Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957.
Литература
Державинская анакреонтика.
Жанр духовной оды в поэзии Г. Р. Державина.
Поэтический мир Г. Р. Державина
Семинар № 5
Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
Фонвизин Д. И. Бригадир. Недоросль. Любое издание.
Семинар № 4
Москвичева Г. В. Русский классицизм. М., 1978.
Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981.
Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
Смирнов А. А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.
Литература
Театр А. П. Сумарокова и эстетика русского классицизма.
1. Трагедия и комедия в жанровой системе русского классицизма: к вопросу об эстетике жанра.
2. А. П. Сумароков-трагедиограф: создание национального варианта исторической трагедии (на примере трагедий «Хореев», «Синав и Трувор», «Семира»).
3. «Эта трагедия покажет России Шекспира»: «Димитрий Самозванец».
4. А. П. Сумароков-комедиограф: от комедий-масок и комедий-положений («Тресотиниус», «Опекун») к комедии характеров («Рогоносец по воображению»).
Сумароков А. П. Димитрий Самозванец; Трнсотиниус; Опекун; Рогоносец по воображению // Сумароков А. П. Драматические произведения. Л., 1990.
Сумароков А. П. Хореев; Синав и Трувор // Русская литература – век XVIII. Трагедия. М., 1991.
Серман И. З. Русский классицизм: Поэзия. Драматургия. Сатира. Л., 1973.
Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII веков. М., 1988.
«Горький смех русской Талии» в мире комедий Д. И. Фонвизина
1. «Сатиры смелый властелин»: комедии Д. И. Фонвизина в контексте реалий русской жизни екатерининской эпохи.
2. Проблема жанрового новаторства русской комедии в «Бригадире». Постижение форм национального быта.
3. Понимание русской культуры и русской истории в «Недоросле». Утопия и реальность.
4. Принципы художественного мышления комедиографа в «Недоросле»: своеобразие жанра, композиции, авторского метода.
Литература:
Фонвизин Д.И. Чистосердечное признание о делах моих и помышлениях (о постановке «Бригадира») // Фонвизин Д. И. Собр. соч.: в 2 т., М.-Л., 1959, т. 2.
Рассадин С. Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д. Фонвизине. М., 1985.
Стенник Ю. В. Фонвизин-сатирик и становление общественно-сатирической комедии («Бригадир», «Недоросль»)// Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.
Ключевский В. О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В. О. Литературные портреты. М., 1991.
Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин: Творчество путь. М.;Л., 1961.
1. Специфика художественного метода поэзии Г. Р. Державина: жанровый и стилевой «перепутаж» (М. Н. Муравьева), снижение «гремящего» (А. Сумароков) звука оды, автобиографическое начало поэзии, поэзия как отражение реальной действительности, «говорящая живопись» державинской поэзии.
2. Жанровое многообразие русской оды в поэзии Г. Р. Державина. Ода «Фелица» как образец новой жанровой формы русской оды: утопия и реальность, проблема авторского идеала правителя.
3. Проблема жизни и смерти в поэзии Г. Р. Державина: «Водопад», «На смерть князя Мещерского».
Западов А. В. Поэты XVIII века: М. Ломоносов, Г. Державин. Литературные очерки. М., 1979.
Кабардин С. Н. К характеристике жанрового мышления Г. Р. Державина // Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник, Петрозаводск, 1988.
Аверинцев С. С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры (XVIII– начало XIX века). Т. 4., М., 1996.
Успенский Б. А. Язык Державина // Из истории русской культуры (XVIII– начало XIX века). Т. 4., М., 1996.
Романов Б. Духовные стихи Державина // Лепта, 1993 – № 4.
Жирмунская Т. «Я царь – я раб – я червь – я Бог!» // Жирмунская Т. Библия и русская поэзия. М., 1999.
Ионин Г. Н. Анакреонтические стихи Карамзина и Державина // XVIII век. Сб. 8, Л., 1969.
Афанасьева К. А. Державин и предромантизм // Филологические науки, 1994, № 3.