Способы взимания налога

Раздел I. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧ­НОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 1.1. Налоги, их сущность, функции и классификация

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйст­венного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обес­печения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государствен­ными органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должност­ными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основным отличием налога является его индивидуально-безвозмездный характер, в то время как сбор носит публично-правовой характер, т.е. в определенной степени сбор можно рассматривать как плату за предоставление публично-правовой услуги. Кроме того, сбор но­сит разовый характер, в то время как налог характеризуется периодическим внесением опре­деленных сумм. К тому же неотъемлемой чертой налога является его общеобязательность, сборы же и пошлины уплачиваются в результате свободного выбора плательщика.

Чем больше взимается налогов, тем более широкие потребности государства они обеспечи­вают. Система налогообложения через государственные органы решает две задачи:

с одной стороны, налоги – это средства, извлекаемые из индивидуальной собственно­сти для реализации общественных мероприятий;

с другой стороны – это перераспределение индивидуальных доходов.

Ни одно государство не может обойтись без налоговых платежей. Во всех определениях налогов подчеркивается следующие их особенности:

  1. тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важней­шим источником доходов;
  2. принудительный обязательный характер платежей, осуществляемый на основе законода­тельства;
  3. участие в экономических процессах общества.

Изменяя налоговые законы по требованию экономических процессов, государство полу­чает в свое распоряжение возможность формировать общественные отчисления в сфере про­изводства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Следова­тельно, налоги можно определить как наиболее эффективную форму управления рыноч­ным хозяйством.

Говоря о воздействии государства на экономику, следует выделить два способа, к которым оно может прибегнуть – авторитарный и опосредованный.

Авторитарное воздействие – это прямое принуждение, на которое государство идет, реа­лизуя свою власть.

Опосредованное воздействие – это подталкивание свободных в своем выборе членов об­щества к нужным государству действиям.

Налоги, как форма изъятия части доходов хозяйствующих субъектов, объективны необхо­димы для выполнения государственных функций управления, социальной, оборонной, пра­воохранительной и др. Они также воздействуют на капитал на всех стадиях его кругообо­рота. Если при выполнении фискальной функции (подробнее о функциях налогов чуть ниже) налоги практически влияют лишь на сферу обращения, то регулирующая функция воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления.

Это воздействие реализуется методами косвенного налогообложения и разветвленной сис­темой налоговых льгот. Применение налогового механизма позволяет активно влиять на структуры воспроизводства, создавать необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, а также жизненно необходимых сферах произ­водства и услуг.

Налоги способны воздействовать на выравнивание регионального уровня страны, стимули­руя ускоренный рост в экономически менее развитых регионах. Через систему налогов госу­дарство воздействует и на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем полного или частичного освобождение отдельных видов расходов или товаров от соответст­вующих налогов.

Основным инструментом налогового регулирования являются налоговые льготы, преду­сматривающие полное или частичное освобождение определенных групп налогоплательщи­ков или определенных видов деятельности от налогообложения.

Однако существующие налоги на данном этапе развития нашей экономики не обеспечи­вают требуемого уровня функционального воздействия. Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, вызывающее спад производ­ства, снижение предпринимательской деятельности, а также массовое стремление предпри­нимателей к сокрытию доходов от налогообложения.

Основополагающими налоговыми платежами являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и налог на доходы физических лиц.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей усло­виям развития общественного производства, эффективная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они вы­полняют в хозяйственном механизме? По мнению некоторых экономистов, налоги выпол­няют пять функций, при этом указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Это следующие функции:

  1. фискальная;
  2. контрольная;
  3. распределительная;
  4. регулирующая;
  5. поощрительная.

Фискальная функция – функция образования бюджетного дохода. Доля налогов в бюд­жетных доходах составляет 80 – 90%.

Контрольная функция – функция контроля над всей хозяйственной деятельностью субъ­екта налога.

Распределительная (социальная) функция – функция перераспределения общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обес­печивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функ­ции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и, пре­жде всего, относительно дорогостоящие.

Регулирующая функция – направлена на достижение определенных целей налоговой по­литики посредством налогового механизма. В налоговом регулировании имеются три под­функции:

  1. стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-эко­номических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преферен­ций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налого­обложения: изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка и др. Действующее налоговое законодательство предусматривает стимулирование таких категорий плательщиков, как субъекты ма­лого предпринимательства, предприятия, привлекающие на работу инвалидов, сель­скохозяйственные производители, организации, осуществляющие капитальные вло­жения в собственное производственное развитие, а также занимающиеся благотвори­тельностью и т.д.;
  2. дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить протекционистские меры государства, направлен­ные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импорт­ных таможенных пошлин;
  3. подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи за пользова­ние природными ресурсами, в дорожные фонды.

Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои Советского Союза и России и другие).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговый период;
  4. налоговая ставка;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты налога.

Если хотя бы один из элементов налогообложения по конкретному налогу не определен в актах законодательства о налогах и сборах, то такой налог не является законно установлен­ным.

В связи с тем, что в актах законодательства о налогах и сборах содержатся нормы, устанав­ливающие различные сроки совершения тех или иных действий, для устранения неоднознач­ности в интерпретации сроков в Налоговый Кодекс Российской Федерации введена ст.6 «прим» «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сбо­рах».

Сроки, определенные календарной датой, обычно устанавливаются для предоставления от­четности. В этом случае в акте законодательства четко указан день для совершения какого-либо действия.

Наиболее часто встречается порядок определения срока истечением периода времени (не­дели, месяца, квартала, года).

В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:

  1. кадастровый;
  2. изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);
  3. изъятие налога после получения владельцем дохода (по декларации).

Первый способ предполагает использование кадастра (списка, справочника), когда объект налогообложения разделен на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивиду­альная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доход­ности объекта (например, земельный налог).

Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника). При этом способе налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на котором работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет, а остальная сумма выплачивается работнику.

Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации). Декларация – до­кумент, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на доходы, который выплачи­вается после получения соответствующего дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: