Виды конфликтов
Уровни конфликтов в организации
· Внутриличностный конфликт – внутри себя (паталогия => депрессия, вплоть до суицида)
· Межличностный – конфликты между типами личности
· Конфликт групп в организации – личностная группа и между группами
· Организационный – между структурными подразделениями и т.д.
· Конфликты в больших соц. группах во внешней среде
Правила работы с уровнями:
1) Принцип циркуля
Более высокий уровень конфликта подразумевает конфликты на вложенных уровнях
2) Нельзя решать конфликт на уровне выше или ниже корней его возникновения = > шанс повторного конфликта
3) Важно не допускать эскалации (развития) конфликта
I. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
Источники:
Состояние дискомфорта, возникающее при невозможности достичь цели
Поведение:
a) Компенсация – погружение в работу с еще больше интенсивностью с целью компенсации воображаемого или реального несоответствия
b) Замещение – поиск козла отпущения (Пр: «рыжая комната»: сотрудники не срываются друг на друга, а уходят в специальную комнату и снимают стресс там)
|
|
c) Рационализация – оправдание или формирование оправдательных схем
d) Фантазия – воображение достижения результата
e) Негативизм – отрицание всего, что проходит извне
f) Проецирование – приписывание окружающим собственных целей и действий
g) Регрессия – возвращение на более раннюю ступень развития
h) Апатия – при сильном утомлении, разрушение психологического контакта с внешней средой
i) Бегство – физическое или психологическое отстранение от проблемы, потеря интереса
Структурные модальности личности – внутренние мотиваторы, которые подталкивают человека к достижению результата или удовлетворению от результата.
Виды конфликта | Логическое разрешение | |
невратический | Отправить к психиатру (психиатр – патологии, психолог – с нормами, психотерапевт – крайний вариант нормы) | |
Противоборствующих желаний | Расстановка приоритетов | |
Неадекватной самооценки | Через обучении, целепологание, оценку себя, коучинг | |
ролевой | Расстановка приоритетов | |
нравственный | «должен» в организации | |
Нереализованные желания | Обучение, увеличение возможностей | |
адаптационные | Разработанная программа адаптации |
II. Субличность (внутренняя роль) – совокупность характеристик, личностных качеств, способов действий, демонстрируемых человеком в заданных условиях деятельности
Виды субличностей:
- Социальная (в социуме)
- Индивидуальная (персональный статус)
- Профессиональная (поведение в проф. среде)
- Биологическая (ревность и т.д.)
Особенности влияния субличностей:
|
|
1) Субличности при принятии решений создают коалиции или могут конфликтовать между собой
2) Решение принимается на основе большинства голосов
3) Перевес голосов может быть обеспечен грамотной аргументацией
Компетенции в управлении внутриличностными конфликтами:
1) Анализ затруднений, возможных причин
2) Фиксация противоречий
3) Совместная разработка сценариев выхода из конфликта
Ремарки:
• Владение компетенциями обратно-пропорционально управленческому опыту
• Владение компетенциями основа неформального влияния в организации
II. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ
Источники возникновения:
1) Конкуренция в личном пространстве – эгоистическое положение, право влияние на 3е лицо
2) Приписывание намерений, мотивов (а он/она опять…..) – додумывание
3) Личностный агресс - накопление отрицательных эмоций без возможности их проявления
4) Различие ценностей
5) Различие стилей мышления и способов действий – (мужчины/женщины и т.д.)
6) Различие установок в общении
7) Эмоциональный интеллект – способность человека управления и контролирование своих эмоция
Особенности межличностных конфликтов:
Ингибиторы – факторы, способствующие затуханию конфликта
· Готовность выходить за рамки ситуации, но д.б. реальная перспектива
· Предложение альтернативных решений
· Нужно говорить о собственных ощущениях от своего имени
· Демонстрация искренности, эмоций, намерений
· Обращение к человеку как к эксперту
· Присоединение к эмоциям оппонента
· «деление песочницы» - разделение сфер влияния
· Переключение вида деятельности
Катализаторы – факторы, способствующие усилению и развитию конфликта (ЧТО?).
· Предложение готовых решений
· Неготовность четко описать проблему, неуверенность в описании ситуации
· Любое подозрение человека вне порядочности
· Приписывание человеку мотивов, поступков и т.д.
· Резкое изменение личной дистанции
· Любая форма противопоставления
· Эксплуатация чувств вины
Психологическое удовлетворение – на уровне разрешения индивидуальных потребностей и интересов (ощущения без осадка)
Процессуальное удовлетворение – на уровне принятия решений (ощущение достигнутости результата быстро и без дополнительных затрат)
Материальное удовлетворение – на уровне получения конкретных результатов по итогам конфликта (ощущение равенства потерь в ситуации)