АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПБ в М
"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". "Тилемахида", том II, кн. XVIII. стих 514. { Обло. - тучно; озорно - нагло, пакостливо; лаяй - лающее. Эпиграф -слегка измененный стих поэмы В. К. Тредиаковского "Тилемахида" (1766).Приводя слова, которыми поэт описывал одного из царей, злоупотреблявшихвластью, Радищев бросает вызов деспотическому русскому самодержавию.} А. М. К. {А. М. К. - инициалы Алексея Михайловича Кутузова, товарища Радищева поЛейпцигскому университету, писателя, масона. Посвящение Кутузову - не толькодань дружбы, но и акт полемики.} Любезнейшему другу. Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о!сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещахразличествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно - и ты мой друг. Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленнастала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствиячеловека происходят от человека, и часто от того только, что он взираетнепрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толикоскупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки?Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мыбедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердцемое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом."Отыми завесу с очей природного чувствования - и блажен буду". Сей гласприроды раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, вкоторое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себедовольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! - япочувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себеподобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. Но если,говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто радиблагой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мноюнад бедствиями собратий своей; кто в шествии моем меня подкрепит, - несугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. Почто, почто мнеискать далеко кого-либо? Мой друг! Ты близ моего сердца живешь - и имя твоеда озарит сие начало. ВЫЕЗД Отужинав с моими друзьями, я лег в кибитку. Ямщик, по обыкновениюсвоему, поскакал во всю лошадиную мочь, и в несколько минут я был уже загородом. Расставаться трудно хотя на малое время с тем, кто нам нужен стална всякую минуту бытия нашего. Расставаться трудно; но блажен тот, кторасстаться может не улыбаяся; любовь или дружба стрегут его, утешение. Тыплачешь, произнося прости; но воспомни о возвращении твоем, и да исчезнутслезы твои при сем воображении, яко роса пред лицом солнца. Блаженвозрыдавший, надеяйся на утешителя; блажен живущий иногда в будущем; блаженживущий в мечтании. Существо его усугубляется, веселия множатся, испокойствие упреждает нахмуренность грусти, распложая образы радости взерцалах воображения. Я лежу в кибитке. Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам,призвал наконец благодетельного Морфея {Морфей - сон (по имени богасновидений в греческой мифологии).}. Горесть разлуки моея, преследуя за мноюв смертоподобное мое состояние, представила меня воображению моемууединенна. Я зрел себя в пространной долине, потерявшей от солнечного зноявсю приятность и пестроту зелености; не было тут источника на прохлаждение,не было древесныя сени на умерение зноя. Един, оставлен среди природыпустынник! Вострепетал. - Несчастный, - возопил я, - где ты? Где девалося все, что тебяпрельщало? Где то, что жизнь твою делало тебе приятною? Неужели веселости,тобою вкушенные, были сон и мечта? - По счастию моему случившаяся на дорогерытвина, в которую кибитка моя толкнулась, меня разбудила. Кибитка мояостановилась. Приподнял я голову. Вижу: на пустом месте стоит дом в трижилья. - Что такое? - ~ спрашивал я у повозчика моего. - Почтовый двор. - Да где мы? - В Софии, - и между тем выпрягал лошадей. СОФИЯ Повсюду молчание. Погруженный в размышлениях, не приметил я, чтокибитка моя давно уже без лошадей стояла. Привезший меня извозчик извлекменя из задумчивости: - Барин-батюшка, на водку! - Сбор сей хотя не законный, но охотновсякий его платит, дабы не ехать по указу. Двадцать копеек послужили мне впользу. Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная {Подорожная - документна получение почтовых лошадей.} есть сберегательное письмо, без котороговсякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно. Вынувее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом. Почтового комиссара нашел я храпящего; легонько взял его за плечо. - Кого черт давит? Что за манер выезжать из города ночью. Лошадей нет;очень еще рано; взойди, пожалуй, в трактир, выпей чаю или усни. - Сказавсие, г. комиссар отворотился к стене и паки {Паки - опять, снова.} захрапел.Что делать? Потряс я комиссара опять за плечо. - Что за пропасть, я уже сказал, что нет лошадей, - и, обернув головуодеялом, г. комиссар от меня отворотился. "Если лошади все в разгоне, - размышлял я, - то несправедливо, что ямешаю комиссару спать. А если лошади в конюшне..." Я вознамерился узнать,правду ли г. комиссар говорил. Вышел на двор, сыскал конюшню и нашел в онойлошадей до двадцати; хотя, правду сказать, кости у них были видны, но менябы дотащили до следующего стана. Из конюшни я опять возвратился к комиссару;потряс его гораздо покрепче. Казалося мне, что я к тому имел право, нашед,что комиссар солгал. Он второпях вскочил и, не продрав еще глаз, спрашивал: - Кто приехал? Не... - Но, опомнившись, увидя меня, сказал мне: -Видно, молодец, ты обык так обходиться с прежними ямщиками. Их бивалипалками; но ныне не прежняя пора. - Со гневом г. комиссар лег спать впостелю. Мне его так же хотелось попотчевать, как прежних ямщиков, когда онив обмане приличались {Приличались - уличались.}, но щедрость моя, давая наводку городскому повозчику, побудила софийских ямщиков запрячь мне поскореелошадей, и в самое-то время, когда я намерялся сделать преступление на спинекомиссарской, зазвенел на дворе колокольчик. Я пребыл добрый гражданин.Итак, двадцать медных копеек избавили миролюбивого человека от следствия,детей моих от примера невоздержания во гневе, и я узнал, что рассудок естьраб нетерпеливости. Лошади меня мчат; извозчик мой затянул песню, по обыкновению заунывную.Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в нихнечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тонумягкого. На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать браздыправления. В них найдешь образование души нашего народа. Посмотри нарусского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку или,как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. Ввеселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем,то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак повеся голову ивозвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселегадательное в истории, российской. Извозчик мой поет. Третий был час пополуночи. Как прежде колокольчик,так теперь его песня произвела опять во мне сон. О природа, объяв человека впелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки ипечали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все скончалось.Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна. А естьли она конец скорби? - Отче всеблагий, неужели отвратишь взоры свои отскончевающего бедственное житие свое мужественно? Тебе, источнику всех благ,приносится сия жертва. Ты един даешь крепость, когда естество трепещет,содрогается. Се глас отчий, взывающий к себе свое чадо. Ты жизнь мне дал,тебе ее и возвращаю; на земли она стала уже бесполезна. TOCHA Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая.Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова онабыла действительно, но - на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделавее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь средилета и сделала ее непроходимою... Обеспокоен дурною дорогою, я, встав изкибитки, вошел в почтовую избу, в намерении отдохнуть. В избе нашел япроезжающего, который, сидя за обыкновенным длинным крестьянским столом впереднем углу, разбирал бумаги и просил почтового комиссара, чтобы емупоскорее велел дать лошадей. На вопрос мой - кто он был? - узнал я, что тобыл старого покрою стряпчий, едущий в Петербург с великим множествомизодранных бумаг, которые он тогда разбирал. Я немедля вступил с ним вразговор, и вот моя с ним беседа: - Милостивый государь! Я, нижайший ваш слуга, быв регистратором приразрядном архиве {Разрядный архив - хранилище родословных документовбоярства и дворянства.}, имел случаи употребить место мое себе в пользу.Посильными моими трудами я собрал родословную, на ясных доводахутвержденную, многих родов российских. Я докажу княжеское или благородное ихпроисхождение за несколько сот лет. Я восстановлю не редкого в княжескоедостоинство, показав от Владимира Мономаха или от самого Рюрика егопроисхождение. - Милостивый государь! - продолжал он, указывая на свои бумаги. - Всевеликороссийское дворянство долженствовало бы купить мой труд, заплатя занего столько, сколько ни за какой товар не платят. Но с дозволения вашеговысокородия, благородия или высокоблагородия, не ведаю, как честь ваша, онине знают, что им нужно. Известно вам, сколько блаженный памяти благоверныйцарь Федор Алексеевич российское дворянство обидел, уничтожив местничество{С уничтожением местничества при царе Федоре Алексеевиче (1661-1682)началось назначение на государственные должности в зависимости от личныхзаслуг и достоинств, а не от древности и заслуг фамилии, рода.}. Сие строгоезаконоположение поставило многие честные княжеские и царские роды наравне сновогородским дворянством {Новгородское дворянство вело свою родословную смомента разгрома Новгорода Иваном Грозным (1570) и было сравнительнонебогато.}. Но благоверный же государь император Петр Великий совсем привелих в затмение своею табелью о рангах {Табель о рангах - система чинов,утвержденная Петром I (1722). Согласно ей, дворянское звание давалось завыслугу.}. Открыл он путь чрез службу военную и гражданскую всем кприобретению дворянского титла и древнее дворянство, так сказать, затоптал вгрязь. Ныне всемилостивейше царствующая наша мать утвердила прежние указывысочайшим о дворянстве положением, которое было всех степенных нашихвостревожило, ибо древние роды поставлены в дворянской книге ниже всех{Часть родовитых дворян не была удовлетворена екатерининской "Жалованнойграмотой дворянству" (1785), которая в целом расширяла привилегиипомещиков.}. Но слух носится, что в дополнение вскоре издан будет указ и темродам, которые дворянское свое происхождение докажут за 200 или 300 лет,приложится титло маркиза или другое знатное, и они пред другими родами будутиметь некоторую отличность. По сей причине, милостивейший государь! труд мойдолжен весьма быть приятен всему древнему благородному обществу; но всякимеет своих злодеев. В Москве завернулся я в компанию молодых господчиков и предложил им мойтруд, дабы благосклонностию их возвратить хотя истраченную бумагу и чернилы;но вместо благоприятства попал в посмеяние и, с горя оставив столичный сейград, вдался пути до Питера, где, известно, гораздо больше просвещения. Сказав сие, поклонился мне об руку и, вытянувшись прямо, стоял передомною с величайшим благоговением. Я понял его мысль, вынул из кошелька... и,дав ему, советовал, что, приехав в Петербург, он продал бы бумагу свою навес разносчикам для обвертки; ибо мнимое маркизство скружить может многимголову, и он причиною будет возрождению истребленного в России зла -хвастовства древния породы. ЛЮБАНИ Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимою илетом. Нередко то бывает с путешественниками: поедут на санях, авозвращаются на телегах. - Летом. Бревешками вымощенная дорога замучила моибока; я вылез из кибитки и пошел пешком. Лежа в кибитке, мысли мои обращеныбыли в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, чтоудары кибиточные были для меня легче. Но упражнения духовные не всегда насот телесности отвлекают; и для сохранения боков моих пошел я пешком. Внескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время быложаркое. Посмотрел я на часы. Первого сорок минут. Я выехал в субботу.Сегодня праздник. Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, которыйоброку с него не берет. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно,не господская. Соху поворачивает с удивительною легкостию. - Бог в помощь, - сказал я, подошед к пахарю, который, неостанавливаясь, доканчивал зачатую борозду. - Бог в помощь, - повторил я. - Спасибо, барин, - говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося сохуна новую борозду. - Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям? - Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он, показывая мнесложенные три перста. - А бог милостив, с голоду умирать не велит, когдаесть силы и семья. - Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресеньюне спускаешь, да еще и в самый жар? - В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим набарщину; да под вечером возим вставшее в лесу сено на господский двор, колипогода хороша; а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес погрибы да по ягоды. Дай бог, - крестяся, - чтоб под вечер сегодня дождикпошел. Барин, коли есть у тебя свои мужички, так они того же у господамолят. - У меня, мой друг, мужиков нет, и для того никто меня не клянет.Велика ли у тебя семья? - Три сына и три дочки. Первинькому-то десятый годок. - Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешьсвободным? - Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду неумрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь задругую; дело-то и споро. - Так ли ты работаешь на господина своего? - Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рукдля одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь. Да хотярастянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных {Подушные- подушный государственный налог, которым облагалось мужское население,кроме дворян, духовенства и чиновников.} не заплатит; ни барана, ни холста,ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где бариноброк берет с крестьянина, да еще без приказчика. Правда, что иногда идобрые господа берут более трех рублей с души; но все лучше барщины. Нынееще поверье заводится отдавать деревни, как то называется, на аренду. А мыназываем это отдавать головой. Голый наемник {Наемник - помещик-арендатор,приобретавший за плату во временное владение имение с крепостнымикрестьянами.} дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимоюне пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того чтоон подушные платит за нас. Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своихчужому в работу. На дурного приказчика хотя можно пожаловаться, а нанаемника кому? {По указу Екатерины (1769) крестьяне не имели даже праважаловаться на помещиков под угрозой ссылки на каторгу.} - Друг мой, ты ошибаешься, мучить людей законы запрещают. - Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь в мою кожу. - Между темпахарь. запряг другую лошадь в соху и, начав новую борозду, со мноюпростился. Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей. Первоепредставилось мне неравенство крестьянского состояния. Сравнил я крестьянказенных с крестьянами помещичьими. Те и другие живут в деревнях; но одниплатят известное, а другие должны быть готовы платить то, что господинхочет. Одни судятся своими равными; а другие в законе мертвы, разве по деламуголовным. Член общества становится только тогда известен правительству, егоохраняющему, когда нарушает союз общественный {Радищев, как и другиефилософы XVIII века, считал, что государство возникло путем добровольногосоглашения людей.}, когда становится злодей! Сия мысль всю кровь во мневоспалила. - Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьянвижу твое осуждение. Углубленный в сих размышлениях, я нечаянно обратил взор мой на моегослугу, который, сидя на кибитке передо мной, качался из стороны в сторону.Вдруг почувствовал я быстрый мраз {Мраз - мороз, холод.}, протекающий кровьмою, и, прогоняя жар к вершинам, нудил его распростираться по лицу. Мне такстало во внутренности моей стыдно, что едва я не заплакал. - Ты во гневе твоем, - говорил я сам себе, - устремляешься на гордогогосподина, изнуряющего крестьянина своего на ниве своей; а сам не то же лиили еще хуже того делаешь? Какое преступление сделал бедный твой Петрушка,что ты ему воспрещаешь пользоваться усладителем наших бедствий, величайшимдаром природы несчастному - сном? Он получает плату, сыт, одет, никогда яего не секу ни плетьми, ни батожьем (о умеренный человек!) - и ты думаешь,что кусок хлеба и лоскут сукна тебе дают право поступать с подобным тебесуществом как с кубарем {Кубарь - подобие волчка, юлы.}, и тем ты толькохвастаешь, что не часто подсекаешь его в его вертении. Ведаешь ли, что впервенственном уложении, в сердце каждого написано? Если я кого ударю, тот именя ударить может. Вспомни тот день, когда Петрушка пьян был и не поспелтебя одеть. Вспомни о его пощечине. О, если бы он тогда, хотя пьяный,опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу! - А кто тебе дал власть над ним? - Закон. - Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный!.. - Слезыпотекли из глаз моих; и в таковом положении почтовые клячи дотащили меня доследующего стана.