double arrow

Мягкие кисти


Щетинные кисти

Выбор кистей для масляной живописи

Техника работы кистями

Вариант лессировки 2

Вариант лессировки 1

Тонирование отдельных частей грунтовки

От тонированной грунтовки, покрывающей всю поверхность холста, до идентификации определенных участков картины слоями подмалевка отдельных цветов — всего лишь один короткий шаг. Великолепным примером является картина «Венера с зеркалом». После того, как картина была порезана суфражисткой, было обнаружено, что художник покрыл грунтовку на основе белил свинцовых слоем темной красной краски, за исключением участка фигуры Венеры (этот участок был оставлен белым). Таким образом, фигура приобрела ярко выделенные, «светящиеся» свойства; подобный вид грунтования обусловил использование различных методов живописи на участках фигуры и заднего плана. Последний был сформирован тонкими слоями лессировок разбавленными красками поверх монохромного подмалевка, в то время как фигура Венеры была вылеплена густыми слоями корпусных красок интенсивных цветов.

Венера перед зеркалом (1648 или 1649-1651 гг.), Диего Веласкес




Изображения фруктов выполнены белилами поверх имприматуры; после высыхания этого слоя были нанесены лессировки прозрачными красками.

Здесь использовалась та же техника, что и в примере слева, но в данном случае изображение выполнено на тонированной грунтовке.

Непрозрачный вариант 1

В этом примере краски смешивались с белилами механически — перед нанесением на холст.

Непрозрачный вариант 2

Обратите внимание на различия между непрозрачным вариантом на тонированной грунтовке (вариант 1) и на имприматуре (вариант 2).

Из всех материалов для живописи масляные краски, вероятно, обладают наибольшей готовностью к выполнению любых воздействий кистью и способствуют созданию множества различных эффектов, включая характерные виды фактуры поверхности — от гладкой, напоминающей эмаль, и образованной на основе тщательно подготовленных смесей, до рельефной структуры густой краски, нанесенной на поверхность основы в виде полос. Эти эффекты, главным образом, создаются в результате особой техники работы кистью. В масляной живописи могут использоваться натуральные или синтетические кисти, кисти с мягким волосяным пучком и щетинные кисти; с их помощью художник может создавать выразительные эффекты как одной, так и несколькими красками.

Тип используемых кистей, в самых общих чертах, зависит от следующих факторов:

• степени вязкости краски,

• характера и природы основы,

• степени необходимой отделки,

• масштаба работы,

• стиля живописи.

В работе густыми и вязкими красками, используемыми непосредственно из туб, следует применять щетинные кисти для распространения краски по поверхности основы. Этими кистями можно работать в решительной и энергичной манере, чтобы разнести и растереть густые смеси краски по основе или создать «двухтактные» эффекты (в результате поступа-тельного и обратного движения кисти, нанесение краски в виде точек), а также для нанесения мазков густых красок вертикально расположенной кистью. Щетинные кисти очень эффективны при покрытии краской крупных участков основы и формирования массива ровного общего тона. Они также полезны при работе на широких тональных участках, таких, как тонкий слой подмалевка. Щетинные кисти позволяют значительно ускорить процесс живописи в крупных картинах — этого нельзя добиться при использовании кистей с мягким волосяным пучком.



Кисти данного вида показывают наилучшие результаты в процессе работы более жидкими смесями — краски наносятся на поверхность основы в виде длинных мазков-линий. Как правило, они используются для выполнения работ некрупных размеров и небольших объемов — в частности, для создания более ровной и гладкой отделки или детального моделирования. В работах небольшого масштаба кончик круглой колонковой кисти можно сплющить (протянув кисть между пальцами) и нанести мазок на участке примы-кания двух различных красок.







Сейчас читают про: