Оптимум потребителя и рыночное равновесие согласно модели реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит

Рис. 1.9 Минимальное ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит

Рис. 1.8 Максимальное ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит

С другой стороны, продавец стремится снизить риски неплатежей и ускорить оборачиваемость своих активов, поэтому старается достичь максимальной величины первоначального взноса. Этот максимум в значительной мере определяется состоянием рыночной конъюнктуры. Например, на сегодняшний момент Калининградскую область охватил «кредитный бум», и поэтому многие продавцы не только снижают до минимума первоначальный взнос, но и предоставляют товар в кредит вообще без последнего. Однако, в том случае, когда рыночная конъюнктура благоприятна для предприятия, осуществляющего реализацию продукции в кредит, оно стремится до максимума увеличить размер первоначального взноса. Следовательно, еще одним условием, необходимым для осуществления кредитной сделки, является достижение первоначальным взносом величины, не только меньше того максимума, который не заинтересует покупателя (Р1max), но и больше того минимума, за пределами которого в кредитной сделке теряет заинтересованность продавец (Р1min). Значение данной минимально приемлемой для продавца величины можно выразить следующим образом:

Р1min = Pт * kmin, (1.32)

где Р1min – минимальная величина первоначального взноса, Рт – стоимость товара, kmin – минимально возможная часть стоимости товара, которая должна быть внесена в виде первоначального взноса.

Графически ограничение по ликвидности относительно возможностей продавца строится как перпендикуляр к оси P1, опущенный к точке К1 с координатами (Р1min;0). Пересечение этого перпендикуляра с кривой безразличия, отражающей интересы продавца (точка L) разграничивает приемлемые и неприемлемые для продавца варианты реализации своего товара в кредит (рис. 1.9). Отрезок СL образован совокупностью точек, представляющих приемлемые для продавца величины первоначального взноса P1. Часть кривой безразличия, лежащая выше точки L (отрезок DL) иллюстрирует те варианты приобретения дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, которые продавец рассматривает как неприемлемые для него.

L

 
 


Р2

L

 
 


К1 (0;P1min)

D

С D C P1

Из вышеизложенного следует, что если величина первоначального взноса настолько мала, что не сможет быть предложена продавцом, или настолько велика, что не заинтересует покупателя, сделка по реализации дорогостоящего товара в кредит не состоится.

Таким образом, в отличие от работ И. Фишера и Р.Левиной, применительно к стратегии реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, существенным является введение двух ограничений по ликвидности: минимального и максимального. Минимальное ограничение показывает минимальную величину первоначального взноса, при которой заключение кредитной сделки возможно, исходя из возможностей и интересов продавца. Максимальное ограничение - максимальную величину первоначального взноса, при которой покупатель согласится на приобретение предложенного товара в кредит. Причем, оба этих ограничения являются активными, так как в случае их несоблюдения кредитная сделка не состоится.

Таким образом, в данном пункте было определено и сформулировано ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит.

Однако, как бы не стремился потребитель выбрать наиболее предпочтительный для себя вариант приобретения товара в кредит, помимо своих вкусовых предпочтений он вынужден считаться и со своими финансовыми возможностями, которые не безграничны, и с возможностями и интересами продавца. Из этого можно сделать вывод, что оптимальный вариант приобретения изделий в кредит должен удовлетворять и бюджетному ограничению, и ограничениям по ликвидности, и запросам продавца, относительно выбора условий предоставления кредита, одновременно.

Выше рассмотрению подлежало потребительское поведение в условиях межвременного выбора. Прежде всего, отмечалось, что размер потребления индивида товаров ограничивается величиной его дохода. Любой потребитель хотел бы приобрести многое, но вынужден считаться с размером своих денежных средств. Ограничителем его финансовых возможностей выступает линия цен (бюджетная линия).

Далее было доказано, что заметное влияние на поведение индивида при покупке дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит оказывает величина первоначального взноса, которая должна удовлетворять запросам продавца и покупателя одновременно, то есть вступает в силу действие ограничения по ликвидности. Согласно этому ограничению продажа товара в кредит состоится в том случае, когда величина первоначального взноса находится в границах площади полезности.

Затем, был уточнен смысл предположения о том, что желания потребителя заданы: это означает, что потребитель имеет заданную шкалу предпочтений в виде карты кривых безразличия, то есть ранжирует варианты приобретения дорогостоящего товара в кредит сообразно своим определенным критериям, а варианты эти предлагает ему продавец. Выражает интересы продавца применительно к реализации дорогостоящего товара в кредит кривая безразличия.

Для того чтобы ответить на вопрос, каким образом индивид, имеющий определенную шкалу предпочтений и определенную величину денежных средств, осуществляет выбор такого варианта приобретения товара в кредит, который обеспечил бы ему максимальный уровень удовлетворения потребности, необходимо учесть все вышеперечисленные моменты. Этот вариант должен удовлетворять:

1) бюджетному ограничению;

2) обоим ограничениям по ликвидности;

3) предпочтениям потребителя в отношении вариантов, предлагаемых продавцами.

Согласно И. Фишеру таким оптимумом будет точка касания бюджетной линии и наиболее высокой кривой безразличия. Находил он данный оптимум путем наложения карты кривых безразличия на бюджетную линию. В данной диссертационной работе предлагается поступить подобным образом. Наглядно рыночное равновесие и оптимум потребителя иллюстрирует рисунок 1.10. На данном рисунке в системе координат Р1, Р2 кривая безразличия наложена на бюджетную линию, с обозначенными на них ограничениями.

Удовлетворение покупательского выбора первому условию означает, что все варианты потребительского выбора при покупке товара в кредит ограничивает линия цен (бюджетная линия) - прямая АВ. Все возможные варианты потребления индивида, на графике будут располагаться не выше данной прямой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: