Юрий Крижанич

По национальности хорват. Учился в католических учреждениях. С юношеских лет учился в Риме и готовился к священнической деятельности. Когда ему было 24 года, он составил меморандум начальнику конгрегации святой веры: на Востоке есть страна Московия, она обладает рядом недостатков. Здесь плотно утвердилась схизма (искаженная вера). В Московском царстве твердое единодержавие, власть государя. Он занят своими делами и блюдет веру подданных. Данное царство является достаточно неразвитым и для него характерно отрицательное отношение к знанию и просвещению. Русские люди послушны властям, преданы вере, помимо того, податливы, мягки по характеру. Следовательно, изучив положение России, следует попытаться внедриться ко двору московского царя и способствовать просвещению царя. Просветив его, устранить схизму. Страну необходимо повернуть, чтобы сблизить истинную церковь (католическую) и московскую. Отсюда все выгоды сближения. Этот проект получил одобрение, и Крижанич стал готовиться к миссии. Готовился почти 20 лет. Изучил множество языков, европейскую жизнь, античность, восток. Был в России с миссией, установил связи. В 1659 г. он понял, что готов, но получил запрет и приказ составить возражения на Кириллову книгу. Выехал с посольством в Россию, но оставил его и уехал на Украину. где шли распри после смерти Богдана Хмельницкого между Иваном Хмельницким и Россией. Крижанич знакомится с Иваном (?) Филимоновичем, который был сторонником прорусской партии. Когда украинские войска были разбиты, Филимонович с Крижаничем приезжают в Москву. Алексей Михайлович принял Крижанича. Крижанич написал "сербское письмо":

1.составить историю московского государства, чтобы раскрыть истоки происхождения;

2.составить на основе европейских книг всеобщую историю и показать в ней место России;

3.сставить реестр царской библиотеки, составить каталог самых достойных европейских книг и перевести их на русский язык;

4.составить грамматику славянского языка;

5.перевестина славянский язык библию в полном объеме.

Ему поручили составление грамматики. В течение двух лет жил при дворе. В 1661из Приказа лифляндских дел его отправляют в Тобольск, он обязан был поехать туда, так как находился на службе царя. 15 лет он находился "у царских дел", их он посвятил научным, религиозным и общественным трудам.

Сочинения Крижанича были связаны с русской жизнью, поэтому относятся к русской культуре. Главный труд - "Политика"(название условно). Основывался на Аристотеле, Платоне, европейской философии до ХУ11 в (например, Макиавелли) Крижанич путешествовал по Европе, хорошо знал европейскую жизнь. Теоретические идеи сливались с практическим опытом, следовательно, придание политике социального характера. Принципы:

Всякое государство состоит из противоречивых частей.

2. Части или элементы государства всегда находятся в постоянном изменении, и соотношение может меняться.

Забота каждого правителя должна стоять в укреплении и сохранении государства.

4. Принципами и основами государств являются 4 составляющих: благочестие, благо, сила, управление (мудрость).

Книга начинается с рассуждений о благочестии. О нем он говорит, что оно основа всего, характеризует духовное состояние общества, но менее всего люди заботятся о благочестии. Они заботятся о реальных вещах. Поэтому задача в том, чтобы раскрыть пути к достижению реальных благ. Блага. Некоторые понимают силу и богатство государства в богатой казне. Благо предполагает богатство подданных, а правитель и казна будут богаты сами по себе. При достижении блага два варианта: неправильные формы: алхимия, перечеканка монеты, что вызывает инфляцию, чрезмерные подати, налоги и прочие формы сбора; правильные формы: торговля, ремесла, земледелие, черные промыслы, законодательство или организация.

Торговля. Государство является богатым, если имеет плодородные земли и хороший климат, но это не означает совершенства государства. Однако основой истинного богатства чаще всего выступает торговля. Она позволяет производить соответствующие товары, вызывает обмен, обогащает казну и должна обогащать подданных. Через торговлю должен обогащаться сам государь.

Русские люди торговать не умеют: торгуют лишь на местном рынке, что производят неграмотно. Поэтому торговлю отдают иноземцам, которые получают огромный доход. Они грабят государство, чего не понимает народ и правительство. Для этого необходимо изучить местные ресурсы, товары и определить их стоимости. Необходимо усовершенствовать торговую организацию. Все это забота государя. Сам государь должен торговать. Должны были быть построены дороги, открыты постоялые дворы. В России может развиваться транзитная торговля, так как она расположена между югом и западом. Для этого необходимо разработать систему мер и просвещение. Фактически буржуазный опыт, накопленный к ХУ11 в., воспроизводил, синтезировал и предлагал в качестве торговой политики.

Ремесло. Государство, которое богато ископаемыми, не так богато, если торгует сырьем. Многие государства не имеют природных ресурсов, но богаты посредством ремесел. Надо перенести устройство ремесел как в Западной Европе. Оказывать поддержку и способствовать ремесленному производству, чтобы вывести его на международный рынок. Развитие ремесел связано с производством орудий труда. Россия имела примитивные орудия труда.

Земледелие. Оно есть основа богатства, так как земледелец кормит себя и государство, он производит продукт, но русский человек несведущ в земледелии. Русское земледелие основано на примитивных формах труда. Не знают свойств почвы, агрономии, не знают правил отбора семян, скота. Крижанич предлагал целую систему мер: составить атлас почв, ввести семена и породу скота, изучение агрономии, совершенствование орудий труда. Забота об этом -забота царя, а не крестьянина.

Заботился о процветании России и ее укреплении для счастья русского народа. Все реформы осуществляются, чтобы процветало государство и высшие сословия. Народ был средством. Крижанич стремился к улучшению положения подданных.

Мудрость. Можно иметь земледелие, торговлю, ремесло, но без мудрости это будетбезосновательно, бесцельно.Человеку от природы дано два начала: разум и руки. Разум ведет к мудрости, руки делают человека искусным. Быть мудрым значит реалистично судить о вещах и знать их причины. Мудрость неразрывно связана с философией. Философия есть общая наука или наука об общих началах: Боге, земле, человеке, нравственности. Философия и мудрость тождественны. Философия рассуждает не только о причинах, но и учит им. Мудрости должны учиться все, малые и великие, правящие люди. Лучшие советники книги, они объективны. Задача состоит в этом просвещении. Мудрость переходит от народа к народу. Она связана с процветанием. Мудрость, следовательно, не вечна, она свидетельствует о прогрессе. Все народы проходят через эту стадию. Сейчас пора русского народа обратиться к мудрости. Для этого необходимо просвещение. К сожалению, в России нет школ, собственной литературы; слишком много противников мудрости, которые есть в светских кругах, но особенно опасна позиция церкви, которая больше думает о хлебе насущном, и поэтому говорят, что просвещение приводит к ереси. Это неверно, пример раскола, когда ереси возникают из-за невежеств масс.

После Крижанича борьба за просвещение станет основным пунктом в государственной политике. У нас народ был отдален от просвещения и науки до 20-х годов ХХ в.

В духе Аристотеля и Платона Крижанич выделяет политическую мудрость, которая является разделом этики. Политика - умение искусно управлять государством и жизнью подданных. Это был важный раздел деятельности государя. Государь мудр, если руководствуется двумя принципами познания: познание себя и неверие иноземцам. 1-е означает познание условий жизни и деятельности государства, народа, своих возможностей. 2-е уже принцип. Идея панславизма; ибо славянские народы страдают от чужеземного вмешательства, поэтому их надо убирать из собственной жизни. В связи с этими принципами обращался к положению русского народа, который обладает многими недостатками: некрасивый, некультурный, невежественный. В русском государстве плохие законы, которые бесчеловечны. Русский человек регламентирован со всех сторон, он притеснен и угнетаем, следовательно, отсюда склонность ко лжи, обману. Русская страна имеет плохие условия: мало полезных ископаемых, плохие леса, злые соседи (Польша, Литва). Положительные качества: народ не тщеславен, податлив в управлении, мягок по характеру. Благо государства - "самовладство". Русский народ твердо верит и заботится об охранении вары. В России существуют правила, огромные права иностранцев. Кроме того, существуют хорошие соседи: Персия, Турция. Находится между Востоком и Западом, что дает возможность для торговли. Следовательно, Россия нормальное государство, к сожалению, обладающее малым количеством населения. Большим недостатком и причиной бедности является неумеренность в одеянии, пище, питье. Призывал к установлению культуры питья. Самый большой недостаток - отсутствие закона. Крижанич разрабатывал впервые в России проект конституции. Вся система Руси действовала по Уложениям, которые не устраивают Крижанича. Он излагает свой проект в форме двух выступлений: - перед народным сеймом (царская дума). Говорит о необходимости самовладства. Это основа существования русского государства, которая обеспечивает его незыблемость. Это самовластие не должно быть тиранией. Самовладство - единая воля, единая власть, которая повинуется воле народа, тирания - насилие во имя личных интересов. Там, где тирания, та сплошные бедствия. Вводится понятие крутого владения. Оно повредило самовладство. Подразумевал чрезвычайно жестокие законы Ивана 1У. Необходимо исправить русское законодательство, превратить их в любящих человека. Далее говорилось о царской власти, которая является единодержавной, но не являлась изначальной. Она получена от народа, выбирающие люди не могли отвечать за всех людей, за будущие поколения. Отсюда слова о необходимости ограничения церковной власти. Государь не имеет права разрушать имущество государства, царская власть ограничена интересом подданных. Если у власти самодур, надо найти причины страдания народа и все будет исправлено. Вложил родом законодательства то, что составляет конституционную норму, регламентирующую царскую власть и отношение подданных к царской власти.

