Мораль и нравственность как особая сфера культуры

Понятие морали и нравственности. Сам термин «Мораль» латинского происхождение, означающий нрав и нравы какого-либо общества. В какой-то степени это калька греческого слова «etos» - нравы, обычаи.

Эти понятия в русской культуре отличаются от них же в европейской.

Мораль в рамках русской культуры всегда имеет общественный характер. Мораль предполагает какие-то нормы жизни конкретного общества. Не важно по какому принципу мы это общество выделяем. Мораль может быть и у небольшой социальной группы. Мораль в русской культуре всегда имеет общественное происхождение. Как себя вести, как поступать, что надо делать.

Мораль всегда исторична. Меняются времена – меняются нормы и ценности жизни. Нет никаких вечных моральных ценностей. Что такое моральное поведение? Всегда предполагает поведение по образцу, которому нужно следовать. Оно направлено, как правило, на социальное признание, на ответ ожиданиям общества. Мораль имеет социальный смысл.

Нравственность в русской культуре понимается иначе. Нравственность всегда выводится из безусловных начал, безусловных нравственных принципов. Пример – категорический императив Канта. Он выше всяких условностей. Нравственность имеет безусловный характер. И нередко поступая нравственно идти против общества. Можно быть нравственным и аморальным при этом.

Само по себе нравственное поведение не направлено на самоутверждение, т.к. скорее всего придется идти против общества. Поступая нравственно человек не всегда может добиться социального признания. Нравственное поведение направлено не на человека в обществе, а просто на человека. Для нравственного поведения человек всегда цель, но никогда не средство.

В европейской философии, а в частности немецкой – всё наоборот. Мораль имеет безусловные основания, а нравственность понимается как нравы общества.

Кант определял совесть как внутреннюю нравственность человека. Человек осознает, насколько нравственны его поступки. Он испытывает стыд, вину перед другими – всё это ассоциируется с совестью. Совесть связана с поступками человека.

Еще одна традиционная категория – долг. Эта категория имеет социальное значение, т.к. раскрывает отношение человека не с самим собой, а с обществом. Как правило, в этике долг связывают с авторитетом. Авторитетом может быть в данном случае всё что угодно – бог, общество, человек (который может являться духовным наставником).

Также важная категория – категория чести. Честь связана с его социальной ролью, его деятельностью. Честь – это некие общественные ожидания от деятельности человека, соответствующие его статусу. Шопенгауэр даёт такое определение чести: Честь как внешняя совесть человека. Соблюсти честь – значит соблюсти приличия. Вести себя так, как ожидает от тебя общество. Общественные ожидания. В современной культуре честь чаще используется в контексте профессии (профессиональная честь, соблюдение какого-либо кодекса профессии).

Счастье. В новое время понятие счастья связывается с естественными правами человека. У человека есть право на счастье, является его базовым правом. Человек имеет право стремиться к чувству счастья (В американской конституции прописано). Счастья – ощущение полноты, благополучия, здоровья, свободы и др. Социальный смысл счастья – ощущение нужности. Когда ты кому-то нужен, тебе кто-то нужен и о тебе помнят другие.

Смысл жизнь. На вопрос о смысле жизни в философии сложилось 3 варианта ответа. Важно заметить: речь идёт о смысле жизни человека как родового существа. Объективная категория.

1. Смысл жизни может рассматриваться в индивидуальном благополучии (т.е. жить для себя).

2. Смысл жизни в служении высшему началу. Жизнь не для себя, а для кого-то другого или чего-то другого.

3. Смысл жизни в том, что нет никакого смысла. Жизнь абсурдна, существование бессмысленно и заканчивается смертью.

Также в философии выделяют субъективное понятие цель жизни. Как правило, эта цель выбирается человеком не раз, и может пересмотрена в течении жизни. Универсальных ответов в философии нет.

Еще одна морально-нравственная категория – любовь. В античности не считалась нравственной категорией. В этике же, рассматривается как особая избирательная направленность на какой-то объект. Стремясь к этому объекту человек испытывает чувство смысла и полноты своего существования. Философия не отвечает на вопрос о причинах избирательность, т.к. нет никаких рациональных оснований. Поэтому эту категорию долго исключали из философии.

Дружба. Это некий социальный институт. Человек выбирает себе сообщество. Аристотелем считалась важной социальной категорией для человека. Он писал, что ни один человек не выберет жизнь без друзей. Он классифицировал дружбу по мотивам:

1. Утилитарная дружба – дружба ради пользы. Мы дружим с полезными людьми. Считалась недостойной.

2. Дружба ради удовольствия. Когда нам просто приятно находится с определенными людьми, общение с ними приносит удовольствие, радость. Также недостойна, т.к. дружим для себя.

3. Дружба, основанная на бескорыстной любви к другому человеку. Самый достойный тип дружбы, т.н. истинная дружба, скрепленная навсегда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: