Татищев Василий Никитич. Был человеком статским. Представитель старинного дворянского рода. Начал службу в Преображенском полку. Выполнял различные поручения Петра 1. Учился горному

(1686 - 1750)

Был человеком статским. Представитель старинного дворянского рода. Начал службу в Преображенском полку. Выполнял различные поручения Петра 1. Учился горному делу в Швеции. Был назначен управляющим горнозаводского округа на Урале. Основатель Екатеринбурга. Во времена Анны Иоанновны Татищев выступал за неограничение самодержавия царицы, был назначен на должность управляющего монетным двором. Потом был возвращен на Урал. Во времена Елизаветы был назначен губернатором Астрахани. Кончил карьеру тайным советником.

Татищев прославился трудами на ниве российского просвещеиия. Он был истинным носителем идеологии Петра. Поставил себя на службу государству. Начал заниматься сам составлением "Истории Российской" - систематически и основательно. Признавал гражданское, познавательное, воспитательное значение истории. Он выделял историю общую или гражданскую, церковную, познания или мышления. Он выработал особую методологию работы. Он полагает, что задача истории - дать реальные исторические события, для чего широко их документировать. Пишет историю на основе древних текстов. Окончив первую книгу, отправил ее в академию наук, которая там понравилась. Решили издавать, но он забрал дополнить. Довел ее до 1432 года (битва при Грюнвальде). Писал почти 30 лет жизни. В 6о-е годы она была издана в4-х томах.

Еще написал ряд работ, которые имеют философское значение. "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ". Написал книгу в форме вопросов и ответов. (удалось собрать 121). Был издан лишь в 1868 году. Посвящен вопросу о пользе просвещения. Противники просвещения находили аргументы в Библии, следовательно, оно веет к ересям, следовательно, просвещение пагубно и ненужно. Противники говорили, что человека просвещать не надо, так как он состоит из тела и души. Тело просвещать не надо, душа относится к Богу, совершенна. Обучение есть совершенствование души, что ведет к ереси. Татищев говорил, что человек действительно двойственен. Его душа бессмертна. Ею должна заниматься пневматология. Он принимал точку зрения церкви, которая говорила, что человек представляет единство души и тела. Когда учим человека, учим орудия, с помощью которых душа действует. Это память, способность к просвещению, суждению. Человеку вместе с душой врожден ум. Только с умом человек не станет разумным, для этого надо совершенствовать способности души. Ум - способность целенаправленных действий. Для того чтобы человек стал разумным, надо учиться. Человек должен учиться всю жизнь, так как сам совершенствуется и мир изменяется вокруг него.

Душа неделима, тело делимо, смертно, преходяще. Согласование теории с христианским учением. Учим не несовершенную душу, она основа для памяти. Она имеет телесные органы, посредством которых реализует свои возможности: память, понятливость и способность к образованию суждений. Учеба предполагает обогащение и знанием. Душа имеет свойства: ум и волю. Умом обладают все люди, а разумом обладает ученый. Умеренность в проявлении воли. Все ее качества необходимы, но должны быть умеренными.

История человечества - история просвещения, развития наук и знаний. В человеке выделяется состояние младенчества, юношества, мужества и старости. Человек рождается беспомощным, но в процессе вхождения в жизнь он проходит процессы воспитания и обучения. В юношестве формируется противоречивый дерзостный характер, его необходимо усмирить и просвещать. Лучше всего обучение на дому. Зрелый возраст, когда человек достиг высшего качества своего характера и знания. Ведется активный образ жизни, что не отменяет процесса обучения. В старости мудрость упорядочивается. Следовательно, "век живи, век учись".

По человеческому подобию трактуется история человечества. Детское состояние до обретения письменности, когда отсутствуют науки, просвещенных есть несколько умных людей (вовсе не "золотой" век, а варварство). Состояние юношества связано с обретением письма. Характеризуется тем, что письменность позволяла передавать знания, формировать науки. Дает очерк древней философии, греческие философы и отцы церкви. Отмечает большие достижения в знания Греции и Рим, плюс падение нравов. Мужское состояние начинается с Христа. Он формулировал правила жизни человека и состав человека (есть мудрость, которая зиждется на просвещении и мудрствовании). Просвещение не противоречит божественным заповедям). Книгопечатание позволяет широко распространять знания. Они становятся доступными для всего человечества.

Прогрессивный тот, кто способствует просвещению человечества. Кто против просвещения - враг человечества (сюда относит и инквизиторов). Татищев давал оценки и религиозному просвещению. Высоко ценил наших просветителей, в частности Петра.

Татищев решал вопрос о том, какие науки надо учить. Необходимо определить, что есть наука, а что есть просвещение. Все науки разделяются по отношению к человеку - духовное - богословия, телесное - философия. Духовное касается путей к спасению. Философия изучает то, что соотносится миром и человеком. Сами науки разделяются на науки нужные, такие как речения, как домоводство или экономика (о ведении хозяйства), медицина, логика, богословие. Есть науки полезные: грамматика, математика и естествоведение, которые распадаются на арифметику, геометрию, оптику, физиологию. Есть полезные науки о жизни народов и человечества, об их прошлом, и местоположении - история, включая географию. Риторика. Наука этика, где излагаются правила жизни плюс юриспруденция как наука правоучения. Иностранные языки. Философам и богословам - еврейский, латинский и греческий. Из европейских языков выделял французский, немецкий, английский. Дворянству надо знать и языки российской империи: татарский, калмыцкий. Физика - наука о составе тел и химия - наука о превращении тел. Есть науки щегольские, они ориентированы на воспитании общения, поведения в обществе. Поэзия, музыка, танцы, наездничество, воинское искусство. Эти науки делают человека изящным. Есть науки тщетные: астрология, алхимия. Есть науки вредные, основанные на невежестве и суеверии: некромантия, физиогномия, аэромантия, ворожство. Особо вредна черная магия, которая ведет к разрушению веры. Их необходимо преследовать и искоренять в государстве.

Главная работа правительства - просвещение и распространение знаний. Надо учить всех, все нуждаются в знании.

Рассмотрел все формы обучения в России. Брал Академию, где преподают иностранные учителя, и обучение предполагает некую основу знания. Было два народных училища: артиллерийская школа и инженерная, которые лишь обучали узкой специализации. В духовных академиях учат по наитию, по отрывкам книг, поэтому и учение несостоятельно. Он настаивал на преобразовании училищ, школ, на подготовке наших учителей и профессоров, только тогда русское образование может быть создано.

Рассуждение о божественных, естественных и гражданских законах. Человек живет по природе, хотя предполагает законы, которым должен повиноваться человек. Добро есть забота человека о своем сохранении и соответствующем общении с другими людьми. Бог создал человека как совершенного. Человек должен постоянно заботиться о своем сохранении. Делай добро другому, так сохранишь благо и для себя. Это естественные законы, которые являются соответствующими божественными законами. На естественном законе в ХУ11 в. основывалось естественное право. Божественное право, по Татищеву, реализуется в естественных законах. Оно изложено письменно в Священном Писании в соответствующих требованиях человеку. Священное Писание регламентирует человека. Естественный закон - сохранение человека и сообщение с себе подобными. Божественные законы реализуются в церковные законы. Церковный закон формируется в рамках той или иной церкви. Божественный закон принимается в рамках гражданского законодательства, то истинное, которое не противоречит божественным и естественным законам.

Иногда человек допускает ограничение свободы и находится в состоянии неволи. Есть неволя по естеству - ребенок, есть неволя по договору - человек ограничивается в ожидании определенных условий, есть неволя по принуждению - рабство. Невольник должен быть освобожден, это задача церкви и государства, неволя права не создает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: