Раздел I. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 1.1. Налоги, их сущность, функции и классификация
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ).
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Основным отличием налога является его индивидуально-безвозмездный характер, в то время как сбор носит публично-правовой характер, т.е. в определенной степени сбор можно рассматривать как плату за предоставление публично-правовой услуги. Кроме того, сбор носит разовый характер, в то время как налог характеризуется периодическим внесением определенных сумм. К тому же неотъемлемой чертой налога является его общеобязательность, сборы же и пошлины уплачиваются в результате свободного выбора плательщика.
|
|
Чем больше взимается налогов, тем более широкие потребности государства они обеспечивают. Система налогообложения через государственные органы решает две задачи:
с одной стороны, налоги – это средства, извлекаемые из индивидуальной собственности для реализации общественных мероприятий;
с другой стороны – это перераспределение индивидуальных доходов.
Ни одно государство не может обойтись без налоговых платежей. Во всех определениях налогов подчеркивается следующие их особенности:
- тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
- принудительный обязательный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;
- участие в экономических процессах общества.
Изменяя налоговые законы по требованию экономических процессов, государство получает в свое распоряжение возможность формировать общественные отчисления в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Следовательно, налоги можно определить как наиболее эффективную форму управления рыночным хозяйством.
Говоря о воздействии государства на экономику, следует выделить два способа, к которым оно может прибегнуть – авторитарный и опосредованный.
|
|
Авторитарное воздействие – это прямое принуждение, на которое государство идет, реализуя свою власть.
Опосредованное воздействие – это подталкивание свободных в своем выборе членов общества к нужным государству действиям.
Налоги, как форма изъятия части доходов хозяйствующих субъектов, объективны необходимы для выполнения государственных функций управления, социальной, оборонной, правоохранительной и др. Они также воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции (подробнее о функциях налогов чуть ниже) налоги практически влияют лишь на сферу обращения, то регулирующая функция воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления.
Это воздействие реализуется методами косвенного налогообложения и разветвленной системой налоговых льгот. Применение налогового механизма позволяет активно влиять на структуры воспроизводства, создавать необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, а также жизненно необходимых сферах производства и услуг.
Налоги способны воздействовать на выравнивание регионального уровня страны, стимулируя ускоренный рост в экономически менее развитых регионах. Через систему налогов государство воздействует и на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем полного или частичного освобождение отдельных видов расходов или товаров от соответствующих налогов.
Основным инструментом налогового регулирования являются налоговые льготы, предусматривающие полное или частичное освобождение определенных групп налогоплательщиков или определенных видов деятельности от налогообложения.
Однако существующие налоги на данном этапе развития нашей экономики не обеспечивают требуемого уровня функционального воздействия. Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, вызывающее спад производства, снижение предпринимательской деятельности, а также массовое стремление предпринимателей к сокрытию доходов от налогообложения.
Основополагающими налоговыми платежами являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и налог на доходы физических лиц.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? По мнению некоторых экономистов, налоги выполняют пять функций, при этом указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Это следующие функции:
- фискальная;
- контрольная;
- распределительная;
- регулирующая;
- поощрительная.
Фискальная функция – функция образования бюджетного дохода. Доля налогов в бюджетных доходах составляет 80 – 90%.
Контрольная функция – функция контроля над всей хозяйственной деятельностью субъекта налога.
Распределительная (социальная) функция – функция перераспределения общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и, прежде всего, относительно дорогостоящие.
Регулирующая функция – направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. В налоговом регулировании имеются три подфункции:
|
|
- стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения: изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка и др. Действующее налоговое законодательство предусматривает стимулирование таких категорий плательщиков, как субъекты малого предпринимательства, предприятия, привлекающие на работу инвалидов, сельскохозяйственные производители, организации, осуществляющие капитальные вложения в собственное производственное развитие, а также занимающиеся благотворительностью и т.д.;
- дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить протекционистские меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин;
- подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды.
Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои Советского Союза и России и другие).
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Если хотя бы один из элементов налогообложения по конкретному налогу не определен в актах законодательства о налогах и сборах, то такой налог не является законно установленным.
|
|
В связи с тем, что в актах законодательства о налогах и сборах содержатся нормы, устанавливающие различные сроки совершения тех или иных действий, для устранения неоднозначности в интерпретации сроков в Налоговый Кодекс Российской Федерации введена ст.6 «прим» «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах».
Сроки, определенные календарной датой, обычно устанавливаются для предоставления отчетности. В этом случае в акте законодательства четко указан день для совершения какого-либо действия.
Наиболее часто встречается порядок определения срока истечением периода времени (недели, месяца, квартала, года).
В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
- кадастровый;
- изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);
- изъятие налога после получения владельцем дохода (по декларации).
Первый способ предполагает использование кадастра (списка, справочника), когда объект налогообложения разделен на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (например, земельный налог).
Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника). При этом способе налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на котором работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет, а остальная сумма выплачивается работнику.
Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации). Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на доходы, который выплачивается после получения соответствующего дохода.