Творчество Дениса Васильевича Давыдова (1784 - 1839)

Принимал активное участие в войне 1812 года, был одним из инициаторов партизанского движения. Писал об этом мемуары. О себе писал: «Я не поэт, я – партизан, казак» («Ответ», 1826г.). Но при этом он был ярким и оригинальным поэтом. В печати начал мелькать с 10-х годов, и мелькал еще лет 20 приблизительно.

Свою творческую карьеру начал с басен, которые широко распространились в списках – «Голова и ноги»(1803) и «Река и зеркало» (1803). Последняя яв-ся переводом с франц., но Д. дополнил ее оригинальной политической концовкой. В басне про ноги Д. проводит мыслю о возможности расправы подданных с неугодным правительством.Это не было выражением революционной идеологии.Политические настроения Давыдова нужно связывать не с радищевской традицией,а с оппозиционностью военно-дворянских кругов,пострадавших от деспотизма и «пруссачества» при Павле 1. Перемена царствования не привела к устранению военно-бюрократического режима, позднее принявшего нетерпимые формы аракчеевщины. Этим сохранялась основа для развития оппозиционных настроений среди передовых военных деятелей,составивших «русскую парию» во главе с Кутузовым,Багратионом,Раевским и другими хранителями «суворовского духа».Поэтом и военным публицистом этой группы был Давыдов.В.И.Штейнгель в своих показаниях назвал басню «голова и ноги» в числе произведений,способствовавших развитию вольнолюбивых настроений среди будущих декабристов.Однако сам автор басни отказался вступить в тайное общество и в скорое падение абсолютизма не верил.

Как поэт пришел в лит-ру со своим лирическим героем, жанром и стилем. Основная тема – военная (Америку не открыл, она для рус. поэзии привычна и с классицизмом дружит), но он подошел к ней с необычной стороны. В эмоциональной поэзии Дэна раскрываются быт и психология воина. Опираясь на свой жизненный опыт, он создает образ гусара – алкаша, лихого наездника и удалого рубаки, за этой молодеческой внешностью скрывающего благородство воина-патриота, сознание воинского долга и чести, мужество и бесстрашие, отрицание светских условностей и вольнолюбие.

Это «гусарство» определило и особые формы его поэзии – жанр «гусарской» песни, свободной от официальной героики и декламационно-патриотического стиля («Гусарский пир» 1804, «Песня» 1815, «Песня старого гусара» 1817). Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, военному фольклору и воен. профессионализмам,элементам солдатского фольклора.Этот демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова.

В творчестве Д. отразился патриотич. подъем антинаполеоновских войн («Партизан» 1826), что еще более увеличивало ее популярность. Одно из самых известных стих. – «Современная песня» (1836), где Д. выступил против либеральных общественных настроений, и особенно против тех, кто на словах «корчит либерала», а на деле «мужиков под пресс кладет вместе с свекловицей».

Д. работал и над элегиями и дружескими посланиями, все в той же своеобразной манере «гусарства». Соригинальничать умудрился даже в своих военно-мемуарных очерках «Опыт теории партизанского действия» (1821), «Дневник партизанских действий 1812г.» (опубл. 1860), дав в них в противовес офиц. историографии картину войны в ее будничной правде.

Пушкин усматривал в его писульках «резкие черты неподражаемого слога», Белинский ставил Д. в ряд с лучшими прозаиками рус. лит.

«Песня старого гусара»(1817г)

Где друзья минувших лет,

где гусары коренные,

председатели бесед,

собутыльники седые.

Он помнит «дедов»сизые носы,пьют ковшами,вместо дивана-сено. «Ни полслова» все пьют и засыпают.Днем-удало в бой.А что сейчас?Жамини да Жамини,а водки не полслова.Танцуют на паркете,щегольски одеты.

«Гусарский пир»(1804г)Жизнь летит,не осрамися/не проспи ее полет/пей люби да веселися-вот мой дружеский совет.

Он был 1 из участников партизанского движения во время Отечественной войны. В басне «Голова и ноги» автор проводит мысль о возможности расправы подданных с неугодным правительством:

««Молчите, дерзкие, - им Голова сказала, -

Иль силою я вас заставлю замолчать!..

Как смеете вы бунтовать,

Когда природой нам дано повелевать?» …

«…Так мы имеем право спотыкаться

И можем иногда, споткнувшись – как же быть, -

Твоё Величество об камень расшибить»»

Политические настроения его можно связывать с оппозиционностью военно–дворянских кругов, пострадавших от деспотизма при Павле 1. этим сохранялась почва для развития оппозиционных настроений среди военных деятелей, составивших русскую партию во главе с Кутузовым, Багратионом, Раевским и другими хранителями суворовского духа. За свои смелые стихи и неизменное осуждение аракчеевского режима Д терпел служебные притеснения. Основная тема его – военная, он раскрыл быт и психологию воина. На основе его опыта возникает образ «гусара», лихого наездника и молодого рубака, воина- патриота.

10.2. Статьи Пушкина о литературе: «Наброски предисловия к «Борису Годунову», «Опровержение на критики», «О народной драме и драме «Марфа Посадница».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: