double arrow

Творчество Давыдова (1784-1839)


БАСНИ

Крылов – баснописец. Его место в ряду писателей – сатириков 1 четверти 19в.

Сценическая судьба Пушкина, — писал в наше время Ст. Рассадин, — самая крупная театральная неудача в русской драматургии. Пушкин — единственный великий драматург России, все еще не нашедший пути на сцену ‹...› Во всяком случае, пока что мы стоим над пропастью, по одну сторону которой уверенность большинства исследователей в истинно сценической природе пушкинских драм, а по другую — реальная история постановок, список неудач”.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769-1844)

Крылова любили и классицисты и сентименталисты. Белинский называл его «народным поэтом». Детство К. прошло в Оренбурге. Пугачевское восстание. Переехал в Тверь. После смерти отца семья бедствовала. 1783 г. – переехали в Петербург. Прослужил 4 года в должности канцеляриста.

2 этапа творческого пути

1. 1780-1790 гг. – журналист и драматург. Первая комедия в 14 лет – «Кофейница».

1787 г. – комедия «Проказники», которая наделала много шума.

1789 г. –Периодическое издание «Почта духов» (журнал одного автора) потом журнал «Адская почта»




1791 г. – Крылов и актер Дмитровский основывают издательство «Крылов с товарищами».

1791 г. – журнал «Зритель» Публикации сатирических статей проходят на фоне неблагоприятного отношения государства к журналистике.

1792 г.май – объяснения Крылова жандармам.

Через год возвращение к журналисткой деятельности: журнал «Санкт-Петербургский Меркурий» (в одиночку)

- Крылов не получил никакого систематического образования, но был образован и начитан. Умел читать и писать на неск.языках: итал.франц. Играл на скрипке, знал Муз.теорию.

- К концу 80-х гг. о нем ходило много анекдотов. Он был человеком ловким, но застенчивывм.

1794 г. – живет в Москве и провинции, становится профессиональным карточным игроком, не скрывал этого порока.

1795 г. – игорные дома были запрещены Екатериной 11.

1796 г. Крылов предпочел исчезнуть из столицы.

Живет в имении друзей – Татищевых.

1797 г. Крылов в Москве знакомится с Карамзиным, а в следующем году он занимает должность личного секретаря князя Голицина.

Пишет шуто-трагедию «Триумф или Подщипа» - остроумную и меткую сатиру на царский двор, порядки (1800 год) Потом произведение будет ходить в списках, наряду с произв. Пушкина и Рылеева. Издана лишь в 1851 году в Берлине и в 1870х гг. в России.

1801-1803 Крылов живет в Риге.

2. 1805-1844 гг

1805-1807 гг. – самый плодовитый период для Крылова-баснописца.

1806 г. Комедия «Модная лавка», опера «Богатырь», комедия «Урок дочкам».

Иван Дмитриев – был мэтром-баснописцем.

Басня – строгая композиция.

1788 г. Крылов издал еще свои первые басни. Он умел составить краткий диалог, создать характер.



До написания своих басен он переводил басни Лафонтена.

1808 г. – опубликовал басни, среди кот. «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей».

1809 г. – выходит сборник басен Крылова в 2-х томах

* До Крылова ни один автор не выражал мысли так метко и четко, как это смог он. Речь у него – разговорно-просторечная, язык живой.

* Новаторство проявл и в Морали.

1809 г. – первая рецензия на произв. Крылова (Жуковского):

«Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник»

1811 г. Крылов вступает в общество «Любителей русского слова»

* Крылов и хранитель традиций и создатель нового.

1811 г. Новый сборник басен Крылова. Он стал членом гос.академии.

- бытовые

- на исторические темы

- отображающие лит.-журн.борьбу

- на политические темы.

Во многих баснях Крылова поднята тема власти, Он уважал устройство российского общества.

181 г. Басня «Листы и корни» (построена на монологах листов и корней + слова автора) – противопоставление крестьян и помещиков, сравнительно примерительный характер («Если корень иссушится, не станет дерева, ни вас»)

Басня «Рыбья пляска» Первый вариант цензура не пропустила. Во втором варианте осталась идея справедливой монархии.

Царь – лев

Хитрость – лисица

Крылов использовал образы животных. По мысли Крылова в идеале царьдолжен быть судья, министр и воин.

Из басен:

«Когда ж намеришься правленье мне вручить, то я тотчас начну учить зверей вить гнезда!» - львенок льву. Обучались у орла (лев считал, что учитель должен быть именно царских кровей). Александр 1 воспитывался у швейцарца.



Басни, кот. Затрагивают проблемы просвещения. Крылов считал, что гранит науки важен, но он осуждал излишки мудрствования.

Мысль о тяжелых последствиях разбоя интеллектуального: в аду оказываются сочинитель и разбойник. Сочинитель наказан сильнее. Неизбежная кара, по мысли Крылова, грозит тем, кто сеет ложь, раздор.

Крылов писал басни и на историческиетемы

Басни «Квартет» «Лебедь, рак и щука». Благодаря тому, что басни написаны в аллегорической форме, их можно понять и более широко.

В баснях отразилась война 1812 года «Ворона и курица» - сентябрь 1812 года, когда оставляли Москву. Она может прочитываться и как сатира на Наполеона и как сатира на дворянство, которое не поняло вовремя то, что надо. Басня «Волк на псарне» была тоже написана в 1812 году. Тогда же и басня «Обоз», в которой добрый конь (его прообразом был Кутузов), Крылов ценил тактику Кутузова. В том же году Крылов опубликовал в журнале «Сын отечества» свои патриотические басни.

В том же 1812 г. Крылов получил новую должность: помощник библиотекаря (на 30 лет)

В первые годы В.А.Сотников помощник Крылова (6 лет). За два года библиотека превращается в научный центр. Кроме директора – Оленина – там были Гнедич и другие литер.деятели.

С 1816 года Крылов жил на Садовой ул. В казенной квартире. Семья Оленина любила Крылова. Он был особенно дружен и с Гнедичем, который жил по соседству с ним в казенной квартире. Они дружили много лет. Гнедича называли ходячая душа, он выше всего ставил здравый смысл и несомненный талант Крылова, который ценил его начитанность, добросовестность и др. качества. Они часто обсуждали литературу. Крылов был членом не одного лит.общества, прекрасно разбирался в полемике того времени. Он писал басни, которые отражали литературную борьбу.

Сатира Крылова была направлена против бездарностей, кот о себе что-то возомнили. Он написал, например, басню «Парнас», «Вельможа и философ» и др.

1820-21 гг. басни Крылова уже в переводах на другие языки – англ., франц., нем.)

1823 г. Его наградили знаком признательности за особые таланты в литературе, а особенно в поэзии Ему дали золотую медаль, но уме было не до этого, в 1822 году с ним случился удар.

Императрица (мать Александра 1) его пригласила в свою резиденцию под присмотр личного врача. Это поправило немного его здоровье. А о пребывании его там ходили анекдоты.

- Дай императрица тебя попотчевать!

- А вдруг не попотчует?! (и давай есть много).

А в 1824 г. Умер младший брат И.Крылова Левушка.

В 1825 г. – новое иллюстрированное издание басен Крылова – уже в семи книгах.

На публикацию же в журнале «Сын Отечества» откликнулся Пушкин. Он сказал, что отличительное свойство ума нашего (русского) – умение передать живо, с умом…

Крылова и Дмитриева постоянно сравнивали, пытались определить, кто из них – первый, лучший. Вяземскому больше нравилось творчество Дмитриева. А Бестужев сказал, что только Крылов освежал своими мыслями в то время.

Ни в каких тайных обшествах или масонских ложах Крылов никогда не состоял.

В баснях К. практический смысл, простодушие, умение чисто по-русски смотреть на вещи и отмечать в них смешное

Дмитриев ввел басни во дворец, Крылов вывел их на площадь, так говорили, сравнивая их творчество. Здесь свою роль сыграли бытовые басни. Например, басня про Мартышку и очки. Черты характера в басне «Стрекоза и муравей» и некоторых других высмеивались, причем автор и себя причислял к людям «Охотно мыдарим, что нам не надобно самим…» он упобреблял местоимение «мы»

Последняя басня Крылова «Вельможа» (1834 г.)

В 1841 Крылов подал прощение об отставку почувствовав тяжесть старости и прослужив в библиотеке 29 лет.

Он умер в кругу семьи в 1844 году ( жил с племянницей и ее семьей, уехав с казенной квартиры.

Он похоронен рядом со своим другом Гнедичем.

«Мои басни читают дети, а этот народ много потребляет» - вот их и много».

Он состоял членом «Беседы любителей русского слова», но не был архаистом. Связи Крылова с различными литературными группами означала самостоятельность, независимость его позиций. Теоретически и творчески он примкнул к реально – сатирическому направлению. В баснях Крылов показал русскую жизнь, русского человека, показал противоречия жизни, ее общественные несовершенства и пороки, людей различного социального положения, показал характеры в их социальной дифференциации и обусловленности. Ряд басен дает критическое изображение дворянства («Обезьяна», «Муха и дорожные»). Важны басни общественно- политического характера. В период, когда самодержавно – крепостнический строй обнаружил симптомы кризиса, К выступил с критикой многих существенных явлений этого строя, неразлучных с его основами: социальной несправедливости, произвола лиц, стоящих у власти, паразитизма привилегированных слоев, глупости и беспечности правителей и т.д. ( «Слон и воевода», «Волк и ягненок», «Лев на ловле», «Мор зверей»). В баснях не содержалось призыва к революции, но господствующий режим резко отрицался. К оставался просветителем, но его просветительство было демократическим, т.к. выражало интересы широких народных масс. Народность и реализм резко отличается от басен Дмитриева, по духу ему ближе – Хемницер, Измайлов. Все это обеспечивало призвание в передовых общественных кругах. Белинский заметил, что К внес народность, он сделал нравоучительную басню сатирической, тем самым создал русскую басню. Поэзия Крылова относится к поэзии Пушкина, «как река, пусть даже самая огромная, относится к морю, принимающему в сове необъятное лоно тысячи рек, и больших и малых».

Ещё:

В литературном развитии первой четверти 19 века Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) занимает поистине уникальное место. За время жизни Крылова (75 лет), русская литература прошла многие стадии своего развития: классицизм, сентиментализм, преромантизм, романтизм и вступила на путь реализма. Несмотря на то, что Крылов был членом «Беседы», он не умещался в рамки тех или иных литературных направлений, а равно и группировок.

Проблема народности в первые десятилетия 19 века была актуальной. Крылов баснописец, впервые достаточно ярко и убедительно решил эту задачу.

Выбор жанра басни у Крылова был вязан с проблемой народности. Пушкин считал Крылова «представителем духа» русского народа, в смысле веселого лукавства ума, насмешливости и живописного способа выражения, как отличительная черта наших нравов. Басенное творчество Крылова подводит итоги той мощной традиции 18 века, которую условно можно назвать «пересмешнической».

Существует 4 разновидности басни: классицистическая, сентиментальная. Но в обоих направлениях, по замечанию Гоголя, жанр басни был «пренебрежен». Несмотря на то, что басни были любимы, часто писались, делалось это в порядке отдыха от трудов. Как отметил Гоголь, Крылов сделал басню – «книгой мудрости самого народа» и привлек буквально всенародное внимание к этому жанру, поставив его вообще вне жанровой иерархии.

В отличие от Сумарокова, который в своих баснях воплощал свой образ мира во всей совокупности жанров, в которых он работал, то Крылов в 9 книгах, выпущенных при жизни, дал себе и своим читателям полный «отчет в своих сердечных убеждениях». Басня Крылова вместила в себя поистине необъятное содержание: человек в частной жизни, гражданин в общественной деятельности, природа в своем влиянии на дух наш, страсти в их борении, причуды, странности, пороки, благородные движения души и сердца, вечные законы мудрости.

Басня стала тем оптимальным жанром, который позволили Крылову не только создать объемный и вообще суперский мир. Основная примета творческого метода Крылова баснописца – по-народному зоркий взгляд на вещи, осуществляемый в «мудро-доступных» терминах и увенчиваемый обобщением, которое непосредственно вытекает из обрисованной басенной ситуации. Важная эстетическая и мировоззренческая категория – народность у Крылова овеществлена; это – «среда бытования» его художественных идей.

Наиболее последовательно и впечатляюще народность творчества Крылова проявилась в баснях, посвященных войне 1812 года: «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Обоз» и т.д.

Творчество Крылова, многими нитями связанное с мировой басенной традицией, оставалось неповторимо оригинальным. Еще Лесков отметил, сравнивая Крылова с Лафонтеном, что он – истинно, русский человек. В отличие от Лафонтена, Крылов предоставляет каждому персонажу возможность высказаться по-своему. Он не столько указывает, сколь показывает тот или иной порок. У Лафонтена – тяготение к лирическому стихотворению; у Крылова – перерастание в драматическую сценку, становившуюся «драмою с лицами и характерами, поэтически очеркнутую».

Авторская оценка в создаваемых им почти сценических положениях, когда порок с помощью смеха как бы сам себя дискредитирует.

В отличие от представителей различных литературных направлений, таких как классицизм, сентиментализм, романтизм, у которых народ был объектом художественного высказывания, Крылов дерзнул сделать народное сознание высшей ценностью в своей художественной системе: здравый смысл народа – субъект художественного высказывания, верховный судья, который выносит мудрый, искрометно веселый либо уничтожающий приговор действительности.

Крылов открыл дорогу грядущим реалистическим завоеваниям. Наиболее отчетливо его реализм проявляется в языке басен. Крылов, не отверг классицистических и сентименталистских норм языка, то есть просторечия и «облагороженный» язык имею место, но ровно настолько, насколько это продиктовано содержанием. В этом смысле (разности языков в баснях) Крылов противостоит басням Измайлова, язык которого, по словам Белинского, пленял читателя «какою-то мужиковатою оригинальностью». У Крылова впервые в басенном творчестве убедительно осуществлена нравственно-психологическая дифференциация речи героев.

По Белинскому: Крылов по справедливости может считаться одним из блистательнейших деятелей карамзинского периода, в то же время, оставаясь самобытным творцом нового элемента русской поэзии – народности. Такого великого и самобытного таланта, каков талант Крылова, было бы достаточно для того, чтобы ему самому быть главою и представителем целого периода литературы: но ограниченность рода поэзии, избранного Крыловым, не могла допустить его до подобной роли.

Ещё:

Крылов Иван Андреевич (02.02.1769 года (по другим данным, 1768 год), Москва - 09.11.1844 года, Петербург) - русский писатель, баснописец, журналист.

Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин). Рано узнал материальные лишения, ещё подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. Переехав в Петербург (1782), был мелким чиновником в Казённой палате. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков. В 14 лет написал комическую оперу "Кофейница" (1782), в которой живо изобразил нравы провинциальных крепостников. В 1786-1788 созданы комедии "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей", "Проказники", высмеивающие пустоту и развращённость столичного дворянства, и трагедия "Филомела", направленная против деспотизма. В 1789 году Крылов предпринял издание журнала "Почта духов", в котором печатал свои сатирические письма, смело обличавшие пороки дворянского общества, злоупотребления бюрократического аппарата. В журналистской деятельности, а также в повести "Каиб" (1792) и других прозаических произведениях Крылов выступил как продолжатель просветительной сатиры Н. И. Новикова. Смелая сатира Крылова вызвала недовольство Екатерины II - писателю пришлось прекратить литературную деятельность и на несколько лет скрыться в провинции. В 1799-1800 написана злая антиправительственная "шуто-трагедия" "Трумф" ("Подщипа"), которая распространялась в рукописных списках. Лишь в 1806 году Крылов смог вернуться в Петербург. В 1806-1807 написал комедии "Модная лавка" и "Урок дочкам", высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех. В 1812-1841 служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. В 1809 году вышла 1-я книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца.

Басни Крылова стали, как сказал Гоголь Н.В., "... книгой мудрости самого народа". Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают творчество Крылова вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра. А. С. Пушкин отмечал глубокое национальное своеобразие басен Крылова, которое видел в "... веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться...". В отличие от своих предшественников, у которых в басне главенствовал дидактический момент - мораль, Крылов создал басню-сатиру, басню - комедийную сценку. По поводу басни Крылова "Крестьянин и овца" В. Г. Белинский писал, что это "... поэтическая картина одной из сторон общества, маленькая комедийка, в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц...". В этом заключались задатки реалистического подхода писателя к действительности. Басни Крылова выразили отношение народных масс к социальной несправедливости, а многие из них прямо направлены против деспотизма самодержавной власти и хищничества чиновной бюрократии ("Волки и овцы", "Мор зверей", "Рыбьи пляски" и многие другие). Правда, в таких баснях, как "Конь и Всадник", "Колос", содержавших оправдание смирения перед власть имущими, сказалась непоследовательность политических взглядов Крылова, но главным, непреходящим в его творчестве остаётся глубокий демократизм, выражение нравственного идеала народа, осуждение эгоизма и фальши дворянского общества (басни "Крестьяне и Река", "Листы и корни" и другие). Верой в нравственную силу народа проникнуты его басни, связанные с тематикой Отечественной войны 1812 ("Ворона и Курица", "Волк на псарне", "Раздел" и другие). В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои - от царя до пастуха. С баснями Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь. Всё творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка крылатые выражения, многие из которых тоже стали пословицами. Язык басен Крылова явился примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира.

9.2. Философские мотивы в лирике Пушкина

«К морю»(1824) П. прощается с романтической стихией,не жалеет о том,что не бежал морем. Куда бы я пошел?(Ответ очевиден).Тщетно рвалась душа,могучая стихия очаровала,П. остался у берегов.Море и П. похожи. «Твой образ был на нем означен,он духом создан был твоим,как ты,могуч,глубок и мрачен,как ты ничем неукротим».Прощается с романтизмом,с романт. символами.Вспоминает Наполеона и Байрона.

Здесь следует рассматривать два периода – это болдинская осень 30 года и более поздняя, столичная лирика 1831-36 годов. Для первой характерна необычайная плодотворность в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. В этот период Пушкин создаёт совершенно разноплановые произведения – и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические « Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные в сентябре – октябре. Параллельно шла работа над последними главами «Евгения Онегина» и шуточной поэмой « Домик в Коломне». В конце октября – начале ноября одна за другой появляются « маленькие трагедии». Вместе с этим происходит работа над « Историей села Горюхина» и «Сказкой о попе и работнике его Балде». Фон пушкинского « пира воображения» - лирическая поэзия, а это около 30 стихотворений, среди которых «Элегия» ( воспоминания о юности, от которой осталось лишь « смутное похмелье», и взгляд в будущее – « Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), « Бесы» ( Угроза непонимания мира равноценна угрозе сойти с ума), « Герой» и « Заклинание». Значение Болдинской Осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений – реализация более ранних замыслов поэта. И в то же время своеобразный пролог к его творчеству 30х.Если же брать период 1831-36 годов, то общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина, были напротив исключительно неблагоприятными, несмотря на то, что 18 февраля 31года состоялась свадьба поэта на Наталье Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу – для работы над « Историей Петра». В конце 33 года царь пожаловал Пушкину звание камер-юнкера, которое сам первый поэт России счёл для себя оскорбительным.Пожалуй никогда прежде, даже в годы изгнания, жизнь Пушкина не была столь беспокойной и несвободной. Каждый прожитый им год после его тридцатилетия, приближал « последний акт» драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только брачными узами, но и оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Мрачное пророчество высказанное в болдинской « Элегии» ( « Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море»), сбылось. Неблагоприятной стала для Пушкина и литературная обстановка 30х, когда гражданские стихотворения его вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха ( « Борис Годунов», « Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась компания травли Пушкина, инспирированная его б давним недугом, журналистом и писателем Булгариным. Побуждаемый политическими и коммерческими соображениями, под предлогом борьбы с «литературной аристократией» Булгарин пытался обосновать тезис об оскудении пушкинского таланта. Пушкин, вынужденный тратить силы на полемику, добивался разрешения на издание собственного журнала ( четыре книжки « Современника» вышли в 1836 го). Падение популярности ( « Полководец») Пушкина было вызвано не только литературной коньюктурой, но и более глубокими причинами. Последнее десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который с 1830х (до появления Лермонтова) стал эпигонским, « массовым». Критерием художественности нередко являлся коммерческий успех произведения. Творческие поиски и эксперименты Пушкина, ещё в начале 20х годов решительно повернувшего к реализму, противоречили вкусам общественности. Тем очевиднее « подвиг благородный» , который Пушкин совершал вопреки житейским и литературным обстоятельствам ( « Не дай мне бог сойти с Ума!»). Он стремился стать духовным вождём общества, просвещённым дворянством. В истории России оно, по убеждению Пушкина, всегда было обращено и к прогрессивной самодержавной власти ( её символ для поэта Пётр Первый), и к народу. Символом народа для Пушкина стал Пугачёв. Идеалом государственности – милосердие ( « Герой, « Пир Петра Первого»). Размышления о связи трёх этих сил – самодержавия, просвещенного дворянства и народа – легли в основу философско-исторической концепции 30х годов. Философская лирика 34-36 годов – стихотворения « Пора, мой друг, пора!», « Вновь я посетил…», « Когда за городом, задумчив я брожу», « Была пора: наш праздник молодой». Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История, в контексте Пушкинских раздумий, предстаёт как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает за собой человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть собой. Итог жизни для человека, который искал счастья, душевного успокоения и творческого уединения вне себя – безрадостен. « На свете счастья нет, но есть покой и воля». Семейные радости, душевный покой, личная свобода – вот истинные ценности, о которых теперь мечтает Пушкин. ( « Пора, мой друг, пора…») .Итогом долгой и трудной жизни, « Сквозь жестокий век», стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выражает эти мысли в стихотворении « Я Памятник воздвиг себе нерукотворный». Идеал его лиры – человеколюбие, гуманность, уважение власти к личности, поэт же – посланник Божьей тропы, задача – не свернуть.






Сейчас читают про: