Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века, Саратов, 1974.
Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.
Русская сентиментальная повесть. Л., 1979.
Литература
Проза русского сентиментализма
Семинар № 7
Орлов П. А. Русский сентиментализм, М., 1977.
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1998.
Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1987.
Литература.
Поэзия русского сентиментализма
Семинар № 6
Ходасевич В. Ф. Державин, М., 1988.
1. Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Сентиментальная религия чувств: парадоксы чувствительности. От высокой классики к мерцающим образам «ночной» поэзии. Мотивы иррациональности и мнимости земного бытия. Мир как отражение человеческой души. Разрушение «прозрачности» языка и воскрешение тайны Слова. Сентиментализм и масонство.
2. Поэзия М. Н. Муравьева и эстетическая система русского предромантизма. Романтическая концепция гениальности. Жанровый и стилевой «перепутаж» поэзии. Образ лирического героя и проблема автопсихологизма.
3. Поэзия Н. М. Карамзина. Поэтическое творчество как прорыв к трансцендентному. «Меланхолия»: эстетическая программа грядущего столетия. Черты романтического мироотношения в лирике Н. М. Карамзина. Предощущение высшей реальности лирическим «Я». Человек перед лицом Неведомого мира как ведущая поэтическая тема.
Карамзин Н. М. Собр. соч.: В 2 т., М., Л., 1964.
Русская литература – век XVIII. Лирика, М., 1990.
Западов В. А. Сентиментализм и предсентиментализм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983.
Западов В. А. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 5, Л., 1985.
Корман Б. О. Кризис жанрового мышления и лирическая система (О поэзии М. Н. Муравьева) // Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.
Лотман Ю. М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1966 или: Лотман Ю. М. Избранные сочинения, т. II, М., 1992.
Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. М., 2000. – Гл. I – «Поэзия русских масонов: возникновение и пути развития, система жанров, стиль», Гл.. III – «Н. Карамзин и масоны».
Григорьян К. Н. Элегия в поэзии и эстетике русского сентиментизма (М. Н. Муравьев и Н. М. Карамзин) // Григорьян К. Н. Пушкинская элегия. Л., 1990.
1. Прозаические жанры русского сентиментализма: дневник, путешествие, повесть. Новое понимание человеческой личности и принципов изображения человека и мира.
2. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как манифест русского сентиментализма: концепция личности и особенности поэтики.
3. * По следам «Бедной Лизы»: сентиментальные повести-подражания тексту Н. М. Карамзина (А. Измайлов, П. Львов и др.).
4. «Рыцарь нашего времени» и «Моя исповедь» Н. М. Карамзина: новая концепция мира и человека. Абсолютизация субъективного мира личности и разрушение этической шкалы ценностей XVIII века.
Карамзин Н. М. Собр. соч.: В 2 т., М., Л., 1964.
Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма: эстетические и художественные искания. Л., 1994.
Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995 или: Топоров В. Н. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина. Нарративная структура // Русская новелла: Проблемы теории и истории. СПб., 1993.
Янушкевич А. С. Особенности романной эстетики в «Рыцаре нашего времени» Н. М. Карамзина // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 1. Томск, 1976.
ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
Ломоносов М. В. Ода на день восшествия на российский престол ее Величества императрицы Елизаветы Петровны 1747:
Выбор:
От слов: «Ужасный чудными делами Зиждитель мира…» до слов: «И музы воплем провожали В небесну дверь пресветлый дух».