Ответ царя своим подданным. Царь заявляет о том, что дарует своим подданным соответствующие права и соответствующие законы. Царь говорит, что с этого момента самодержавие становится отеческой властью, хотя основанной на заботе о благе своих подданных. Он говорит о правах, которые жалует, всем сословиям. Дворянству - личные права, имущественные и гражданские. Царь говорил о том, что по важнейшим делам будет советоваться с подданными, собирать собрание из правящего сословия. Крестьяне не должны быть угнетаемы бесконечно. Работа должна быть регламентирована законом. Крестьянин должен иметь свою землю, имущество, иметь гражданские права, следовательно, получается форма конституционной монархии. То, что царь должен соблюдать закон - новое слово в России и в Европе. Царь говорит о своей политике в отношении иноземцев - против чужебесия и чужевладства. Иноземцы будут контролироваться, их деятельность будет ограничена. Но без иноземцев нельзя обойтись, нельзя самоизолироваться. Царь говорит о том, что царская власть должна подвергаться критике и осуждению. После смерти царя должно быть собрано собрание, которое даст оценку правлению и наказ новому царю.

Таким образом, Крижанич предвидел борьбу дворянства за вольности. Рассматривал вопрос о престолонаследии. Заботился о благе русского народа.

Три идола, ухудшающие жизнь: - о скифском происхождении русского народа;

· о призвании варяг на Русь;

· Москва - третий Рим.

По первому, якобы получили власть от Александра Македонского, который даровал свою власть скифам. Но русский народ не скифского происхождения. По второму, тоже басня. Приход варяг для устранения распри. Это были не варяги, а литовские вельможи. По третьему, христианская церковь не нуждается в Риме. Имя римского императора носит европейский император, но он ни для кого не авторитет. Это пустой титул. Следует гордиться своим именем и не надевать чужую личину.

Работа "О Промысле Божием". Почему русские войска, которые хорошо вооружены и превосходят численно, проигрывают. Это заключено в наказании Божиим за соответствующие деяния. Грехи делит на осознанные и неосознанные. Самые страшные неосознанные, из них - отклонение от истинной церкви (раскол на восточную и западную). Разногласия касаются филологических вопросов: от кого исходит дух божий, через кого. По существу учения западной и восточной церкви родственны, едины. Чем быстрее осознаем это, тем скорее произойдет единение церквей.

"Опровержение соловецкой челобитной". Наш русский раскол еще более греховен, так как связан с фанатизмом, изуверством, основанном на невежестве. Приводится пример соловецких старцев, которые 4 года обороняли монастырь, защищали веру.

Освобожден от ссылки. Возвратился в Москву, скоро с датскими послами уехал на Запад. Попал в доминиканский орден в Польше. Но доминиканцем не стал, стремился в Рим. Служба была не только церковным, но и нравственным долгом. Единение церквей пропагандировалось для дальнейшего развития цивилизации. До Рима не доехал. Добрался до Вены. Умер там во время холеры. Его сочинения долго не были известны. Рукописи оказались в царской библиотеке. В середине Х1Х в. сочинения были изданы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: