наличие четко выраженной пространственной неравномерности движения в городах: интенсивность транспортного движения (и других его показателей) изменяется в зависимости от расстояния до городского центра. Анализируя причины центростремительной ориентации в поведении населения крупнейших городов, они устанавливают, что высокая концентрация посетителей в центральных зонах городов не случайна. Она — следствие совокупного воздействия целого ряда разнообразных факторов и, по-видимому, не только сохранится как вполне устойчивая тенденция поведения жителей крупного города, но и усилится
Неравномерность движения в центре и на периферии города ощущается его жителями. М. Херст [79] определяет три типа «пространства передвижения», которые формируются у каждого городского жителя: «ядро» — наиболее часто пересекаемое пространство, внутри которого совершаются регулярные передвижения; «срединная зона» — от случая к случаю пересекаемое пространство; наконец, «экстенсивное пространство», олицетворяющее собой потенциальную возможность перемещения. Для всех городских жителей существует большая вероятность того, что центр города окажется в составе первого типа пространства передвижения — «ядра».
В чем же причины пространственной неравномерности городского движения? Г. А Заблоцкий, Г. А. Гольц и ряд других авторов показывают в своих работах, что пространственная неравномерность движения объективное отражение общей неоднородности городского пространства. Так, Г. А. Заблоцкий считает, что неоднородность связей по направлению и интенсивности потока обусловлена неоднородностью материальной основы города [15]. Обращает на себя внимание то, что характер пространственной неоднородности движения в целом сходен с изменением плотности населения. В самом общем виде неравномерность перемещений в плане города, по мнению ряда авторов [56], может быть связана с неравномерностью деятельности городского населения. При этом существенно, что подвижность может служить одной из наиболее общих характеристик всей деятельности в целом, так как она связана со всеми аспектами 1 жизненной активности человека — как с профессионально-деловой сферой, так и внепрофессиональным общением и другими неформальными контактами, которые не поддаются строгой фиксации.
Как показывает анализ большого числа работ, посвященных пространственной неравномерности движения, основная центростремительная тенденция городской активности и соответствующий ей тип организации пространства отражаются на распределении не только показателей поверхностной плотности движения и линейной плотности потоков, но и других физических характеристик города — плотности населения, линейной и квадратичной плотности магистралей, плотности застройки и др. Однако пространственная неравномерность городского движения не сводима к неоднородности городского пространства: «Концентрация движения в городах неизбежное явление как следствие специфики городских корреспонденции, без которых немыслимо само городское пространство и неравномерность движения — его объективное свойство» [58, с. 35]. В подтверждение этого важного вывода приводятся данные, свидетельствующие о том, что «неоднородность пространства по плотности движения нарушает любую однородность пространства по плотности сети».
Вместе с тем ряд исследователей отмечают, что быстрый рост значения транспортно-коммуникационной сети города, и в частности систем скоростных коммуникаций, ведет к определенной трансформации традиционно центрального типа пространственной неравномерности городского движения. Этот процесс проявляет себя через новые формы городской морфологии, на которые уже обращено внимание в других разделах (формирование многоядерных планировочных структур, групповых систем и т. п.).