double arrow

Семинар № 3. Ломоносов и русская литература. М., 1987


Ломоносов и русская литература. М., 1987.

М. Ломоносов и русская поэзия XIX века.

Русская анакреонтическая ода и творчество М. Ломоносова.

Жанр духовной оды в творчестве М. Ломоносова.

Одическое творчество М. В. Ломоносова.

Семинар № 2

Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. Гл. 2.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1998.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.

Кантемир А. Собрание стихотворений. Л., 1956.

Литературное наследие А. Кантемира в культурно-историческом контексте Петровской эпохи. Место жанра сатиры в творчестве А. Кантемира.

Сатирическое творчество А. Кантемира.

Семинар № 1.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО XVIII ВЕКУ

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ключевский В. О. 1. Н. М. Карамзин. 2. Н. М. Карамзин // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990. - С. 488 - 490.

2. Вацуро В. Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. - Л., 1969. - Сб. 8.

3. Ковалевская Е. Г. Анализ текста повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Язык писателей XVIII века. - Л., 1981.

4. Кросс А. Разновидности идиллии в творчестве Карамзина // XVIII век. - Л., 1969. - Сб. 8.

5. Орлов П. А. Русская сентиментальная проза // Русская сентиментальная повесть. - М., 1979.

6. Флоринская Ю. Ф. О художественном методе повести Карамзина «Марфа Посадница» // XVIII век. - Л., 1969. - Сб. 8.

7. Эйхенбаум Б. М. Карамзин // Эйхенбаум Б. М. О прозе. - Л., 1969.

2. Идейная проблема сатир эпохи Просвещения и ее связь с античной и классицистической сатирическими традициями (Гораций, Ювенал, Буало). Обратить особое внимание на сатиры « На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» (тема истинного и мнимого благородства), «К музе своей. Об опасности сатирических сочинений» (проблема сатирического творчества), «На хулящих учение. К уму своему» (конфликт «старых» и «новых» людей петровской эпохи), «О воспитании. Князю Никите Трубецкому».

3. Художественное своеобразие сатир А. Кантемира: жанровая специфика, своеобразие композиции, способы создания характеров, язык и стиль стихотворной сатиры.

4. «Кантемир начал собою историю русской светской литературы»

(В. Белинский): место сатирического мирообраза в русской словесности XVIII века.

Литература:

5. Западов А. В. Поэты XVIII века: Лит. теории. М., 1984 ( гл. о б А. Кантемире).

1. Ода как поэтический жанр эпохи классицизма. Европейские и русские корни жанра. Ода и панегирик. Типология русской оды: похвальная (пиндарическая), духовная, анакреонтическая, горацианская.

2. Общая характеристика торжественных од М. Ломоносова и механизм их создания: отказ от «комплиментарности», функция красного (лирического) беспорядка и творящего одический космос лирического «я» автора. «Ораторское действие» оды и драматизация композиции. Художественные приемы одического творчество. Все теоретические положения должны быть рассмотрены на конкретном одическом материале: Ода на взятие Хотина, Ода на прибытие …Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 по коронации, Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747.

Литература:

Западов А. В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. М., 1983.

Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова. М; Л., 1966. Или: Он же: Русский классицизм. Л., 1973. С. 26–79.

Стенник Ю. В. М. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием Величестве» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 9–20.

Лотман Ю. М. Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова // Избранные статьи: В 3 т. Т.2. Таллин, 1992.

Луцевич Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии XVII–XVIII вв. СПб., 2002.

Ветхий Завет в русской поэзии XVII –XX вв. М., 1996.

Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма: Поэтика Ломоносова // Контекст: Литературно-критические исследования. 1982. М., 1983.

Лебедев Е. «Не вовсе я умру…»: традиции Ломоносова в русской поэзии XIX века// Вопросы литературы, 1986, № 11.


Сейчас читают про: