Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений

Классификация налоговых правонарушений

Группа налоговых правонарушений Вид налоговых правонарушений Правовая норма Меры ответственности
Налоговые правонарушения, связанные с нарушением статуса налогоплательщика РФ и направленные на воспрепятствование нормальной работы налоговых органов Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе Статья 116 НК РФ   1. Штраф в размере 5000 рублей. 2. Штраф в размере 10000 рублей в случае нарушения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней.
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе Статья 117 НК РФ 1. Штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение срока деятельности без постановки на учет, но не менее 20 000 рублей. 2. Штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке Статья 118 НК РФ 1. Штраф в размере 5000 рублей.    
Непредставление налоговой декларации Статья 119 НК РФ 1. Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей. 2. Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест Статья 125 НК РФ 1. Штраф в размере 10000 рублей
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля Статья 126 НК РФ 1.Штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. 2. Штраф в размере 5000 рублей за отказ организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу Статья 129.1 НК РФ 1. Штраф в размере 1000 рублей. 2. Штраф в размере 5000 рублей за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года.
Налоговые правонарушения, связанные с неуплатой налогов, которую повлекли незаконные действия налогоплательщика Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения Статья 120 НК РФ 1. Штраф в размере 5000 рублей. 2. Штраф в размере 15000 рублей за те же деяния, если они совершены в течение более 1 налогового периода. Взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы.
Неуплата или неполная уплата сумм налога Статья 122 НК РФ 1. Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога. 2. Штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного начисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. 3. Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога за те же деяния, совершенные умышленно.
Невыполнение налоговым агентом обязательств Статья 123 НК РФ 1. Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению
Налоговые правонарушения, связанные с налоговой ответственностью лиц, не являющихся налогоплательщиками налогов и сборов Ответственность свидетеля Статья 128 НК РФ 1. Штраф в размере 1000 рублей за неявку или уклонение от явки без уважительных причин. 2. Штраф в размере 3000 рублей за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний.
Отказ эксперта, переводчика от участия в проверке Статья 129 НК РФ 1. Штраф в размере 500 рублей за отказ от участия в проведении налоговой проверки. 2. Штраф в размере 1000 рублей за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода.
Налоговые правонарушения, совершаемые банками в рамках налоговых правоотношений Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику Статья 132 НК РФ 1. Штраф в размере 10 000 рублей за открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица. 2. Штраф в размере 20 000 рублей за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем.
Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора Статья 133 НК РФ 1. Пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента Статья 134 НК РФ 1. Штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности
Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени Статья 135 НК РФ 1. Пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки за неправомерное неисполнение банком в срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени. 2. Штраф в размере 30% непоступившей суммы в результате совершения банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа.
Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка. Статья 135.1 НК РФ 1. Штраф в размере 10 000 рублей. 2. Штраф в размере 20 000 рублей.    

Административная ответственность за совершение административных правонарушений

Административная ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях – КоАП РФ.

На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Выделяются следующие признаки административного правонарушения:

1. это антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий;

2. это противоправное деяние;

3. это виновное деяние, т.е. деяние волевое, сознательное, отношение правонарушителя к нему порицаемо.

Административное правонарушение – это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.

Установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением, называется составом правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все названные законом признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

В административном правонарушении, так же как и у уголовного преступления, имеются 4 части (стороны) – объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения в сфере налогообложения являются общественные отношения, связанные с соблюдением налогового законодательства. Объектом административного правонарушения считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным наказанием.

Объективная сторона состава проступка – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший из них тот, который характеризует само деяние (кража, хранение, торговля и т.д.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие.

Субъектом правонарушения является лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Действующее административное законодательство предусматривает наличие следующих субъектов административной ответственности:

  1. Физические лица – 16 лет и старше.
  2. Должностные лица.
  3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.
  4. Юридические лица.

Субъективная сторона проступка – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, так же как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

За все административные правонарушения в сфере налогообложения предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 500 МРОТ.

В каждом конкретном случае государственные органы, уполномоченные применять меры административной ответственности, обязаны установить наличие умысла в действиях правонарушителя. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Уголовное право – это право, субъектами которого могут быть только физические лица, поэтому за совершение налоговых преступлений несут ответственность только служащие юридических лиц (а не сами юридические лица) и физические лица, уклоняющиеся от уплаты налогов.

Налоговое преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Порогом такой мало- или многозначительности в данном случае будет 200-кратный (для физических лиц) и 1000-кратный (для юридических лиц) установленный законом минимальный размер оплаты труда в РФ (МРОТ), прописанный в Приложениях к статьям 198 и 199 УК РФ. Таким образом, если сумма налога, уклонение от уплаты которого происходит, будет меньше суммы 200 и 1000 МРОТ для физических или юридических лиц соответственно, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам налогового или административного права.

Субъект преступления – это конкретный преступник. Субъект преступления бывает общий и специальный и обладает рядом правовых признаков. Физические лица и должностные лица организации – субъекты налогового преступления – специальные субъекты преступления, поскольку обладают специальными правами, обязанностями и полномочиями. Таким образом, субъектом налогового преступления будет только специальный субъект, а не любое лицо, как, например, при убийстве или краже.

Субъектами налогового преступления могут быть следующие физические лица:

  1. директор, руководитель, председатель правления – любое руководящее лицо, в полномочия которого входит установление отношений с налоговыми органами и бюджетом от лица организации;
  2. главный, старший бухгалтер юридического лица;
  3. налогоплательщик – физическое лицо или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица;
  4. иное лицо, которое обязано уплачивать и (или) представлять сведения о доходах или расходах в органы государственной налоговой службы.

Субъективной стороной налогового преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:

  1. сознавал, что уклоняется от уплаты налогов;
  2. желал этого. В данном случае используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны – мотивы и цели уклонения от уплаты налогов значения не имеют и могут выступать лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.

Объектом налоговых преступлений являются общественные отношения в сфере финансов в части формирования бюджета от сборов налогов с физических и юридических лиц. Данные отношения возникают между государством в лице государственного бюджета и физическими и юридическими лицами и связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов страны в целом для использования их на государственные нужды.

Объективную сторону налогового преступления составляет уклонение от уплаты налогов с физических лиц или организаций путем включения в документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере.

В части 1 статьи 198 УК РФ за совершенное налоговое преступление предусмотрено три альтернативных вида наказания:

  1. штраф в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев.
  2. арест на срок от 4 до 6 месяцев.
  3. лишение свободы на срок до 2 лет.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: