double arrow

Канунова Ф. З. Из истории русской повести. Томск, 1967


Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века, Саратов, 1974.

Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.

Русская сентиментальная повесть. Л., 1979.

Литература

Проза русского сентиментализма

Семинар № 7

Орлов П. А. Русский сентиментализм, М., 1977.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1998.

Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1987.

Литература.

Поэзия русского сентиментализма

Семинар № 6

Ходасевич В. Ф. Державин, М., 1988.

1. Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Сентиментальная религия чувств: парадоксы чувствительности. От высокой классики к мерцающим образам «ночной» поэзии. Мотивы иррациональности и мнимости земного бытия. Мир как отражение человеческой души. Разрушение «прозрачности» языка и воскрешение тайны Слова. Сентиментализм и масонство.

2. Поэзия М. Н. Муравьева и эстетическая система русского предромантизма. Романтическая концепция гениальности. Жанровый и стилевой «перепутаж» поэзии. Образ лирического героя и проблема автопсихологизма.




3. Поэзия Н. М. Карамзина. Поэтическое творчество как прорыв к трансцендентному. «Меланхолия»: эстетическая программа грядущего столетия. Черты романтического мироотношения в лирике Н. М. Карамзина. Предощущение высшей реальности лирическим «Я». Человек перед лицом Неведомого мира как ведущая поэтическая тема.

Карамзин Н. М. Собр. соч.: В 2 т., М., Л., 1964.

Русская литература – век XVIII. Лирика, М., 1990.

Западов В. А. Сентиментализм и предсентиментализм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983.

Западов В. А. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 5, Л., 1985.

Корман Б. О. Кризис жанрового мышления и лирическая система ( О поэзии М. Н. Муравьева) // Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.

Лотман Ю. М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1966 или: Лотман Ю. М. Избранные сочинения, т. II, М., 1992.

Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. М., 2000. – Гл. I – «Поэзия русских масонов: возникновение и пути развития, система жанров, стиль», Гл.. III – « Н. Карамзин и масоны».

Григорьян К. Н. Элегия в поэзии и эстетике русского сентиментизма ( М. Н. Муравьев и Н. М. Карамзин) // Григорьян К. Н. Пушкинская элегия. Л., 1990.

1. Прозаические жанры русского сентиментализма: дневник, путешествие, повесть. Новое понимание человеческой личности и принципов изображения человека и мира.

2. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как манифест русского сентиментализма: концепция личности и особенности поэтики.



3. * По следам «Бедной Лизы»: сентиментальные повести-подражания тексту Н. М. Карамзина (А. Измайлов, П. Львов и др.).

4. «Рыцарь нашего времени» и «Моя исповедь» Н. М. Карамзина: новая концепция мира и человека. Абсолютизация субъективного мира личности и разрушение этической шкалы ценностей XVIII века.

Карамзин Н. М. Собр. соч.: В 2 т., М., Л., 1964.

Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма: эстетические и художественные искания. Л., 1994.

Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995 или: Топоров В. Н. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина. Нарративная структура // Русская новелла: Проблемы теории и истории. СПб., 1993.

Янушкевич А. С. Особенности романной эстетики в «Рыцаре нашего времени» Н. М. Карамзина // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 1. Томск, 1976.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

Ломоносов М. В. Ода на день восшествия на российский престол ее Величества императрицы Елизаветы Петровны 1747:

Выбор:

От слов: «Ужасный чудными делами Зиждитель мира…» до слов: «И музы воплем провожали В небесну дверь пресветлый дух».







Сейчас читают про: