double arrow

PR в межэтнических отношениях

Анализ происходящих в мире и России процессов показывает, что одной из важнейших проблем современности становится этнонациональная. Специалисты PR должны учитывать, что этнонациональный фактор особенно наглядно проявляется в услови­ях обострения борьбы за суверенитет и государственную незави­симость, за будущее национальной культуры и самобытность народов. Не меньшую актуальность этнонациональный фактор приобретает и для PR-органов местного самоуправления, по­скольку они имеют непосредственный контакт со всеми форма­ми проявления этнических отношений.

Среди социальных кризисов современности особо разруши­тельным воздействием на все стороны жизнедеятельности обще­ства отличаются этнополитические конфликты.

Базовым и наиглавнейшим при планировании PR-акций яв­ляется положение о том, что люди различных национальностей и этнической принадлежности составляют множество целевых ауди­торий, а не огромную монолитную группу с одинаковыми инте­ресами. Так, реально действующими субъектами этнонациональных отношений в регионах выступают диаспоры, которые представля­ют совокупность людей одной национальности, живущих вне пре­делов своей исторической Родины. Именно с этими образовани­ями имеют (или должны иметь) дело региональные, местные орга­ны власти и структуры PR.

PR-специалистам следует обращать особое внимание на болез­ненные точки аудиторий национальных меньшинств. В России сложились и продолжают углубляться напряженные этнонациональные проблемы. Непосредственными источниками реальных угроз в сфере межнациональных отношений стали: попытки сфор­мировать на территории России анклавы по этническому прин­ципу; углубление социально-экономического неравенства различ­ных народов и этнических групп; рост перемещений представи­телей этноса, миграция беженцев и вынужденных переселенцев; массовые нарушения гражданских прав и свобод в отдельных ре­гионах страны.




Важным индикатором состояния межэтнических отношений этносоциологи обоснованно считают миграцию русского населе­ния из постсоветских государств. В начале 1990-х гг. число рус­ских, стремившихся покинуть Кишинев, Тбилиси и Ташкент, удвоилось по сравнению с 1980-ми гг. Но установки и ожидания мигрантов не всегда совпадают с реальными возможностями их обустройства в России.

По признаку конфликтности все болевые точки России специ­алисты классифицируют следующим образом:



• районы острых кризисных ситуаций (Чечня, осетино-ин­гушский конфликт);

• районы потенциально глубоких кризисных ситуаций (ряд республик и краев Северного Кавказа, Дагестан);

• районы сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкирия, Тува);

• районы умеренного регионального сепаратизма (Республи­ка Коми, Якутия (Саха), Бурятия);

• районы вялотекущего сепаратизма, который присущ отдель­ным национальным диаспорам (корейцы, греки, армяне и др.), которые еще возможно направить в русло созидательной работы.

PR-органы государственного и местного управления призва­ны следить, воздействовать и эффективно решать те проблемы, которые влияют на создание и поведение представителей этничес­ких сообществ и диаспор. Они должны осуществить превентив­ные меры, которые снимут межнациональную напряженность и предотвратят возможные конфликты.






Сейчас читают про: